Уроки истории в музее

Уроки истории в музее

Историко-краеведческая образовательная программа для школьников 5–9-х классов

Научными сотрудниками музея разработан цикл интерактивных занятий с учетом школьной программы по истории. Уроки рассчитаны на год — по два занятия для каждого класса. Занятия проходят в постоянной экспозиции музея, где часть предметов находится в открытом доступе: их можно взять в руки. Таким образом, учителя могут сделать акцент на некоторых темах, а школьники подключить к учебному процессу максимум воображения.

Во время уроков историки и археологи проводят викторины, деловые и ролевые игры с использованием видеоматериалов и слайд-фильмов, иллюстраций и исторических карт.

Занятия организованы таким образом, чтобы школьники не только узнали историю нашего края, но и стали понимать взаимосвязь глобальных исторических процессов и особенностей развития Южного Урала.

Многие учителя уже составили положительное мнение о выездных уроках в музее, а сами школьники признаются, что изучать обычные предметы, но вне школьных стен, особенно интересно!

Пятый класс

Первобытное общество. Население Южного Урала в каменном веке

Занятие посвящено теме расселения первобытных людей в Евразии и населения Урала в ледниковый период. После знакомства с экспонатами школьникам получат возможность исследовать инструменты древнего мастера — резцы, ножи, тесла — и узнать о их применении в каменном веке.

Бронзовый век на Южном Урале

Цель занятия — создать зримый образ человека эпохи бронзы (быт людей того времени, способы добычи и обработки железа, приспособления для изготовления керамики). Во время урока школьники смогут увидеть обнаруженные на территории Челябинской области артефакты бронзового века, реконструировать жилище древнего человека и познакомиться с технологией изготовления керамической посуды.

Шестой класс

Великое переселение народов. Население Южного Урала в I тысячелетии нашей эры

В IV–VII веках нашей эры, когда в Европе шел активный процесс миграции народов, Южный Урал заселялся кочевниками. Откуда пришли эти древние племена, как обустраивали свое жилище, чем торговали? О жизни кочевых народов рассказывают предметы быта, вооружения, орудия труда, украшения. Чтобы почувствовать дух времени, дети представят себя в роли кочевников и земледельцев: выберут подходящие детали одежды, скомплектуют костюмы мужчины-воина и женщины кочевого племени.

Российское государство и народы Южного Урала в XI–XV веках 

Речь пойдет о продвижении русских на Урал и походах новгородцев на Пермь, о монгольском нашествии и колонизации края. Важность предлагаемых к обсуждению вопросов обусловлена тем, что возникшие в XI–XV веках межэтнические связи во многом повлияли на дальнейшую историю региона, на характер взаимоотношений Российского государства и коренных народов Южного Урала. Беседу и знакомство с экспонатами завершит игра-опрос об особенностях культуры и быта южноуральцев в позднем Средневековье.

Седьмой класс

Великие географические открытия. Освоение Сибири в XVI–XVII веках

В начале урока звучит рассказ об открытии европейцами новых земель и морских путей, создании первых колониальных империй и освоении бескрайних просторов Сибири. Знакомясь с экспозицией, школьники вспомнят историю сибирского похода дружины Ермака, узнают о строительстве за Уралом первых русских городов-острогов. А главное — почувствуют себя первооткрывателями новых земель. На карте Российской империи они выберут маршрут «будущей экспедиции», попытаются оценить и предотвратить возможные трудности. В завершение детям будет предложена викторина.

Россия в XVIII веке и освоение Южного Урала

Рассказ об освоении Южного Урала русскими в контексте истории России. После знакомства с экспонатами школьникам предлагается «построить» сторожевую крепость: выбрать подходящие место расположения и модель будущего бастиона, назначить руководителя экспедиции, военачальника, собрать военный отряд и строителей, обосновать необходимость разных этапов строительства крепости.

Восьмой класс

Отечественная война 1812 года: вклад южноуральцев в победу

Урок посвящен рассказу о причинах войны с французами, стратегических планах воюющих сторон и победе над врагом, в которую внесли вклад все народы и сословия России. С первых дней войны в сражениях с наполеоновскими войсками участвовали южноуральцы — оренбургские казаки. Те, кто остался в тылу, делали пожертвования на военные нужды. После осмотра экспозиции детям будет предложено примерить костюм гусара 1812 года, ознакомиться с правилами этикета того времени и сыграть в шараду (занятие, распространенное в светских салонах начала XIX века).

Россия в конце XIX века. Строительство Транссибирской железной дороги

Разговор о строительстве железной дороги на Урале начинается с истории Челябинска. Детям предлагается ознакомиться с картами России и Южного Урала, нарисовать свой вариант железнодорожного пути из европейской части России в Сибирь и на Дальний Восток или обосновать уже существующий маршрут. Разделившись на группы (торговцы, ремесленники, переселенцы), «участники» событий конца XIX — начала XX века расскажут о том, как появление железной дороги сказалось на развитии края и жизни южноуральцев.

Девятый класс

Россия в 1917–1922 годах. Революция и Гражданская война на Южном Урале 

Революционные перевороты, события Гражданской войны, разруха и голод военного времени... Представляя экспонаты столетней давности, ведущий рассказывает о событиях, происходивших в глубине России, на Южном Урале. Для закрепления материала проводится ролевая игра. Командам предлагается выбрать исторических лидеров — Колчака, Тухачевского, Дутова или Цвиллинга — и каждой стороне отстоять свою позицию. Это поможет лучше понять роль каждой из фракций в Гражданской войне.

Великая Отечественная война 1941—1945 годов. Вклад Челябинской области в Победу

В начале занятия обозначаются некоторые вопросы одного из важнейших событий нашей истории — предпосылки, периодизация и основные сражения Великой Отечественной войны. Ученикам предлагается ознакомиться с картами Советского Союза и Европы в разные периоды войны и прослушать рассказ о роли Южного Урала в войне (основные предприятия, жизнь местного и эвакуированного населения в глубоком тылу). Для закрепления материала устраивается викторина.

Стоимость билета: 120 рублей

Более подробная информация и запись по телефонам: 8 (351) 263-08-32; 265-23-88 

Возврат к списку