Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Спортивная фотосъемка 100 лет назад


Спортивная фотосъемка 100 лет назад

(по материалам журнала «Советское фото»)



С. Н. Ростовцев,

научный сотрудник выставочного отдела


В Пекине продолжаются XXIV Зимние Олимпийские игры. Государственный исторический музей Южного Урала желает успешных стартов и новых побед нашим спортсменам. Но от этих игр ждут не только высоких достижений, но и красивых спортивных кадров. Спортивная съемка является сложным фотографическим процессом, как в наше время, так и сто лет назад, особенно в зимнее время.

Надо сказать, что фотоаппаратура 20-х годов прошлого века сильно отличалась от современной. Фотографы испытывали сложности с фототехникой, например, на морозе отказывал шторный затвор. Это происходило потому, что резина, которой натягивалась шторка, примерзала и теряла свою эластичность. «Скудность» зимнего освещения также была одной из трудностей.

001.jpg

Первые лыжники Челябинска. 1920-е годы

Как же фотографировали в двадцатых годах двадцатого века? В журнале «Советское фото» были даны подробные советы: как снимать, какой камерой пользоваться, каким объективом, как правильно выставлять экспозицию (термин «экспозиция» означает количество света, попадающего на светочувствительный фотоматериал за определенный промежуток времени) и т. д.

Вот семь «заповедей», которые следовало запомнить:

Первое. Всякая съемка должна показывать характерные моменты данного вида спорта во время его исполнения. Группа лыжников, хоккейная команда, конькобежцы, глазеющие в объектив — спортивной съемкой не являются.

Второе. Чтобы снимать успешно какой-либо из видов спорта, необходимо быть знакомым с ним. Идеально, когда фотограф одновременно и спортсмен; если же нет, он должен хорошо знать его особенности, уметь предвидеть интересные моменты.

Третье. Снимать надо всегда с минимально допустимой скоростью затвора.

Четвертое. Фотограф должен обеспечить себе максимальную подвижность: не таскать за собой громоздкую и тяжелую аппаратуру, одежда должна быть удобной, не стеснять движений.

Пятое. Снимающий не должен мешать участникам состязания своим присутствием, а если по необходимости съемки придется стать на их пути, то нужно спросить об этом разрешения судьи, но не злоупотреблять этим — во избежание неприятных инцидентов. Это особенно относится к хоккею, когда фотограф-корреспондент на коньках суется в поле, пока его не выпроводят.

Шестое. Не обещай направо и налево своих снимков, которых ты все равно не дашь, а если пообещал — аккуратно исполняй обещанное.

Седьмое. Действуй на съемках быстро и решительно, когда это нужно, но не поспешно. Умей терпеливо выждать подходящий момент и не щелкай зря, иначе — на самом интересном месте ты окажешься без пластинок1.

Идеальным аппаратом для спортивной съемки была камера 6x9 или 9x12 см со шторным затвором, желательно с закрытой заводкой. Видоискатель должен быть рамочный. Что касается экспозиции, то здесь нужно было выбрать благоприятный момент, при котором бы получился наиболее экспонированный негатив, с соблюдением резкости двигающегося объекта. Как же этого достичь? Нужно было знать некоторые правила:

а) для фотографа действительная скорость перемещения объекта имеет лишь значение относительное; он должен считаться с той скоростью, с которой изображение объекта двигается по матовому стеклу его камеры. Таким образом, мы имеем действительную и кажущуюся скорости объекта;

б) чем дальше отстоит объект, тем меньше его кажущаяся скорость, и наоборот: наименьшей кажущейся скоростью обладает объект, который приближается к нам или отдаляется по прямой линии, иными словами — вдоль оптической оси объектива2.

002.jpg

Первые хоккеисты Челябинска на р. Миасс, 1927 год


Затем после удачно сделанного кадра наступал следующий этап — проявление. Проявляя снимок, надо было выудить из него максимум и одновременно стараться получить негатив, годный для сильного увеличения, т. е. мелкозернистый.

Излишне говорить, что элементарное правило всякого фотохимического процесса: чистота, чистота и чистота — должно быть соблюдено прежде всего. Употребляйте исключительно кипяченую воду, держите температуру проявителя, фиксажа и воды для промывки на одном нормальном уровне, проявляйте в одном месте и фиксируйте в другом, подальше от проявителя.

Кроме того, спортивная фотография имела огромное значение — как способ обучения физкультурных масс, как способ совершенствования спортивной техники, как средство популяризации спорта и здорового образа жизни3.


Примечания

1 Польстер А. Спортивная съемка зимой // Советское фото. 1929. № 1. С.

2 Там же.

3 Зискинд А. Спортивная фотография // Советское фото. 1929. № 3. С. 78.

Фотографии взяты из книги: В. М. Семенов, В. Н. Новоселов, Л. В. Шубарина «История развития физической культуры и спорта в Челябинске 1919-1929 годы». Издательский центр «Уральская Академия». Челябинск 2000 г.



18.02.2022

Возврат к списку