Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Предмет исчезнувшей народности


Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают русские, башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и многие другие. В фондах Государственного исторического музея Южного Урала есть интересный экспонат - украшение, принадлежавшее женщине исчезнувшей к нашему времени народности сартов. Нагрудное украшение сартянской женщины XIX века поступило в фонды музея в 1924 году, от товарищества «Иттихад», которым руководил известный в Челябинске общественный деятель, ахун и мулла С.Ф. Урманов. Он был основателем мусульманской этнографической секции при Челябинском обществе изучения местного края, уполномоченным Челябинского краеведческого музея по сбору предметов мусульманского быта1. Скорее всего, и упоминавшийся выше предмет сдан в музей С.Ф. Урмановым.

Украшение сборное, треугольной формы, состоит из нескольких полос металлических цепочек, зонированных металлическими фигурными пластинами.

Рис 1.JPG

Женское украшение сартянской женщины. XIX век. Из фондов ГИМЮУ

От центральной, большей по размеру, пластины отходят по бокам и вверх шесть металлических цепочек со звеньями в виде «восьмерки». Цепочки по обеим сторонам закреплены пластинами меньшего размера прямоугольной формы с округлым верхнем краем: по две с каждой стороны. Окончание цепочек с обеих сторон также оформлено металлическими пластинами лукообразной формы, к которым с помощью соединительных колец прикреплены плетеные шнурки для завязывания на шеи.

Рис 2.JPG

Женское украшение сартянской женщины. XIX век. Фрагмент. Из фондов ГИМЮУ

Пластины украшены сканью, вставками из бусин «под бирюзу» и вставками из стекла различных цветов в ободовых оправах с зубчатым верхним краем. К пластинам кольцами крепятся подвески, состоящие из коралловой дисковидной и бочкообразной бусины «под жемчуг».


Рис 3.JPG

Женское украшение сартянской женщины. XIX век. Фрагмент. Из фондов ГИМЮУ

Шнурки плетёные, на концах кисти, бусины «под бирюзу» перевиты шнурами и проволокой. Цвета вставок: красный, бордовый, коралловый, голубой, белый. Шнур коричневого цвета. Для Государственного исторического музея Южного Урала это украшение - прекрасное дополнение коллекции.

Обратимся к истории, кто же такие сарты? Энциклопедический словарь издательства Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1900 г. дает следующее описание: «Сарты - название туземных оседлых жителей городов и селений области Сырь-Дарьинской и части Ферганской и Самаркандской. Общая численность из достигает 800000, составляя по данным 1880 г. 26% Туркестана и 44% оседлого его населения.

Рис 4.jpg

Фотография С.М. Прокудина - Горского "Старик Сарт». Январь. 1907г. Из открытых источников

Небольшое сартавское население последней состоит из рассеянных по городам области торговцев, из которых только немногие основались там на постоянное жительство. Происхождение слова «сарты» остается невыясненным, всего менее основательно будто сарты - бранная насмешливая кличка, данная узбеками горожанам Туркестана. В этнографическом отношении сарты представляют собой тип смешанный, происшедший от славян древнего иранского населения Туркестана с поздними завоевателями и поселенцами тюрко-монгольского происхождения. Сарты сохранили физический иранский тип и по наружности очень похожи на таджиков. Сарты говорят на особом тюркском наречии «сарт-тили»2.

Женщины сартянки общительны, энергичны. В иных описаниях они сопереживают бедной старушке на базаре, продающей единственные коралловые бусы своей внучки, чтобы добыть им обеим на пропитание. Но с другой стороны, «сартянки» льстивы и хвастливы. Любили собираться за чашкой чая с угощением и хвастаться своими обновками. Какая же женщина не любит украшения?

Главнейшими украшениями сартовских женщин служат кольца, браслеты, бусы, кораллы, амулеты и другие подвески местных изделий. Все эти украшения дома они не носили. В основном украшения состояли из бирюзы в большинстве случаев поддельной, а камни заменялись простыми цветными стеклами. Золотые украшения встречались у богатых женщин. Коралловому ожерелью часто придавался вид сетки, низ которой спускался, чуть ли не до пояса. Большие и малые амулеты под чернью или позолоченные имеющие форму треугольника привешивались к плечам или сзади над лопаткой. К косам на длинных шнурках нередко привешивали «чачь-папук», кисти из крученного черного шелка, головки которых обделывали серебром, чтобы коса не болталась3.

Следует отметить, что украшения имели многофункциональное значение и свидетельствовали о социальном положении, более зажиточные имели драгоценные украшения с самоцветами, а у средних слоев преобладало серебряные и позолоченные изделия с цветными камнями, бирюзой, стеклянными и мастиковыми бусами. Да и по традиции дополнением к национальному костюму были украшения. С древнейших времен украшения считались оберегами, а камни обладали магическими свойствами. Ожерелья с ажурными бусами и бирюзой придавали женщине даже в самом скромном наряде очарование и таинственность Востока.

А.В. Ерёмина

заведующая научно-фондовым отделом


                                                                                                                                 Примечания

1 Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. 2. Челябинск, 1998. С. 511.

2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Том XXVIII. С-Пб., 1900. С. 492.

3 https://www.prlib.ru/item/356055







21.12.2021

Возврат к списку