Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Грампластинки и граммофон фирмы Пате


27 октября 2005 г. ЮНЕСКО провозгласил Всемирным днём аудиовизуального наследия в честь годовщины принятия в 1980 году Рекомендаций по охране и сохранении движимых изображений1.Такое внимание к носителям аудио, фото и видео информации обусловлено уязвимостью этих материалов перед современным миром, который вытесняет устаревшие формы аудиовизуальных источников и тем самым рискует утратить их навсегда. Но музеи, архивы, неравнодушные люди стараются сохранить, оцифровать и опубликовать их. Так и наш музей, хранит и экспонирует такие предметы. Рассмотрим один из комплексов грампластинок в коллекции «Фонозаписи» Государственного исторического музея Южного Урала, представляющих исторический и культурный интерес по части аудио-наследия.

16 июля 1984 года музеем были приобретены граммофон в виде тумбочки и 26 грампластинок фирмы «Пате» у С. В. Личидова, жителя города Челябинска. Граммофон представляет собой тумбу с тремя отделениями, это нижние полки с квадратным основанием, рупор, заключенный в деревянный короб, закрывающийся дверками и верхняя часть граммофона - мотор с диском вращения и ручка завода сбоку с правой стороны. На иглодержателе граммофона надпись: «PATHE CONCERT BREVETE S.G.D.C. Made in France», что свидетельствует об оригинальности производства фирмой Пате во Франции. Грампластинки, что прилагались к граммофону, содержат записи баллад, рассказов, оперетт, романсов, оркестровые, отдельные инструментальные и хоровые записи, церковные песнопения, каждая пластинка на сегодняшний день является редкой.

Если обратится к истории производства граммофонов и грампластинок фирмы Пате у нас в стране, то станет известно, что в начале XX века некая «Генеральная компания фонографов, синематографов и точных аппаратов братьев Пате» в 1903 году зашла на российский рынок со своей продукцией. На тот момент уже существовала конкуренция из иностранных и отечественных фирм, но они уверено завоёвывали свою аудиторию благодаря обширному репертуару записей с российскими исполнителями, открытию филиалов и некоторым маркетинговым уловкам. Так, например, стремясь увеличить, сбыт продукции, фирма Пате в 1911 году выпустила пластинки по двум ценам: популярного и народного репертуара с красным этикетом по 1 р. 30 коп. и избранного репертуара с желтым этикетом по 1 р. 75 коп. В коллекции грампластинок «Пате» нашего музея, есть подобные экземпляры с цветовым и репертуарным различием, из избранного репертуара всего 5 единиц, это: церковные песнопения «Свете тихiй святыя славы» / «Разбойника благоразумнаго», записи «Песня Владимiра Галицкаго изъ оп. "Князь Игорь»/«Ты придешь моя заря, изъ оп. «Жизнь за Царя», «Донъ Пасквале" (серенада). / «Евгенiй Онегинъ» (ария Ленского), «Вспомни, вспомни» / «Песня Маркиза» (из оп-ки «Корневильские колокола»), «У креста». «Дева Марiя».

рис.2..JPG

Грампластинка. У креста. Дева Марiя. Фирма Пате. Начало XX века. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Одна из грампластинок «народного» репертуара коллекции нашего музея «Музыкальная иллюстрацiя Синематографа» / «На почтовой станцiи» экспонировалась на выставке «Деньги и война: противостояние» в 2018 году.

рис.3.JPG

Грампластинка.Музыкальная иллюстрацiя Синематографа. На почтовой станцiи. Фирма Пате. Начало XX века. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Разные по стоимости диски изготавливались из одного и того же материала, но такой ход привёл к увеличению заказов в тот период их деятельности. Со временем, наладив сбыт в европейской части России, «Пате» отправились покорять и другие части нашей страны2.

Но вклад в историю звукозаписи компании «Братья Пате» значителен не только богатством сохранившихся до наших дней аудиозаписей, также их выделял нестандартный подход к устройству производимых аппаратов и грампластинок. Так, вместо традиционной металлической иглы они использовали сапфировый звукосниматель, который позволял проигрывать пластинки много раз, не повреждая их. Сами пластинки «Пате» проигрывались не к центру, как многие другие, а от центра, как современные CD диски3. Такие хитрости технологий не позволяли проигрывать пластинки других производителей на их граммофонах, покупатели были вынуждены становится их постоянными клиентами, чтобы иметь возможность слушать новые записи. Вероятно, фирма «Пате» и дальше бы завоёвывала популярность благодаря своей чётко выстроенной системе записи и распространению грампластинок, но Октябрьская революция внесла свои коррективы в деятельность всех иностранных граммофонных компаний в России. После революции фабрика «Пате», находившаяся в Москве на улице Бахметьевской была национализирована и в 1919 г. на её базе уже записывались первые советские грампластинки с записями речей В.И. Ленина и его соратников.

Ушедшие из широкомасштабного использования кассеты, грампластинки и многое другое, могут содержать важные для истории и культуры нашей страны материалы, которые являются неким «окном» в прошлое для нас. Немногим более 450 единиц хранения пластинок «Пате» хранится в Российском государственном архиве фонодокументов и считаются его достоянием4. Государственному историческому музею в далёком 1984 году тоже посчастливилось стать обладателем этих замечательных граммофонных пластинок и их проигрывателя, которые достойно хранятся и экспонируются. В настоящее время граммофон фирмы «Пате» размещается в экспозиции «История края и народного быта» в разделе «Купеческая гостиная», а грампластинки, как было ранее сказано, посетители могут видеть на временных выставках.

рис.1..jpg

Граммофон фирмы Пате в виде тумбочки (до реставрации). 1907-1914 гг. Франция. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала


Некоторые записи с пластинок можно прослушать на специализированном общедоступном интернет – ресурсе. Таким образом, благодаря площадке музея, экскурсоводам и новым технологиям, аудио - носители, будучи в статусе экспоната, могут транслировать свою значимость.

Э.И. Назирова

научный сотрудник сектора учёта научно-фондового отдела



                                                                                                                       Примечания
1 Всемирный день аудиовизуального наследия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.unesco.org/commemorations/worldaudiovisualday (дата обращения: 18.10.2021)
2 Тихонов А. 100 лет «Пате» в России // Журнал Звукорежиссер. 2003. №1. С. 50-56.

3 Железный А.И. Наш друг грампластинка. Записки коллекционера. Киев., 1989. С.18.

4 Фонд №34. Генеральная компания фонографов, синематографов и точных аппаратов. Братья Пате в Париже [Электронный ресурс]. URL: http://ргафд.рф/nauchno-spravochnyi-apparat/fond-34-generalnaya-kompaniya-fonografov-sinematografov-... . (дата обращения: 19.10.2021)




07.12.2021

Возврат к списку