Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Мода и жизнь. По страницам женских журналов XX века


О. Н. Василенко,

хранитель фонда книг


Одним из последних пополнений фонда «Редкая книга» Государственного исторического музея Южного Урала стали журналы мод, издававшиеся как в дореволюционное, так и в советское время – вплоть до начала 90-х годов. Поступили они в музей благодаря Алевтине Васильевне Лайко, которая ранее уже преподносила в дар музею множество интересных вещей. Алевтина Васильевна долгие годы проработала художником по костюмам в Челябинском государственном академическом театре драмы имени Наума Орлова, а также в других театрах нашего города, таких как ТЮЗ, Камерный театр, Челябинский государственный театр оперы и балета имени М. И. Глинки, драматический театр «Ковчег». В её послужном списке создание эскизов к более чем шестидесяти драматическим и балетным постановкам. Алевтина Васильевна пришла в драматический театр в 1985 году и участвовала в создании эскизов и изготовлении костюмов ко многим постановкам, в том числе и к режиссерским работам Наума Орлова («Король Лир», «Зойкина квартира», «Самоубийца», «Антихрист», «Женитьба Белугина», «Последние», «Барабанщица»). За годы работы у Алевтины Васильевны скопилось огромное количество модных изданий, которые помогали ей в создании костюмов.

Рис 1.JPG

Журнал «Новинки ГУМа». 1956 год. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала


Не секрет, что мода занимает далеко не последнее место в жизни женщины. Так было до революции и после нее, так было в довоенное и послевоенное время. По этим журналам можно проследить моду XX в., как она менялась на протяжении десятилетий.

Один из самых интересных по своему содержанию журналов - «Журнал для хозяек». Он печатался с 1912 года и был так популярен, что его издание продолжилось и в военные, и в послереволюционные годы — до середины 1920-х годов.

Рис 2.JPG

«Журнал для хозяек». 1915 год. № 11 (1 июня). Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала


Пролистав журнал, можно убедиться, что его содержание мало чем отличается от современных женских журналов. Это и модные советы, и кулинарные рецепты, различные вопросы домашней жизни и ответы  на вопросы  читателей справочного отдела, медицинского и юридического отдела, советы по косметике и уходу за собой, по рукоделию и т.п. А также в журнале печатались весьма занимательные художественные произведения, статьи по общим вопросам жизни женщин, по вопросам психологии и морали. «Кулинарный отдел» и «Модный отдел» занимали значительную часть объема журнала. Это, конечно, совсем не удивительно. Но если вы думали, что на этом интересы женщин того времени исчерпывались, то это далеко не так. В журнале публиковалось немало актуальных статей из жизни женщин, касающихся вопросов общественной женской деятельности.

Рис 3.JPG

«Журнал для хозяек». 1915 год. № 17 (1 сентября). Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала


Безусловно, семья и дети – важная составляющая жизни женщины, но уже тогда, 100 лет назад, женщины не хотели довольствоваться только этим. Вот выдержка из одной из статей: «Ход развития общества толкает женщину на арену общественного труда и борьбы; рост человеческой личности, идущий быстрыми шагами, делает тесными рамки прежней жизни. Старый житейский уклад трещит по всем швам, и из всех щелей пробиваются ростки новой жизни. В частности, раскрепощение женщины идет быстрым темпом. Тюремное существование отошло в область преданий, идеал «теплого гнездышка» тоже сильно потускнел. Всё меньше и меньше становится женщин, гоняющихся за семейным счастьем, всё больше и больше неудовлетворенных ролью жены и матери, не потому, конечно, что быть женой и матерью стало признаваться чем-то недостойным, а потому, что этого слишком мало для развития человеческой личности»i.

Женщины того времени стремились к активному участию в общественной жизни: они хотели работать, посещали различные курсы и получали аттестаты, они призывали отказываться от прислуги и делать работу по дому самим, ратовали за организацию общественных детских садов, за объединение женщин в клубы и кооперации, приветствовали допуск женщин в университеты: «Женщина завоевала себе право на высшее образование, и она должна быть допущена в университеты». В статьях затрагивались такие вопросы, как положение женщины в различных отраслях труда, её экономическое раскрепощение (развод, экономические отношения мужа и жены) и многое другое. И это были не просто теоретические обсуждения, а стремление подготовить женщин к открывшимся перед ней новым областям физического и умственного труда, помочь преодолеть многочисленные препятствия на пути к своей цели, поддержка в её стремлении развиваться.

Да, и после революции в Советском Союзе мода тоже была. Хотя отношение к ней в СССР было неоднозначным. В первые послереволюционные десятилетия к моде относились категорично. Было сформировано мнение, что мода – это «буржуазные штучки». Журнал «Последние моды» это наглядно демонстрирует. В отличие от «Журнала для хозяек», это журнал, выходивший в 1920-е годы, целиком и полностью посвящен моде и рукоделию. Его читательницы имели возможность познакомиться с последними тенденциями моды и сшить понравившиеся модели одежды и шляпок. Номера этих журналов датируются 1928-1929 годами. Эпоха «заката» НЭПа… Это было время укороченных платьев без корсета, коротких стрижек, шляпок клош… Это уже советское время. Но, глядя на эти легкомысленные модели в буржуазном стиле, трудно представить, что они были предназначены для женщин – строителей нового коммунистического общества. Многие подобные журналы после 1929 года больше не выходили, их закрыли за «безыдейность».

Рис 4.JPG

Журнал «Последние моды». 1928. № 4 (апрель). Из фондов

Государственного исторического музея Южного Урала


Один из журналов дает представление о моде 1930-х годов. В эти годы мода становится более спокойной, проходят революционные настроения 1920-х, когда женщины избавились от корсетов, а подолы укоротились. В 1930-е юбки становятся длиннее и скромнее, а силуэты более спокойными. Талия возвращается на свое естественное место. В моду входят рукава-фонарики и крылышки.

Рис 5.JPG

Журнал мод. 1930-е годы. Из фондов Государственного

исторического музея Южного Урала


У журнала, к сожалению, отсутствует обложка, но по стилю и модным тенденциям легко было определить время его издания. В то время начинается массовое производство одежды, нижнего белья и чулок из искусственных тканей. При этом советских создателей одежды упрекают в «конвейерно-серийном принципе», облачающем людей в стандартные одеяния; а с другой стороны - в попытках механического перенесения «последних криков» западной моды с её вычурностью и эксцентричностью, что считалось чуждым неиспорченному вкусу советских людей. Это была не та одежда, которая, по мнению руководства, им была нужна. Да и вообще развитие моды в то время тормозилось дефицитом одежды и низкими доходами населения. Одеваться модно было дорого, а потребителями моды был крайне ограниченный круг людей.

40-е годы были тяжелыми для страны. Можно утверждать, что в эти годы моды не было совсем, было просто не до того. Но, несмотря на это, в 1944 году открывается Московский Дом моделей, а в 1945 году была восстановлена работа Ленинградского дома моделей.

В 1950-е годы западные модные тенденции стали понемногу проникать в СССР. Кому-то посчастливилось побывать за границей. Многие женщины ездили в Ригу и Таллинн, чтобы узнать последние веяния в моде в Европе. Журналы «Rigas Modes» пользовались тогда большой популярностью. Это был настоящий вестник актуальной западной моды, предлагавший русским женщинам красивые и стильные наряды.

Рис 6.jpg

Журнал «Rigas modes» («Рижские моды»). 1971 — 1972 годы. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала


В нашей стране в послевоенные годы начинается активная работа по созданию модных коллекций, появляются талантливые дизайнеры. Выходит множество модных журналов с одеждой и обувью, созданным согласно последним модным тенденциям, такие как «Новинки ГУМа», «Модели сезона». Начали проходить первые модные показы и наших дизайнеров за границей и заграничных модельеров в СССР. Коллекции советских модельеров вызывали за рубежом очень большой интерес у европейских поклонников моды.

В 60-е и 70-е годы все больше западных модельеров посещали СССР, советские люди всё больше узнавали о новых модных тенденциях, появлялось всё больше импортных товаров. Хотя многие вещи по-прежнему были доступны только избранным. Джинсы тогда стали показателем статуса. В моду вошли брюки клеш.

80-е годы... Последние годы существования СССР. Быть модным больше не считалось чем-то мелкобуржуазным. Люди стали ярче и смелее, с ярко выраженной индивидуальностью. Причем мужчины не отставали от женщин в желании выглядеть модно. 90-е годы стали еще более красочными и сумасшедшими, чем 80-е. Модная индустрия СССР стала развиваться в полную силу…

__________

i Журнал для хозяек. 1915. 1 июня. С. 1.



13.10.2021

Возврат к списку