Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

«Русская пшеничная Америка». Часть2


«Русская пшеничная Америка»: мемуары о Челябинске (продолжение)

В преддверии 285-летнего юбилея Челябинска Государственный исторический музей Южного Урала продолжает цикл публикаций, посвященных дневникам, мемуарам, письмам, путевым заметкам и научным трудам с описанием города. Сегодня речь пойдет о второй половине XIX века. Ключевой сферой торговой деятельности в Челябинске в этот период оставалась хлеботорговля. Жители города начинали осуществлять переработку зерна в промышленных масштабах. Об успехах в сборе пшеницы и дальнейшей ее реализации свидетельствует публикация неизвестного с инициалом О. в газете «Екатеринбургская неделя».

1.png

Статья о Челябинском уезде в газете «Екатеринбургская неделя»


«Челяба. В 48 № Е. Н. была помещена статья о трудности распространения Красноуфимским Земством молотилок. У нас же, неимеющих Земства, это прививается быстро: так прошлой зимой г. Покровский посылал свою молотилку по деревням молотить крестьянский хлеб и брал самую незначительную плату. По почину его многие казаки и крестьяне завели подобные машины. Так, близ города в деревню Петровскую, еще в другую казаки выписывали молотилки. Челябинский уезд не Красноуфимский — это русская пшеничная Америка. Здесь крестьяне и казаки засевают одной пшеницы по 50, 70 и 100 десятин, а потому машины и нужны.

На прошлой неделе подвоз хлеба был изрядный. В понедельник 17 ч. ссыпано 40,000, 18 ч. 30/т., 19-го,—20-го,—-21-го, и 22-го ч, от 15 до 20000 пуд, каждодневно. Здесь хлебныя базары каждодневно, кроме Воскресенья.

Цены на хлеб: пшеница от 45 до 95 к., овес 38 —40 к., мука пшеничная от 50—80 к., и ржаная 60 к. О.»1

В 1892 году в городе открывается железнодорожный вокзал. С этого момента все поезда, следующие на восток по Транссибирской железной дороге, проходили через Челябинск. Началась новая веха в развитии уездного центра. Происходил ускоренный рост экономики, населения и культурного развития.

2.png

Здание железнодорожного вокзала в Челябинске


Масштабная стройка железной дороги впечатлила одного из современников. В 1894 году в Челябинск прибыл писатель и историк, автор романов «Лжедимитрий», «Двенадцатый год», «Великий раскол» и других Даниил Лукич Мордовцев. Он оставил очерк о городе. Вашему вниманию предлагается небольшой фрагмент.


3.png

Д. Л. Мордовцев


«...Но вот и Челябинск, 2451 верста от Петербурга. Челябинск или Челяба, небольшой, довольно глухой сибирский городок, менее с чем десятитысячным населением, теперь, с переводом в него из Самары в 1893 году, управления постройки западно-сибирской железной дороги, необыкновенно оживленный. Он лежит в небольшой впадине, при реке Миасе, впадающей в Исеть… Город окружен березовым лесом, так что даже так называемый челябинский городской сад вовсе не сад, а просто березовая роща, хотя в ней торчит и подобие курзала, а кое-где поставлены и скамейки. Но к этому публичному гулянью иначе нельзя пройти, как мимо мрачного острога, обнесенного высоким частоколом, за которым постоянно слышится хватающий за сердце лязг кандалов… Вот она — сущая Сибирь.

Но кроме острога в Челябинске имеется духовное училище, помещающееся в прекрасном здании, мужское городское училище и женская прогимназия, заведение, которое, сколько я мог познакомиться, благодаря талантливости и педагогическому такту начальницы его Е. В. Юнгмейстер, могло бы служить образцом для других, даже в сибирских подобного ранга заведений.

В Челябинске я пробыл более двух недель и не жалею, что проехал около 2000 верст, чтобы только хоть немного познакомиться с Сибирью. В Челябинске же, в гостеприимном и симпатичном семействе помощника строителя западной сибирской дороги В. Н. Жукова, я познакомился с теми неутомимыми «гномами», гением и энергией которых пробита «каменная грудь» великана, отделяющего Европу от Азии, и которые создали себе бессмертный, хотя и «рукотворный» памятник, едва ли не столь же прочный, как и египетские пирамиды...»2

В 1898 году Челябинск посещает Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Дворянин, крестник императора Николая I, писатель, публицист, общественный деятель. Получил образование в институте путей и сообщения. Был талантливым инженером. Принимал участие в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали, а именно в изыскательных работах по прокладке Самаро-Уфимской, Уфа-Златоустовской и Западно-Сибирской железной дороги3.

В своей работе «Из дневников кругосветного путешествия» он поделился собственными впечатлениями о Челябинске, в которых сравнил жизнь в городе «до» и «после» строительства железной дороги.

4.png

Н. Г. Гарин-Михайловский


«15 июля. Все дальше и дальше. Вот и Сибирь… Челябинск… Помню эти места, где проходит теперь железная дорога, в 1891 году, когда только производились изыскания. Здесь, в этой ровной, как ладонь, местности, царила тогда николаевская глушь, — полосатые шлагбаумы, желтые казенные дома, кувшинные, таинственные чиновничьи лица, старинный суд и весь распорядок николаевских времен. Тогда еще, как последняя новость, сообщался рассказ об исправнике, который, скупив у киргиз ветер, продавал киргизам же его за большие деньги (не позволял веять хлеб, молоть его на ветрянкахи проч.).

Я помню наше обратное возвращение тогда. Была уже глубокая осень. Мы ехали по самому последнему колесному пути. До двенадцати лошадей впрягали в наш экипаж, и шаг за шагом они месили липкую грязь: ехать 30 верст в сутки было идеалом.

А теперь уже прошла железная дорога, и мы мчимся в вагонах. И в каких вагонах: вагон-столовая, вагон-библиотека, ванная, гимнастика, рояль. Почти исчезает впечатление утомительного при других условиях железнодорожного пути. Тогда, при проектировке дороги, едва-едва натягивали 11 миллионов пудов возможного груза. Так и строили, в уверенности, что не скоро еще дойдет дело до этих одиннадцати миллионов пудов. И в первый же год 30 миллионов пудов.

Факт, с одной стороны, очень приятный, но с другой — это несомненно, что дорога, в теперешнем виде, совершенно несостоятельна.

И сколько, сколько еще не перевезенного груза в одном Челябинске».4

Город менялся. Из «бедного городишка» он превращался в стремительно развивающийся уездный центр. Каким Челябинск предстанет перед современниками в начале XX века? Ответы на этот вопрос можно получить в следующих публикациях.

Д. Е. Васильев,

сотрудник научно-исследовательского отдела

                                                                                                                          Примечания

1 О. Челяба // Екатеринбургская неделя. 1885. № 2. С. 26.

2 Мордовцев Д. Л. Из летних скитаний // Полн. собр. соч. Т. 7. Б. г. Б. м. С. 193–198.

3 Челябинск: энцикл. Челябинск : Каменный пояс, 2001. С. 185.

4 Гарин-Михайловский Н. Георгиевич (1852–1906). Из дневников кругосветного путешествия: (по Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову). М. : Географгиз, 1949. С. 37–38.





27.07.2021

Возврат к списку