Научные публикации

Праздник Рождества в «Оренбургских епархиальных ведомостях»


История Рождества описана в Евангелии, но празднование этого события появилось позже. В иудейской традиции не отмечали дни рождения. Во II веке о появлении на свет Богомладенца вспоминали в день Богоявления (Крещения). Первые упоминания о празднике Рождества Христова относятся к IV веку.

С тех пор в каждой христианской стране ежегодно празднуют это событие, по-своему переживают его. Как это было на Южном Урале более чем сто лет назад? На что призывали обратить внимание православных, готовящихся к встрече Рождества Христова? Об этом нам помогают узнать «Оренбургские епархиальные ведомости», освещающие церковную жизнь региона второй половины XIX — начала ХХ веков.

Публикации, посвященные Рождеству Христову, выходили в епархиальных ведомостях в январских номерах с интервалом в несколько лет. Материалы не повторяют друг друга.

В 1874 году была опубликована проповедь, произнесенная в Оренбургском кафедральном соборе накануне празднования Рождества Христова 24 декабря 1973 года протоиереем Стефаном Семеновым1. Автор пишет о духовном значении рождества Христова для всего человечества, о том, что «было время, когда все было богом, кроме истинного Бога. Но родился Христос — и вся земля, как бы водами океана, наполнилась ведением Бога истины и правды. … И рождество Христово приведет наконец то время, когда обновится небо и земля, и не будет ни скорби, ни плача, ни воздыхания». Протоиерей отмечает, что каждый год мы возвещаем весть о наступлении этого Светлого праздника — «и всякий раз она слышится нами и воспевается с новым услаждением духа. Эта вдохновенная священная песнь никогда не стареет, всегда цветет, вечно свежа, торжественна, трогательна, умилительна».

Через шесть лет в «Оренбургских епархиальных ведомостях» священник М. Руднянский опубликовал «Слово в день Рождества Христова»2. В своей статье он поведал евангельский сюжет о Рождестве, отметил, что Богомладенец Иисус родился не в богатых чертогах, а в хлеву, в бедности, что для Него не нашлось места в городе, в человеческих жилищах. Автор раскрывает богословский смысл этого, говоря, что Бог ради людей и их спасения сошел с небес и родился в вертепе, так как возложил на Себя «глубоко павшую, погибшую жизнь человечества, и возносит потом на теле своем на крест, где искупает, спасает эту жизнь, и, спасенную, вводит в царство вечной жизни». «Поврежденная роковым грехопадением прародителей, природа человеческая требовала своего обновления. … Он на то и родился, дабы исцелить страдания людей, … проникнуть во мрак ада и исторгнуть оттуда души праведников». «В веселии воспойте, люди, яко с нами Бог!» — завершает свою проповедь священник.

Еще через пять лет, в 1885 году, было опубликовано «Поучение к сельским прихожанам в день Рождества Христова»3 священника Синеглазовского поселка Димитрия Евладова. Иерей увещевает прихожан в Святки «хранить себя от треб идольских», не следовать языческим традициям гаданий и увеселений, а благоговейно проводить Святые дни.

Через четыре года, в 1889 году, снова отдельная статья была посвящена празднику Рождества Христова4. В ней основное внимание обращалось на то, что этот праздник — «праздник великий и радостный для всех», для бедных и богатых, юных и старых, простых и мудрецов, живых и усопших. На это указывает Евангельская история о рождении Иисуса Христа и многие другие библейские сказания. Священник также приводит советы о том, как нужно с пользой для души проводить Святки — святые дни, призванные для духовных размышлений и посещения богослужений.

В 1890–1891 и 1894–1895 годах опубликованы стихотворения епископа Оренбургского и Уральского Мефодия (под инициалами Е. М.), посвященные празднику Рождества Христова. В них вспоминаются евангельские события рождения Иисуса Христа, раскрывается значение этого события для человечества, содержится призыв к православным людям жить по вере христианской и духовно преображать свою жизнь.

Приведем несколько четверостиший епископа Мефодия о празднике Рождества Христова:

После долгих ожиданий

Многим бедствиям конца,

После тщетных всех исканий

Света Божьего Лица,


Людям тяжко становилось

Жизнь вести на сей Земле,

Поневоле приходилось

Сердцем изнывать во зле.


Вдруг средь общих всех страданий

Яркая звезда взошла

Самых светлых упований,

Мрак скорби прогнала.


Тайна велия свершилась:

Бог явился во плоти;

Божья милость к нам явилась,

Чтобы грешных всех спасти5.


Пролистав страницы старинного журнала почти за полстолетия, мы видим, что в «Оренбургских епархиальных ведомостях» в 1870–1890 годы были довольно полно освещены история и богословие праздника Рождества Христова, даны поучения православным людям в духе того времени о духовной жизни и праздновании Рождества Христова и последующих Святок.

002.jpg

Икона «Рождество Христово». XIX век. Фонды Государственного исторического музея Южного Урала. Икона поступила в музей в 1924 году от отдела социального обеспечения по рапорту окружного исполкома. До этого находилась в одной их челябинских церквей

Е. М. Шумская

канд. ист. наук, ученый секретарь

Примечания

1 Слово в день Рождества Христова // Оренбург. епарх. вед. 1874. № 1. Неофиц. ч. С. 19–21.

2 Слово в день Рождества Христова // Оренбург. епарх. вед. 1880. № 1. Неофиц. ч. С. 25–29.

3 «Поучение к сельским прихожанам в день Рождества Христова» // Оренбург. епарх. вед. 1885. № 1. Неофиц. ч. С. 11–16.

4 Рождество Христово // Оренбург. епарх. вед. 1889. № 1. Неофиц. ч. С. 16–18.

5 Стихотворение ко Дню праздника рождества Христова // Оренбург. епарх. вед. 1890. № 1. Неофиц. ч. С. 4–7.



19.01.2021

Возврат к списку