Научные публикации

Общество хоругвеносцев при Христорождественском соборе


Во второй половине XIX – начале ХХ века Челябинск в церковно-административном отношении входил в состав обширной Оренбургской епархии, охватывающей Оренбургскую губернию, Тургайскую и Уральскую области. В Оренбургской епархии в конце XIX века, в русле правительственной политики Александра III по русификации и христианизации окраин империи и согласно общероссийской церковной тенденции создания епархиальных и приходских братств и обществi, стали активно создаваться различные общества церковно-просветительского характера.

Челябинск также не остался в стороне от этих событий церковной жизни епархии. В городе в 1903 году было учреждено общество хоругвеносцев при Христорождественском соборе Челябинска.

1.png


Христорождественский собор Челябинска. Начало ХХ в. Фотография из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Христорождественский собор в Челябинске был заложен 23 марта 1748 года и стал первой каменной церковью города. Собор имел два придела: правый в честь святителя Николая, левый в честь апостола Иоанна Богослова. С 1914 года являлся кафедральным (с момента появления епископской викариатской кафедры в Челябинске).

шумская2.png


Данилов Ю. Соборная площадь. Акварель

По сообщению благочинного челябинских церквей протоиерея Митрофана Кремлева, инициатива учреждения общества хоругвеносцев исходила от жителей города. За образец в его организации было взято одноименное общество при Омском Успенском кафедральном собореi.

В общество пожелали вступить 40 жителей Челябинска:

Батраков Андрей Максимович;

Пентегов Евгений Андреевич;

Тарасов Александр Алексеевич;

Токарев Петр Павлович;

Шпагин Степан Андреевич;

Бухарин Александр Степанович;

Пентегов Аркадий Андреевич;

Шапошников Иван Николаевич;

Пономарев Андрей Иванович;

Беляевский Павел Васильевич;

Семеин Александр Александрович;

Баев Иван Дмитриевич;

Культин Яков Андреевич;

Лебедев Петр Иванович;

Шапошников Николай Иванович;

Лебедев Степан Петрович;

Валаков Никита Ефимович;

Пахомов Афанасий Михайлович;

Кедров Николай Афанасьевич;

Чикин Александр Андреевич;

Степанов Павел Степанович;

Холодов Андрей Петрович;

Дмитриев Валентин Васильевич;

Сотпев Иван Евстигнеевич;

Соболев Андрей Васильевич;

Пономарев Федор Егорович;

Бакуев Петр Денисович;

Лямин Иван Ларионович;

Варнавин Павел Васильевич;

Катков А. А.;

Катков Иван Андреевич;

Павлов Гавриил Васильевич;

Колбин Василий Михайлович;

Иванов Михаил Павлович;

Филиппов Федор Васильевич;

Столбов Николай Сергеевич;

Боровинский Иван Николаевич;

Круглов Павел Васильевич;

Хованов;

Петров Никита Ивановичii.

3.jpg
4.jpg5.jpg

Страницы из дела «Об учреждении при Христорождественском соборе Челябинска общества хоругвеносцев». ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 7227. Л. 2–3

Целью общества хоругвеносцев была забота о «благолепии храмов Божиих в городе и о благочинии среди богомольцев во время Богослужения»i. На цель общества указывает его название. Хоругви являлись важными предметами богослужения, на крестных ходах их как священные знамена несли церковнослужители и прихожане. На хоругвях обычно изображались Спаситель, Божия Матерь и особо чтимые святые и праздники. Деятельность общества имела церковно-просветительский характер и была направлена на укрепление православного благочестия и нравственности среди жителей Челябинска.

Е. М. Шумская

кандидат исторических наук, ученый секретарь

Государственного исторического

музея Южного Урала

1 Нечаева М. Ю. Единение во имя Христа: Православные общественные организации Среднего Урала середины XIX – начала XX веков. Екатеринбург, 2008. С. 67, 119, 167; Федорова Ю. С. Социальная деятельность братства святых Кирилла и Мефодия на территории Оренбургской Епархии во второй половине XIX – начале XX вв. // Православная культура на Урале: контексты истории и современность. Челябинск, 2006. С. 250.

2.ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 7227. Л. 1, 4.

3.Там же. Л. 2 об., 3

4.Там же. Л. 1.


21.10.2020

Возврат к списку