Научные публикации

Выставка «ВелоМотоЭпоха»: опыт создания выставочного проекта


В Государственном историческом музее Южного Урала в течение 2020 года проходит стажировка сотрудников муниципальных музеев области. На днях завершился ее второй этап по теме «Экспозиционная деятельность музея на примере реализации выставочного проекта “Одна на всех Победа!”». Более шестидесяти музейных работников со всей области собрались на это мероприятие. Стоит подчеркнуть, что у сотрудников нашего музея есть много успешных проектов, опыт проведения которых будет интересен не только специалистам, но и широкой общественности. Об одном из них и пойдет речь в публикации.

В феврале 2019 г. в музее открылась выставка «ВелоМотоЭпоха», посвященная истории вело- и мототехники. Идея создания необычного проекта зародилась давно. Наш музей ни разу за свою историю не делал выставку, посвященную исключительно истории техники, транспорта. Проект был осуществлен совместно с частным челябинским музеем «МотоЭпоха». Он создан на основе коллекции Николая Дмитриевича Авдеева, которую он собирал в течение тридцати лет. В его собрании представлены редкие и ценные экземпляры, такие как детский самокат с пневмоколесами времен СССР, мопед Wanderer 1937 г., тяжелый мотоцикл К-750 и др. Все они вошли в состав экспозиции. Сам Николай Дмитриевич профессионально занимается реставрацией техники, все экспонаты музея «МотоЭпоха» находятся в отличном состоянии и были достойно представлены в ГИМ Южного Урала.

По первоначальной задумке авторов проекта, необходимо было показать технику, выпускавшуюся десятью основными заводами Советского Союза. Но на этапе отбора экспонатов было принято решение поменять подход и показать наиболее интересные, редкие модели, представленные в частной коллекции Н. Д. Авдеева, а также самые распространенные виды техники, известные каждому жителю Советского Союза. Поэтому в итоге на выставку попали 92 единицы техники, произведенной в разное время и в разных странах. Устроителям выставки также хотелось показать эволюцию техники. Поэтому в первоначальный план был добавлен раздел, посвященный истории велосипеда. Предполагалось, чтоб посетители, пришедшие на выставку, смогли вспомнить многие модели техники: мотоцикл «Урал», мопед «Карпаты», «Jawa 360». При этом они должны были также увидеть действительно редкие модели, штучные, такие как карманный мотороллер «Малыш» завода «Красный Октябрь», модель «Honda Motocompo» и т. п.

Сложности, с которыми мы столкнулись, были прежде всего технического плана: каким образом экспонировать мототехнику, как ее размещать на имеющейся площади и каким образом вписать стационарные витрины в план выставки. Доставкой техники занимались организаторы с обеих сторон (грузовая машина заказывалась в транспортной компании). Прием экспонатов осуществлялся на месте. Владелец коллекции Н. Д. Авдеев и его помощники выступили в роли консультантов при оформлении экспозиции.

1.jpg

Одна из витрин выставки «ВелоМотоЭпоха»

В стационарных витринах были размещены велосипеды и мопеды (их габариты позволяли это сделать), из-за чего пришлось внести изменения в тематико-экспозиционный план: изначально он предусматривал строгое размещение по заводам и странам-производителям. Согласно новому плану, экспозиционная площадка условно делилась на четыре зоны. Первый раздел был посвящен истории велосипеда. Начинался он с интересного экспоната — макета беговела, выполненного в масштабе практически 1:1 сотрудником художественной мастерской ГИМЮУ. Беговел представлял большой интерес для посетителей. Далее были представлены детские советские велосипеды «Малыш» и «Ветерок» (выпускался с 1946 г.). На выставке можно было увидеть и популярные когда-то велосипеды для подростков «Школьник», которые выпускались до 1996 г.

2.jpg

Центральная часть экспозиции «ВелоМотоЭпоха»

в большом выставочном зале

Второй раздел носил название «Мототехника производства СССР», третий — «Мопеды и мотоциклы иностранного производства», четвертый, разместившийся в центре зала,— «Спортивная техника и “лучшие” модели». Под «лучшими» моделями подразумевались узнаваемые и отлично отреставрированные экземпляры, такие как ИЖ-49. Отдельно был представлен раздел «Гараж», а также интерактивная зона и прилегающее небольшое помещение, в котором разместились модели грузового мотоцикла ЗИД-50 и мотороллера «Тула 200» (это помещение предназначалось для проведения занятий со школьниками).

4.jpg

Раздел экспозиции «Гараж»

Создателям выставки хотелось не просто представить ряд интересных мотоциклов, но и «оживить» пространство. Кроме «Гаража», представляющего неотъемлемую часть жизни любого советского любителя автотехники, решено было сделать зону, имитирующую дорогу. Таким образом, мотоциклы решили разместить по внешнему периметру — как на дороге, воспроизводя процесс движения транспорта по проезжей части. Группа мотоциклов вдоль стены как бы двигалась в одном направлении, а мопеды в витринах — в другом. Мотоциклы, представленные в этом разделе, были выпущены в 1950–70 гг. На стенах, для того чтобы проиллюстрировать «мир дороги» того времени, были размещены фотографии 1950-х гг., на которых можно было видеть улицы Челябинска с малым количеством транспорта. Устроители специально выбирали снимки с известными горожанам местами, такими как пл. Революции, пр. Ленина, ул. Свободы и др.


На повороте разместился перекресток с «зеброй» и разметкой, нанесенной прямо на пол. Здесь же установили настоящий работающий светофор и манекен инспектора ГАИ. Перейдя дорогу по пешеходному переходу, посетители попадали в дополнительный небольшой выставочный зал. Дизайнерский проект, предложенный художником музея, подразумевал стилизацию всего большого помещения выставочного зала под гараж, с его материалами и цветовым решением, что и было осуществлено на практике.

Специально к этой выставке был разработан целый ряд мероприятий: интерактивные занятия для младших школьников, тематические экскурсии, встречи с мотолюбителями, представителями мотоклубов, мотопутешественниками, коллекционерами.


3.jpg

Встреча посетителей выставки с Н. Д. Авдеевым

Реализация проекта потребовала тщательной и длительной подготовки, организаторы столкнулись с рядом трудностей, но в результате выставка получилась интересной и познавательной. В итоге за время работы экспозиции — с февраля по июнь 2019 г. — ее посетили более 9000 человек.

А. Н. Машарова

научный сотрудник выставочного отдела,

Д. Р. Самадова

научный сотрудник выставочного отдела



30.09.2020

Возврат к списку