Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Фотоархив «Челябинского рабочего»


На этой неделе Челябинск отмечает свой 284-й год рождения. Государственный исторический музей Южного Урала поздравляет всех жителей и предлагает поговорить о документах, которые фиксировали историю нашего города и области на протяжении прошлого века день за днем. Речь пойдет о фотоархиве газеты «Челябинский рабочий».

В последние годы внимание историков все более переключается на визуальные источники, к которым относят и фотографические изображения. Значительный объем фотодокументов образуется в редакциях газет и журналов. Являясь органами периодической печати, они рассказывают о наиболее актуальных событиях, явлениях, фактах общественно-политической, экономической, культурной жизни общества. Независимо от тематической направленности и специализации ни один выпуск газеты или журнала практически не обходятся без фотоснимков.

Документ — материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве. Носителем информации может быть бумага, перфокарта, фотопленка, магнитофонная лента и т. п.1

Документализм, подлинность, реальность — это главное в фотографии. В этом ее свойстве кроется причина глобального влияния на современную культуру. Фотография несет огромную информационную нагрузку в журналистике, особенно когда речь идет о фотохронике — исчерпывающей, протокольно точной информации о событии. Она целиком подчинена фиксации факта, предельной достоверности его отображения. Здесь фотограф имеет дело с фактами, однако, несмотря на это, передача этих фактов, их подача осуществляется в авторском видении, они окрашиваются личной оценкой автора.

Для источниковедческой оценки фотодокументов, как и для других типов источников, большое значение имеет содержание фотодокумента и его композиционно-выразительная сторона. Здесь немаловажную роль играет характер деятельности редакции, которая исходит из: «1) актуальности представленного автором снимка; 2) идейно-политического содержания фотодокументов как источника информации; 3) того, насколько объективно отражаются в фотодокументах события и факты окружающей действительности; 4) авторского почерка, творческого «видения» события, а также мировоззрения фотокорреспондента с учетом того, что снимки наиболее талантливых авторов могут экспонироваться на различных фотовыставках; 5) оценки качества исполнения снимка, его фотографических достоинств, в результате которой устанавливается, насколько удачно идея снимка выражена в изобразительной форме и насколько она доступна для эмоционального восприятия»2.

В выборе изобразительного языка, специфических приемов обработки фотоматериалов, личностного отношения фотографа к создаваемому произведению и т. д. проявляется стиль автора. По мнению К. В. Чибисова, «направление, характер и сила авторского отклонения от натуралистической, чисто отражательной фотографии и определяют стиль в фотопроизведении. Он может быть сугубо индивидуальным или соответствующим определенной школе, традиции, художественной программе»3i.

В Челябинский государственный исторический музей был передан фотоархив газеты «Челябинский рабочий». Он представляет собой собрание пленочных негативов и компакт-дисков с изображениями. Основной массив фотодокументов — документальные фотоснимки общественно-политического характера, а также фотодокументы, характеризующие различные сферы экономики, культуры, науки, здравоохранения и т. д.

Негативы хранились в бумажных самодельных конвертах, на которых была записана краткая информация о снимке:

– место съемки (детский сад, школа, завод и т. д.);

– фамилия человека, которого снимали (это могли быть и известные, и обычные люди: например, механизаторы, врачи, спортсмены);

– событие (свадьбы, митинги и т. д.).

Не всегда указан год и месяц съемки.

К сожалению, на некоторых конвертах отсутствует даже эта информация. Самые ранние негативы датируются 1950-ми годами. Небольшая часть негативов слегка деформировалась. Это связано с постепенным высыханием пленки в течение длительного времени. Но, несмотря на это, изображения хорошо просматриваются. Бросается в глаза то, что в архиве очень много «дублей», то есть одинаковых изображений с одного и того же ракурса. Это связано с тем, что снимок, сделанный на пленочный фотоаппарат, с первого раза мог не получиться (быть размытым и т. д.), и фотографам приходилось делать несколько фотографий подряд, чтобы получить хороший кадр. Тот же прием использовался и когда стали снимать на цифровые камеры, только дублей стало еще больше; и уже из них выбирался лучший снимок.

На дисках изображения классифицированы по хронологии и авторам. К сожалению, информации, кроме года месяца и названия снимков, нет. Это связано с разными подходами к хранению и обработке изображения. Скажем, для музея важно описание негатива (фотографии), размер негатива (фотографии), место съемки, время съемки, кто снимал, время поступления в музей, от кого поступил и т. д. Для газеты подробная информация не требовалась.

Фотографии, представленные в архиве, выполнены профессиональными фотографами А. Ходовым, Б. Каулиным, А. Кондратюком, в разное время работавшими в газете. Фотокорреспонденты действовали по заданию редакции, освещали жизнь области. Изображения на дисках можно разделить на следующие темы: промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, образование спорт, культура.

В настоящий момент обработка архива газеты «Челябинский рабочий» продолжается.


1. Большая Советская Энциклопедия https://bse.slovaronline.com/12296-DOKUMENT (дата обращения: 25.04.2020).



2. Пондопуло Г. Фотография и современность: проблемы теории. М., 1982. С. 196.



3. Чибисов К. В. Очерки по истории фотографии. М.: Искусство, 1987. С. 206.


С. Н. Ростовцев

научный сотрудник отдела фотонаследия


11.09.2020

Возврат к списку