Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Журнал «СССР на стройке»


3 июля 2020 года двум городам нашей области — Челябинску и Магнитогорску — присвоено звание «Город трудовой доблести». Оно было учреждено весной 2020 года, чтобы «увековечить подвиг тружеников тыла во время Великой Отечественной войны». Для получения звания в Российский оргкомитет «Победа» необходимо было представить документальные доказательства, в том числе факты награждения предприятий государственными наградами или вручения им переходящих Красных знамен Государственного комитета обороны. Трудовой вклад наших земляков в Победу теперь подтвержден на федеральном уровне. Сегодня нам хотелось поговорить о событиях, которые предшествовали Великой Отечественной. И поможет нам в этом журнал, хранящийся в отделе «Редкая книга» Государственного исторического музея Южного Урала.

Речь идет об издании «СССР на стройке». Это был ежемесячный иллюстрированный журнал. Выходил он в течение одиннадцати лет (с 1930 года), и каждый его номер становился настоящим событием в общественно-политической жизни молодой советской страны. Это издание совершенно точно можно назвать одним из самых удачных пропагандистских проектов того времени. Кроме русского, журнал выходил еще на английском, французском, испанском и немецком языках. Иноязычные выпуски имели названия: «USSR in Construction», «USSR im Bau», «URSS en construction» и «URSS en Construcción».

Каждый номер был посвящен отдельной теме: советский театр, тяжелая промышленность, кино, авиация, Казахстан, Грузия, Донбасс и пр. Достижения различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры СССР, жизнь передовых республик страны представлялись на страницах журнала в идеализированном виде. Неудивительно, что адресовался журнал прежде всего иностранной аудитории. И это вполне объяснимо. Целью была пропаганда строительства нового общества в СССР и создание у иностранных читателей идеализированной картины жизни в СССР. Налицо стремление создать положительный образ происходящих в Советском Союзе экономических и социальных преобразований, в первую очередь индустриализации. Известно, что среди подписчиков журнала были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Джон Голсуорси, Ромен Роллан и другие представители левой западной интеллигенции.

Редактором первого номера журнала стал писатель Максим Горький. В дальнейшем в суровые 30-е годы официальными главными редакторами являлись Георгий Пятаков, Валерий Межлаук, Александр Косарев. Однако де-факто главным редактором журнала была Евгения Хаютина, жена Николая Ежова, народного комиссара внутренних дел, организатора и исполнителя массовых репрессий. В первый состав редколлегии вошли Михаил Кольцов, Федор Конар, Артемий Халатов, Семен Урицкий. За оформление издания отвечали Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Соломон Телингатер и другие известные фотографы и дизайнеры. Тексты писали Максим Горький, Исаак Бабель, Михаил Кольцов, Эдуард Тиссе, Сергей Третьяков. Главным художником был известный иллюстратор Николай Степанович Трошин. Отдельные номера выходили под редакцией Эля Лисицкого, книжного художника, автора многих пропагандистских и художественных проектов. В послевоенное время, в 1949 году, была предпринята попытка возобновить издание журнала в прежнем довоенном формате, но она не увенчалась успехом, и с 1950 года он стал выходить в новом виде под названием «Советский Союз».

С художественной точки зрения журнал выполнен в стиле конструктивизма. И это заслуживает особого внимания. Достаточно открыть любой номер, чтобы увидеть все особенности этого стиля, отличительными чертами которого были особая контрастность всех фотографий, широкое применение фотомонтажа, страницы-вставки, складывающиеся листы, вшитые тетради, а также средства документального, а временами и игрового фильма. Последний прием использовался особенно широко: страницы не имеют полей и напоминают экран, полосы-кадры идут одна за другой и представляют пространственно-динамическую композицию, что действительно напоминает документальное кино. Также на некоторых страницах можно увидеть вырубку наподобие экрана, закругленные углы у фотографий, склеенные по вертикали горизонтальные фотографии, а то и непосредственное оформление фотографий, как кадров на кинопленке. Текст, а точнее подписи на полосе, походят на титры в фильме.

Отдельные издания оформлялись с еще бόльшим изыском. Например, номер, посвященный XVII съезду ВКП(б), был завернут в кусок ткани стратостата «СССР-1», установившего новый мировой рекорд высоты полета в 19 километров. В 1934 году к выпуску журнала была приложена грампластинка. Номер, посвященный самолету АНТ-20 «Максим Горький», имел обложку из алюминиевой фольги. В 1936 году вышел номер, посвященный Грузии, в оформлении которого использовалось сусальное золото. Впоследствии подобные приемы будут широко использоваться и в так называемых сталинских парадных книгах, об одной из которых пойдет речь в одном из следующих материалов о редких библиографических изданиях музейного собрания.

В общем, художественное оформление и полиграфия журналов были высочайшего качества и выполнены исключительно профессионально. Все это вместе взятое создает особую — советскую — эстетику, которая вызывает восхищение даже в нынешнее время. Картина эпохи индустриализации написана мастерски.

Как уже сказано выше, в фондах музея имеется несколько экземпляров этого журнала, но хотелось бы остановиться на одном из них. Он посвящен знаковому промышленному предприятию СССР — Челябинскому тракторному заводу, который в историю Великой Отечественной войны вошел как Танкоград.

На страницах номера, посвященного запуску ЧТЗ (№ 8 за 1933 г.), можно увидеть многочисленные фотографии, освещающие это событие, ставшее, безусловно, чрезвычайно значимым для Челябинска, превратившегося из захолустной Челябы в крупный индустриальный центр страны. Фотоматериал был заснят по большей части спецкором «Союзфото» Кисловым. На фотографиях — панорамные изображения территории завода, его корпусов и цехов, сошедшие с конвейера мощные трактора, митинг с участием М. И. Калинина, произнесшего речь об огромной роли ЧТЗ для промышленности СССР, и т. п.

Тяжелый, каторжный труд в чрезвычайно трудных условиях остался за кадром. Хотя позднее в зарубежной печати и появились фоторепортажи иностранных репортеров, показывающие неприглядную правду, журнал «СССР на стройке» ничего подобного, естественно, не отразил. Все подано исключительно в положительном ключе. На фотографиях запечатлены различные этапы строительства, портреты привлеченных к строительству специалистов, производственный процесс и т. п.

Фотоматериал журнала и сопровождающий их текст были призваны показать огромную значимость этого предприятия — промышленного гиганта СССР, превосходство советской промышленности над западной и в целом масштаб происходящих в стране преобразований. И материал подан таким образом, что создавался эффект документального кино, кинохроники. Это оказывало большое воздействие. По свидетельству американского журналиста Эдмунда Уилсона, даже убежденные антикоммунисты не могли не поддаться «гипнозу фотографий тракторов и гидроэлектростанций». Созданная в тридцатые годы индустрия обеспечила необходимый оборонный потенциал и позволила одержать Победу в самой масштабной в истории человечества войне.


12.07.2020

Возврат к списку