Научные публикации

Влияние «строительной революции» на промышленный дизайн мебели (2)


В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится большое количество мебели 50–60-х годов прошедшего века. Часть ее представлена в основной экспозиции, часть используется во время проведения тематических выставок. Сегодня мы продолжаем разговор об исторических реалиях, которые способствовали созданию этой мебели, и факторах, повлиявших на ее внешний вид.

В связи с актуальностью увеличения производства мебели в 1962 году создается Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), осуществляющий научно-исследовательскую, технологическую и проектную деятельность по производству мебели. В 1964 году он разрабатывает и утверждает нормы проектирования мебели1. Согласно этому документу размеры мебели должны быть функциональны и определяться в соответствии с нормами проектирования, антропометрическими данными, удобством и рациональным размещением предметов в интерьере квартиры.


Схемы нормируемых элементов мебели: № 6 — мест для приема пищи; № 7 — мест для работы; № 8 — мест для сидения: а — для стула, б — для рабочего кресла; № 9 — мест для отдыха

Схемы нормируемых элементов мебели: № 6 — мест для приема пищи; № 7 — мест для работы;
№ 8 — мест для сидения: а — для стула, б — для рабочего кресла; № 9 — мест для отдыха


В это время основным направлением в проектировании производства мебели становится унификация элементов и деталей, позволяющая улучшать технологичность изделий, менять и расширять ассортимент.

 

Схемы нормируемых элементов мебели: № 10 — спальных мест: а — стационарных, б — трансформируемых; № 11 — элементов с зеркалами для пользования стоя: а — для отражения во весь рост, б — для отражения по пояс

Схемы нормируемых элементов мебели: № 10 — спальных мест: а — стационарных, б — трансформируемых;
№ 11 — элементов с зеркалами для пользования стоя: а — для отражения во весь рост, б — для отражения по пояс


Унификация жилого фонда позволяет создавать универсальную мебель из стандартного набора материалов, что положительно сказывается на процессах производства, но не на запросах покупателей.

 

Дизайн мебели. СССР. 1960-е гг.

Дизайн мебели. СССР. 1960-е гг.

 

В условиях плановой экономики эстетика не является основным требованием к выпускаемой продукции, тем не менее мы можем найти схожесть со скандинавским и американским дизайном.

 

Дизайн кресел. СССР. 1960-е гг.

Дизайн кресел. СССР. 1960-е гг.


Функциональность и утилитарность мебели выходит на первый план, в то же время художники-конструкторы ставятся в очень жесткие рамки.


Пример интерьера комнаты советской квартиры. 1960-е гг.

Пример интерьера комнаты советской квартиры. 1960-е гг.


Проект отвечает нескольким обязательным параметрам, проектируемая мебель должна быть:

  • удобной;

  • функциональной;

  • прочной;

  • недорогой в производстве;

  • технологичной;

  • эстетичной.

Оригинальным и логичным способом решения поставленных задач становится проектирование и выпуск модульной мебели. «В 1960-х гг. в поисках новых мебельных форм к наследию прошлого обращался Ю. Случевский — выдающийся советский мебельный дизайнер. Им была разработана так называемая модульная система, учитывающая оптимальное соотношение высоты и ширины мебельной конструкции, привязанное к среднему росту человека»2. Широкое распространение получает секционная, встроенная, трансформируемая мебель, основными материалами для нее стали ДСП, хром, стекло, пластик. Наиболее популярными конструкциями были встроенный шкаф, шкаф-перегородка, невысокий шкаф-стенка на ножках и без них, раскладные столы, кухонные гарнитуры.

Создавая многофункциональную мебель для малометражных квартир, художники-проектировщики, прежде всего, стремились создать компактный, универсальный объект, который мог быть не только хранилищем домашней утвари, но и стать объектом, способным зонировать пространство комнаты. «Как правило, шкаф-перегородка универсальна и может быть использована для хранения книг, посуды, обуви и т. п. <…> Правильные размеры шкафов обеспечивают удобное расположение в них предметов домашнего обихода и освобождают квартиру от лишней мебели и оборудования. <…> Шкафы-перегородки, решенные в комплексе с планировкой квартиры, ее обстановкой и отделкой, станут в новых жилищах функционально и эстетически полноценным элементом их оборудования»3. Похожие проекты были воплощены в 1949–1950 годах известной супружеской парой дизайнеров Рэй и Чарльз Имз — шкаф Имза «ЕСУ» для компании Е. Миллера, который использовался для разделения комнаты (ширина этого шкафа составляла 1,19 м.).


Рэй и Чарльз Имз. Шкаф Имза «ЕСУ» для компании Е. Миллера. 1949–1950 гг., США

Рэй и Чарльз Имз. Шкаф Имза «ЕСУ» для компании Е. Миллера.
1949–1950 гг., США

 

Подводя итог, можно отметить, что пятидесятые — шестидесятые годы ХХ века стали началом активного строительства малометражных квартир по всему Советскому Союзу. Массовая застройка и переселение семей в отдельное жилье дает рост развитию мебельного производства. Часто та мебель, которая была у населения ранее, не помещалась в новые квартиры. Централизованно вопрос создания функциональной мебели начали решать с 1962 года после создания ВПКТИМ. Проблемы проектирования мебели и обустройства жилого пространства активно обсуждались во всесоюзных сборниках, к примеру, «Жилищное строительство». Приняты нормы проектирования мебели, основанные на антропометрических исследованиях среднестатистического жителя СССР, с 1958 года устраиваются всесоюзные конкурсы на образцы бытовой мебели. Итогом становится выпуск новых для СССР предметов мебели, которые были максимально функциональны и утилитарны, что отвечало общим принципам современного строительства и проектирования мебели.


1. Нормы проектирования мебели. Функциональные размеры мебели для жилых зданий. Ч. 1 // Всесоюз. проект.-конструкт. и технолог. ин-т мебели. М.: [б. и.], 1964.

2. Колосова И. И., Удод М. А. Особенности проектирования мебели для типового малогабаритного жилья в России в 1960–1970 годы // Вестн. ТГАСУ. 2013. № 4. С. 45.

3. Запольский В., Середюк И., Швец Я. Шкаф-перегородка в интерьере квартиры // Жилищное стр-во. 1964. № 2. С. 18–19.




23.10.2019

Возврат к списку