Научные публикации

Влияние «строительной революции» на промышленный дизайн мебели


В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится большое количество мебели 50–60-х годов прошедшего века. Часть ее представлена в основной экспозиции, часть используется во время проведения тематических выставок. Сегодня мы поговорим об исторических реалиях, которые способствовали созданию этой мебели, и факторах, повлиявших на ее внешний вид.

Середина XX века для СССР ознаменовалась восстановлением городов, разрушенных во время Великой Отечественной войны, достижениями в освоении космоса, развитием атомной энергетики, авиации, промышленности. К 1950-м годам в стране назрел жилищный кризис, поскольку часть жилых строений представляла ветхое жилье, существовавшие квартиры «коммунального» типа, где в одном помещении проживало несколько семей, приводили к быстрому износу жилья. В послевоенный период вопрос с жилой площадью еще больше обострился, обеспеченность жильем населения стала еще меньше, за годы войны было уничтожено 70 млн. м2 жилой площади1.. В первую пятилетку, в особенности при строительстве новых городов, в массовых масштабах строилось временное жилье для рабочих (бараки, общежития), увеличивающее фонд жилых помещений.

В 1950-е годы кризис еще более обострился за счет потока колхозников, получивших паспорта и искавших работу в городе. До 1955 года в небольшом количестве строятся дома с отдельными квартирами в стиле «сталинского ампира» — невысокие двух-, трех-, пятиэтажные и высотные дома с просторными комнатами, высокими потолками, лепниной. Квартиры в таких домах были предметом гордости для их владельцев, которыми зачастую являлись представители номенклатуры, инженеры и передовики производства. В Москве в стиле «сталинский ампир» построены такие высотные дома, как главный корпус МГУ, гостиница «Украина», в Челябинске — здание главного корпуса ЮУрГУ (достроенное в 1956 году). С 1955 года начинается критика сталинской архитектуры, в том числе украшательства, декорирования фасадов.

После выхода приказа Госсовета СССР от 14 сентября «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства», постановления от 4 ноября 1955 года ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» архитекторы и инженеры начинают перестраивать архитектурный облик советского города, жилых комплексов. Вместо сталинского неоклассицизма, барокко и ампира 20-го столетия начинается проектирование, а затем и строительство утилитарной и функциональной архитектуры.

С. О. Хан-Магомедов, академик РААСН, доктор искусствоведения, так пишет об изменениях в архитектурном облике жилых зданий: «Массовое строительство экономичных жилых домов развернулось в 1960-е годы. Поиски резервов снижения стоимости одного квадратного метра жилой площади до его стоимости в домах с покомнатным заселением неизбежно привело к некоторому снижению комфортности жилища (снижена высота этажа, появились проходные комнаты, совмещенный санузел, уменьшены размеры подсобных помещений). Позднее эти дома назовут «хрущобами». Но тогда (начиная с 1960-х годов) это была социально-бытовая революция»2.

Разворачивается активное строительство домов с малометражными квартирами. Они возводились из кирпича и типовых панелей. Основой концепции при проектировании жилого пространства были функциональность и отсутствие излишеств. Несколькими десятилетиями ранее идея возведения жилых построек из панельных конструкций пришла известному французскому архитектору Ле Корбюзье. Еще в 1920-х годах он сформировал основные принципы функциональной архитектуры:

  • использование чистых геометрических форм (преимущественно прямоугольных);

  • отсутствие выступающих декоративных элементов фасада;

  • использование в строительстве готовых панелей из стекла и железобетона;

  • простая цветовая гамма.

В первой четверти ХХ века подобные панельные дома уже были построены в Амстердаме, пригороде Ватерграафсмеер (1923–1925 гг.). В Германии в 1926–1930 годах был возведен целый берлинский район Шпланеманн-Зидлунг. В условиях развития функционализма в архитектуре и проектировании бытовых предметов во Франции (основной теоретик и пропагандист направления — Ле Корбюзье), Германии (школа Баухаус), Советской России (конструктивизм, пропедевтический курс ВХУТЕМАС) строительство жилых кварталов такого типа было актуальным и отчасти носило экспериментальный характер.

В Москве в начале 1950-х годов были построены несколько жилых домов, которые впоследствии стали образцом для будущих «хрущевок». «Прототипом серийных пятиэтажек в СССР стали каркасно-панельные дома (по проектам арх. М. Посохина, А. Мндоянца, В. Лагутенко и др.), возведенные на улицах Куусинена и Зорге в Москве уже на исходе сталинской эпохи. Более экономичным вариантом являлись бескаркасные здания, первенцем среди которых был семиэтажный панельный дом (по проекту арх. Г. Кузнецова, Б. Смирнова и др.), собранный в 1954 г. в Москве на 6-й улице Октябрьского поля»3. Немного позже советский инженер-строитель В. П. Лагутенко создает проект первых «хрущевок» (серия К-7). С 1956 года начинается активное строительство.

Пик строительства приходится на 1960 год4. Активное строительство и переселение в отдельное жилье становится причиной и способом повышения материального и культурного уровня города и страны. После заселения в квартиры встает вопрос о благоустройстве жилья. В первую очередь это касалось мебели. Ранее она была крупногабаритной с обилием декоративных элементов, в некоторых случаях с резьбой, крупными зеркалами, тяжелой, изготовленной из натурального дерева. В условиях новой жилой архитектуры такая мебель была неудобной, своими размерами загромождала небольшую жилую площадь. Спрос на предметы интерьера, в том числе мебель, в разы возрастает. «По сравнению с 1940 г. в 1965 г. продажа мебели увеличилась в 12 раз, в 1970 — в 18, в 1975 — в 26 раз»5. В декабре 1956 года Совет министров выпускает два постановления: о создании нового модельного ряда советской мебели и об утверждении конкурсов на лучшие образцы. В 1958 году объявлен Всесоюзный конкурс на образцы мебели. 

Стеллаж в комнате. Автор Ю. В. Случевский (Второй всесоюзный конкурс)

Стеллаж в комнате. Автор Ю. В. Случевский
(Второй всесоюзный конкурс)

 

«Своеобразным открытием конкурса для советских граждан стала секционная мебель, состоящая из нескольких элементов — секций различных размеров и форм, которые группируются друг с другом, создавая разнообразные решения корпусной мебели. В наборах секционной мебели были заложены основы комплексной организации интерьеров»6.

Мебель для общей комнаты. Авторы Лигия и Альгис Стапуленис (Второй Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели)

Мебель для общей комнаты. Авторы Лигия и Альгис Стапуленис
(Второй Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели)

 

В конце 1950-х годов происходят изменения в понятиях формирования бытовой среды в сторону функционализма. В основу легли красота чистых форм, лаконичность, экономия материала, отсутствие нефункциональных элементов — лишнего декора, к примеру, резьбы, барельефов и т. д. Тенденции функционализма и утилитарности распространяются не только на жилую площадь, но и на мебель, бытовую технику. В отличие от действующей концепции развития промышленного дизайна стран Европы и США, где генератором выпуска новой продукции был стайлинг и увеличение товарооборота, в СССР на протяжении нескольких десятилетий еще будет действовать принцип функционализма создаваемых объектов от предметов бытовой техники до жилых комплексов.

В одной из первых школ дизайна — ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН (1920-1930) уже решались схожие проблемы. Студенты факультета обработки дерева и металла проектировали компактную, функциональную мебель, рассчитанную на малогабаритное жилье. На тот момент речь шла о студенческих общежитиях, квартирах коммунального типа, бараках и пр. Были разработаны проекты кресла-кровати, письменного стола, совмещенного с книжными полками, многофункциональной, трансформирующейся мебели, позволяющей экономить жилое пространство и быть в духе мировых тенденций в дизайне.

 

Реконструкция встроенного кухонного элемента. М. О. Барщ, С. А. Лисагор. 1928–1929 гг.

Реконструкция встроенного кухонного элемента.
М. О. Барщ, С. А. Лисагор. 1928–1929 гг.

 

В послевоенный период опыт одной из крупнейших в мире школ дизайна (ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН) был забыт. Художники-конструкторы начали разрабатывать предметы интерьера, не имея ранее накопленной базы конструктивистов.

Мы продолжим наш разговор о мебели 50–60-х годов в следующей статье.



1. Хан-Магомедов С. О. Хрущевский утилитаризм: плюсы и минусы // URL: http://www.niitiag.ru/pub/pub_cat/han_magomedov_hrushhevskij_utilitarizm_pljusy_i_minusy [Дата обращения 20.05.2019 г.]

2. Там же.

3. Огородникова О. А. Массовое жилищное строительство в истории советской повседневности // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2018. № 3(44). URL: http://www.7universum.com/ru/social/archive/item/5677 [Дата обращения: 29.05.2019 г.].

4. Задорин Д. Массовое домостроение в СССР в 1950–1980-е: история в постановлениях // Массовое домостроение в России: история, критика, перспективы. М.: «АТВ-груп», 2016. С. 55.

5. Горлов В. Н. Жилищное строительство в СССР — достижение советского народа исторического масштаба // Марксизм и современность. 2009. № 1 (45). С. 200–210.

6. Семенов А. В. Дизайн мебели в СССР. Книга III. Вторая половина 1950-х — 1980-е годы. СПб.: Самиздат, 2017. URL: https://issuu.com/yandex694/docs/3 [Дата обращения 20.05.2019 г.]


16.10.2019

Возврат к списку