Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Праздник успения Божьей матери


Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники посвящены событиями земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Праздник, который отмечается в Русской православной церкви 28 августа (по старому стилю — 15 августа), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом.

 

Икона «Успение Божией Матери». Конец XIX — начало ХХ в. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Икона «Успение Божией Матери». Конец XIX — начало ХХ в.
Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Возраст праздника — свыше полутора тысяч лет. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годах. С тех пор в каждой христианской стране ежегодно вспоминают это событие, по-своему переживают его. Как это было на Южном Урале более ста лет назад? На что призывали обратить внимание православных, готовящихся к встрече Успения Божией Матери? Об этом нам помогают узнать «Оренбургские епархиальные ведомости», освещавшие церковную жизнь региона с 1873 по 1917 год.

За полстолетия в местной церковной периодике всего шесть раз выходили публикации, посвященные празднику Успения Божией Матери. Материалы не повторяют друг друга.

В 1880 году была опубликована проповедь, написанная в Оренбурге 4 августа (автор оставил лишь инициалы Е. В.) «В день Успения Божией Матери» (№ 17. Неофициальная часть. С. 641–645). Основная мысль публикации: «…празднуя Успение Божией Матери, послужившее для Нее дверью в блаженную вечность, будем твердо помнить, что иного пути и иного входа в страну вечности нет ни для кого из смертных. …Не забудем, что за этой дверью решится наша участь, решится так, как мы приготовим себя к ней...» Автор вопрошает: «В чем заключается великость и благотворность мысли о смерти при частом о ней размышлении?» И отвечает цитатой из Ветхого Завета: «Помни последняя твоя, и во веки не согрешишь».

Совершенно иное «Поучение в день Успения Пресвятой Богородицы» опубликовано неизвестным автором в епархиальных ведомостях спустя десять лет, в 1890 году (№ 17. Неофициальная часть. С. 54–57): «Какое торжество! Какая радость! Пресвятая Богородица восходит от земли на небо, грядет в то светлое жилище, где обитает Сын Ее и Бог. <…> И к Ангелам и человекам отныне Она почувствовала полное и глубокое Материнское отношение. Любить их, желать им счастия, блаженства, молиться об их благоденствии стало живейшею Ея потребностью. Вот почему ныне нет плача и сетования, а одна радость и ликование».

В 1891 и 1894 годах публиковались стихотворения автора под инициалами Е. М. «На праздник Успения Пресвятой Богородицы» (1891. № 15–16. Неофициальная часть. С. 508–510; 1894. № 17. Неофициальная часть. С. 505–508). В них вспоминаются последние земные дни Божией Матери, в стихотворной форме изложены основные идеи упоминавшихся проповедей 1880 и 1890 годов.

Будет в жизни нашей день последний.
Назовется ль он успенья днем?
Или после скорби многолетней
Скорбь еще лютейша будет в нем?

<…>

И вы горе всяк день стремитесь,
С себя стрясайте прах земной,
Всем сердцем к Богу прилепитесь
И в Нем найдете свой покой.

<…>

Не бойтесь все вы сени смертной!
Она для верных не страшна;
Умрите с песнею хвалебной!
Обитель в небе вам дана.

В 1896 году А. Казанский опубликовал обширную статью «Успение Пресвятой Богородицы», где рассмотрел житийную историю последних земных дней Божией Матери, историю Ее погребения и Воскресения, а также историю установления празднования Успения Божией Матери и Успенского поста (№ 16. Неофициальная часть. С. 463–474).

В 1903 году в епархиальных ведомостях была опубликована историческая заметка «Где погребена Богоматерь?», в которой рассматривались две бытующие версии и делался вывод в пользу Гефсиманской пещеры близ Иерусалима.

Таким образом, почти за полстолетия в «Оренбургских епархиальных ведомостях» были довольно полно освещены история и богословие праздника Успения Божией Матери.


05.09.2019

Возврат к списку