Научные публикации

Челябинский священник Иоанн Днепровский (1825–1898)


Священник Иоанн Днепровский тесно связан с историей и духовной жизнью Челябинска, плоды его деятельности можно увидеть и в наше время. Он был духовником челябинского священства, одним из первых иереев Челябинского Одигитриевского женского монастыря, в течение 35 лет служил настоятелем Свято-Троицкого храма. Именно он привез с Афона в Челябинск частицу мощей апостола Андрея Первозванного, которая до сих пор хранится в Свято-Троицком храме, и постарался изготовить для нее драгоценный ковчег (ныне он является раритетом в экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала).

Иоанн Петрович Днепровский был сыном диакона. Рано потерял отца, остался единственным сыном у матери, глубоко верующей женщины. Жили они довольно бедно. Образование получил в Уфимской духовной семинарии. Был талантливым учеником, и «начальство предназначало даровитого юношу в духовную академию», но по благословению матери, «высоко ставившей пастырское служение», Иоанн предпочел стать священником. По окончании курса семинарии в 1850 году епископом Оренбургским и Уфимским Иосифом был рукоположен в священники Свято-Троицкой церкви села Сухоборского Челябинского уезда. В апреле 1856 года переведен на старшее священническое место в Кусинский завод Златоустовского уезда; 17 ноября 1860 года — на священническое место в Челябинский Одигитриевский женский монастырь; 28 марта 1863 года — священником в Свято-Троицкую церковь Челябинска, где и служил до конца своих дней.

 

Свято-Троцкая церковь. Челябинск. Фотография начала ХХ века. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Свято-Троцкая церковь. Челябинск. Фотография начала ХХ века. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Во всех местах служения отец Иоанн кроме прямых пастырских обязанностей выполнял и другие: бесплатно преподавал Закон Божий и русский язык в женском училище при Челябинском Одигитриевском женском монастыре; в течение 23 лет (с 1875 года) состоял духовником Челябинского священства; в 1887 году был избран противораскольническим миссионером по Челябинскому благочинию. В период службы отец Иоанн Днепровский был награжден скуфьей, камилавкой, набедренником, наперсным крестом в память Крымской войны, золотым наперсным крестом от Святейшего синода; 11 июля 1895 года возведен в сан протоиерея.

После смерти супруги отец Иоанн хотел стать иноком, но не мог осуществить свое желание: не на кого было оставить двух дочерей, одна из которых была тяжело больна. Тогда священник повел жизнь почти монашескую и поддерживал с иноками постоянную связь. Особенно он любил монашеский Афон. В 1880 году во время пребывания афонских святынь в Челябинске произошло чудо — исцеление от болезни дочери отца Иоанна Днепровского Марии, о чем было написано Свято-Андреевским скитом на Афоне: «О благодатном исцелении, совершившемся в городе Челябе пред Афонскою чудотворною иконою Божией Матери — Утешение в скорбех и печалех».

С этого времени его дом всегда был открыт для афонских иноков, посещавших Челябинск во время привоза в Россию афонских святынь. Сам же Иоанн Днепровский в 1884 году совершил паломничество в Иерусалим и на Афон. Афонские иноки оказали ему сердечный прием и одарили его копией чудотворной иконы Божией Матери «Иверская» с частицами мощей и другими священными предметами, среди которых были частицы мощей апостола Андрея Первозванного и великомученика Пантелеимона Целителя. С этими подарками отец Иоанн возвратился в Челябинск, в Свято-Троицкую церковь.

Для мощей был специально изготовлен ковчег, который находился (до 1929 года) в алтаре челябинской Свято-Троицкой церкви.

 

Ковчег для мощей апостола Андрея Первозванного. Современный вид. Из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

Ковчег для мощей апостола Андрея Первозванного. Современный вид. Из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

Клеймо на ковчеге позволяет датировать его последней четвертью XIX века и определить место изготовления — Санкт-Петербург. Ковчег сделан из металла желтого цвета и серебра в технике ковки, чеканки и резьбы. Имеет прямоугольную форму, ножки в виде лап животного, съемную крышку. Стенки и углы ковчега украшены накладным растительным декором. На крышке помещено скульптурное изображение главы святого Апостола Андрея Первозванного в окладе. В лобной части главы помещены частицы мощей святого, а выше сделано углубление, в которое вложен ковчежец с частицами святых мощей великомученика Пантелеимона. Ковчег для мощей относится к произведениям русского искусства конца XIX века.

В Государственном архиве Челябинской области сохранилась опись имущества челябинской Свято-Троицкой церкви за 1891 год (Ф. 220. Оп. 4. Д. 12). В ней зафиксировано, что в алтаре храма «находится медный позлащенный киот с серебряно-чеканной работы главою Апостола Андрея Первозванного. В этом киоте находятся части Святых Мощей: в челе серебряной главы вложены части черепа Святого Апостола Андрея Первозванного, а позади серебряной главы, в особом небольшом медно-позлащенном ковчежце, вкладывающемся в киот, находится часть Святых мощей Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Святыня пожертвована местной церкви в вечное владение в 1884 году Свято-Андреевским скитом, находящемся на Святой горе Афонской. На сию святыню имеется свидетельство от Андреевского скита, которое хранится в Оренбургской духовной консистории».

Остались воспоминания священника Феодора Альбокринова об удивительном даре нестяжательства и проповеди у иерея Иоанна: «В наше время может показаться невероятным, но это факт: отец Иоанн никогда не считал денег, не имел их на руках и не расходовал их… При требоисполнении не назначал платы, если плата вручалась ему лично, то он тут же, не рассматривая полученного, передавал кому-либо из членов причта. За такое бескорыстие прихожане называли его бессребреником. И он действительно был бессребреник, человек не от мира сего». К тому же, по словам священника Феодора Альбокринова, отец Иоанн был великолепным проповедником. Его проповеди и беседы «производили на слушателей сильное впечатление». Иногда он цитировал целые главы из Священного Писания. Говорил всегда устно, без тетради, притом языком простым и доступным для понимания. Для душеполезной беседы пользовался всяким удобным случаем. Его проповеди были изданы в 1889 году Свято-Андреевским скитом на Афоне под заглавием «Поучения Оренбургской Епархии. Челябинского Троицкого прихода настоятеля, священника Иоанна Днепровского».

Как повествуется в некрологе, скончался отец Иоанн на 73-м году жизни, проболев четыре месяца (по терминологии XIX века, его диагноз звучал как «сужение пищевого канала»). До этого отец Иоанн отличался хорошим здоровьем и серьезно не хворал. Весь Великий пост отец Иоанн готовился к переходу в мир иной. Пасхальное богослужение 5 апреля 1898 года совершал на дому — уже не мог дойти до церкви. Скончался отец Иоанн на Светлой седмице, причастившись Святых Христовых Тайн всего за три часа до смерти. Умирающий, находясь в полном сознании, испросил у всех себе прощение и сам всех простил, сказав: «Я всех прощаю и благословляю». Со словами «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси и защити меня!» отец Иоанн повернулся лицом к переднему углу, взглянул на Святые Иконы и отошел в мир иной.

Похоронен Иоанн Днепровский на территории Челябинского Одигитриевского женского монастыря с правой стороны алтаря Вознесенской церкви. По словам священника Феодора Альбокринова, в проводах усопшего протоиерея принял участие почти весь город. Даже старообрядцы, с которыми проводил беседы отец Иоанн как миссионер, пришли попрощаться с ним. Прихожане Свято-Троицкой церкви говорили: «Закатилось наше солнце красное… Лишились мы отца родного… Нескоро наживем такого пастыря...». Жизнь отца Иоанна Днепровского была живым примером подвижничества и пастырского служения.

 

Источники и литература

 

1. Альбокринов, Ф. Протоиерей отец Иоанн Петрович Днепровский (некролог) / Ф. Альборинов // Оренб. епарх. вед. 1898. № 16. С. 616–626.

2. Боже, В. С. Материалы к истории церковно-религиозной жизни Челябинска / В. С. Боже // Челябинск неизвестный. Вып. 2. Челябинск, 1996. С. 153.

3. Есикова, Е. М. Ковчег для мощей / Е. М. Есикова // Урал. музей. 2007. № 9. С. 11.

4. Клировые ведомости по благочинию Градо-Челябинских церквей // Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. И-226. Оп. 3. Д. 214.

5. Опись имущества челябинской Свято-Троицкой церкви за 1891 год // Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. 220. Оп. 4. Д. 12. Л. 103 об.

6. От Афона до Челябинска: История ковчега со святыми мощами апостола Андрея Первозванного и великомученика Пантелеимона. Челябинск, 2007.

7. Развенчанные мощи // Челяб. рабочий. 1929. 5 окт.

8. Судьба святыни // Симеоновская горка: духов.-краевед. рукоп. журн. 2002. № 3. С. 4–5.

9. Церковные Ведомости Приходской Свято-Троицкой церкви в Челябинске. 1889–1897 гг. // Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. И-67. Оп. 1. Д. 20. Л. 19–22.


01.08.2019

Возврат к списку