Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Феномен "народной песни" на гражданской войне


История человеческого общества полна конфликтов между народами, странами и социальными слоями, конфликтов, которые перерастали в войны. Гражданская война в России — та страница истории нашей страны, которая явилась одной из самых больших трагедий. До сих пор тема Гражданской войны поднимает много вопросов перед исследователями из разных областей знания. Одним из них является социально-исторический аспект тех событий. В статье рассматривается феномен «народной песни». Песни, которые пелись в то нелегкое и переломное время, которые представляли собой внутренний, подсознательный голос народа, «переживавшего» революцию, зачастую несут в себе не только текст, но и подтекст, рассказывающий о том, что не расскажут иные источники.

О песнях Гражданской войны написано много, но и по сей день нам неизвестны имена авторов слов и музыки некоторых песенных шедевров той эпохи. Более того, многие из песен, которые мы воспринимаем как песни периода Гражданской войны, были созданы задолго до революции и затем «перелицованы» — в интересах революции или против нее. Гражданская война нашла отражение и в песенном творчестве противоборствующих сторон, у которых линия раскола была порой довольно зыбкой: брат шел на брата, отец на сына. Поэтому не удивительно, что существовали мелодии, любимые и «красными», и «белыми», поскольку выросли они на одних песнях.

Песенное народное творчество на Южном Урале в годы Гражданской войны развивалось ровно по тем же законам, что и в добровольческой армии, на Дону, в Сибири и на Дальнем Востоке. Одни и те же песни часто звучали по обе стороны фронта — но с разными словами. Одним из таких примеров является песня про Орленка, которому в 1958 г. в Челябинске был установлен памятник, ставший одним из неофициальных символов города.

Никаких доказательств реального бытования этой песни в годы Гражданской войны нет. История появления советской песни «Орленок», напротив, хорошо известна. Она написана в 1936 г. поэтом Яковом Шведовым на музыку композитора Виктора Белого к спектаклю Театра Моссовета «Хлопчик» (драматург М. Даниэль)1. Советский поэт-песенник Лев Ошанин в своих воспоминаниях и интервью не раз говорил: «…не каждой песне ставят памятник, а вот песне “Орленок” повезло. Комсомольцы-челябинцы воздвигли памятник герою песни в честь мужества юных бойцов Гражданской войны»2.

Однако некоторые исследователи утверждают, что на Урале старики (среди которых были и те, кто воевал на стороне Колчака) пели песню «Орленок» с таким текстом:

 

Орленок, орленок, взлети выше солнца
И в степи с высот погляди.
Наверно, навеки покинул я дом свой,
В казачьи вступая ряды.
Ты помнишь, орленок, как вместе летали
Над степью в пыли боевой,
Как лошади ржали, как шашки сверкали
В полях под Челябой родной?..
В разведку я послан своим атаманом.
Ты помнишь, мой друг боевой,
Как темною ночью в сраженьи неравном
Убит был мой преданный конь?
Орленок, орленок, мой верный товарищ,
Ты видел, что я уцелел.
Лети на родную станицу — расскажешь,
Как сына вели на расстрел!
Ты видел, орленок, как долго терзали
Меня большевистским штыком,
Как били прикладом и много пытали
В чекистских застенках потом.
Орленок, орленок, взлети выше солнца,
Где вражеской подлости нет.
Не хочется верить о смерти, поверь мне,
В шестнадцать мальчишеских лет.
Увидишь, орленок, кружась над степями,
Кровавое тело мое.
Казаки умолкнут, опустят здесь знамя
И скажут: «Господь, успокой!»3

 

В «Малой энциклопедии русской военной песни» И. Савина есть примечание: «Всем известная песня “Орленок”, возможно, имела и другие слова, на ту же мелодию. Во всяком случае, ее знают казаки и поют так, как указано выше. Эта информация не совсем точная, но стоящая внимания»4.

Другой случай, весьма распространенный, когда за основу военной песни бралась старинная мелодия. Так, например, это случилось с песней «Вдоль по линии Урала»:

 

Вдоль по линии Урала,
Как орел, Чапай летал.
Он летал перед войсками,
Всем наказ строгий давал:
«Чтобы были у вас, братцы,
Ружья новые в руках,
Сабли острые, как бритвы,
Револьверы в кобурах.
Нынче ночью в наступленье
Мы пойдем на Колчака
И без всякого сомненья
Разгромим его войска.
Смело, братцы, не робейте,
Знай, в сраженьях только прок.
Бей буржуев — не жалейте,
Час победы недалек5.

 

Эта песня записана И. А. Сарайкиным в 1953 г. в поселке Запрудовка Катав-Ивановского района Челябинской области. Она построена на мотивах старой солдатской песни «Вдоль по линии Кавказа» и пелась на ее мелодию. В некоторых вариантах упоминаются Ворошилов, Буденный, «пролетарский командир». Это чапаевский вариант песни.

Есть также «дутовский» вариант красноармейской песни «Там вдали, за рекой». Причем вполне возможно, что появилась она значительно раньше советского «оригинала»:

 

Там вдали, за рекой, засверкали огни.
В небе ясном заря догорала.
Сотня казаков из дутовских войск
На разведку в Тургай поскакала.
Они ехали молча в ночной тишине
По уральской по выжженной степи.
Вдруг вдали у реки засверкали штыки —
Это краснобандитские цепи.
Помолившись, отряд поскакал на врага —
Завязалась кровавая битва.
И казак молодой вдруг поник головой —
Оренбургское сердце пробито.
Он упал возле ног вороного коня
И закрыл свои ясные очи:
«Ты конек вороной, передай, дорогой,
Что я честно погиб за Россию»6



Проверить подлинность белогвардейской версии пока не представляется возможным. Однако можно предположить, что хронология трансформации текста могла выглядеть так: после Русско-японской войны 1905 г. уральскими, забайкальскими или донскими казаками была сочинена песня «За рекой Ляохэ загорались огни» (на мотив «Лишь только в Сибири займется заря»). В 1918–1920 гг. появились ее белогвардейские казачьи версии, к которым относится и «дутовская». В 1924 г. поэт, автор стихов Николай Кооль переделал «белую» песню в «красную» (такой прием тогда не являлся редкостью — так же были созданы песни «Наш паровоз» и пионерская «Картошка»).

В солдатской среде еще с античных времен ходит выражение: «Хорошая песня стоит обеда». «Охота петь была настолько сильной,— вспоминал знаменитый чапаевский комиссар Дмитрий Фурманов,— что на каждой остановке, где хоть чуточку можно было отдохнуть, певцы собирались в груду, сами по себе, без зова, вокруг любимого и почтенного своего дирижера… И начиналось пение. Подступали, окружали любителей и охотников, а потом набиралась едва ли не половина полка… Тут уж кучкой было петь невозможно — затягивали такую, что знали все, и полк сливался в дружной песне»7.

В любой армии, в любой войне всегда находилось время и место для песни. Она поднимала армейский дух, вселяла надежду на победу. Небольшой анализ некоторых известных песен периода Гражданской войны показал, что раскол общества на два враждующих класса оказал влияние и на культурную сферу общества, в том числе на песенную культуру.

  

Примечания

1. Воронков Т. Песни советской страны. Авторы, песни, романсы [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=fF5RDwAAQBAJ&pg=PT287&lpg=PT287&dq (дата обращения: 15.08.2018)

2. Там же.

3. Электронная библиотека «А-pesni» [Электронный ресурс]. URL: http://a-pesni.org/grvojna/bel/orlenok-bel.php

4. Малая энциклопедия русской военной песни [Электронный ресурс] URL: http://pobeda.ru/malaya-entsiklopediya-russkoy-voennoy-pesni.html (дата обращения: 12.08.2018).

5. Русские народные песни Южного Урала : сборник. Челябинск, 1957. С. 97.

6. Электронная библиотека «A-pesni».

7. Фурманов Д. А. «Чапаев-04» [Электронный ресурс]. URL: http://poesias.ru/proza/furmanov-dmitriy/furmanov1021.shtml


05.06.2019

Возврат к списку