Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Страницы истории фарфорового завода Ф. Я. Гарднера


Фарфор до начала XVIII века был для европейцев загадочным и дорогим «китайским секретом». Европейцы неоднократно предпринимали попытки раскрытия секрета производства фарфора, и лишь в XVIII веке они увенчались успехом: в немецком городе Мейсене была изобретена формула настоящего твердого европейского фарфора.

Редкостные фарфоровые изделия были доступны только для небольшого круга избранных — самых богатых людей того времени. Их ценили наравне с золотом, и мастера тщательно охраняли секрет своего производства. Фаянсовые и фарфоровые мануфактуры создавались при королевских дворах. В нашей стране первый фарфоровый завод был основан в Петербурге в 1744 году. Изначально завод принадлежал династии Романовых и производил посуду и иные предметы из фарфора исключительно для царского двора. Завод практиковал мелкосерийное производство, а его продукция была чрезвычайно дорогостоящей и очень редко выставлялась на продажу. Государственный исторический музей Южного Урала, не располагая изделиями Императорского фарфорового завода, имеет, однако, коллекцию продукции первых частных российских фарфоровых предприятий — Гарднера, Попова, Батениных, Корнилова, Храпунова-Новаго,— появление которых относится к 1760–70 годам. Лучшим из них по праву считается завод Франца Яковлевича Гарднера.

Завод Ф. Я. Гарднера был основан в сельце Вербилки на реке Дубне, что в 24 километрах от города Дмитрова (ныне районный центр в Московской области). Выбор Вербилок был не случайным и повлиял на историю предприятия. Река и окружающие леса не только являлись для него источником энергии, но и обеспечили на многие годы сохранение в тайне секретов производства. Завод был удален от промышленных и культурных центров и ограничен в возможности привлечь на постоянную работу профессиональных художников, лепщиков и других специалистов. Он должен был на месте растить своих мастеров и художников, искать искусных умельцев среди крестьян и жителей монастырских слобод. Основатель завода Франц Яковлевич Гарднер — обрусевший английский купец. Прежде чем открыть свою фабрику, он много путешествовал по России в поисках особой глины для производства фарфора, лучшей оказалась «глуховская глина», найденная им в Малороссии, на Черниговщине. Решив вопрос с сырьем, Ф. Я. Гарднер поставил себе цель обеспечить Российскую империю собственной фарфоровой посудой, наладив ее масштабное производство. Со времени основания и до 1891 года фабрика принадлежала трем поколениям Гарднеров. «В 1754 году началось проведение таких важных работ по подготовке производства, без которых не могло быть самой фабрики». В 1766 году было получено разрешение на ее строительство. Хотя годом официального открытия фабрики считается 1766-й, сами Гарднеры считали годом образования 1754-й. В 1854 году они отметили столетие своей фабрики. В память об этом событии была изготовлена плакетка. Она изображает московский герб (первая официально признанная марка завода) и содержит дату «1754». Фарфор изначально был европейским, так как первых мастеров Ф. Я. Гарднер выписал из того же прославленного саксонского Мейсена. Кроме того, он пригласил И. Миллера, работавшего на Императорском фарфоровом заводе и знакомого с рецептурой фарфоровой массы Д. Виноградова. Благодаря этому Ф. Я. Гарднер довольно быстро наладил производство высококачественного фарфора, соперничавшего с продукцией Императорского фарфорового завода.

Ф. Я. Гарднер получал заказы от Императорского двора на изготовление орденских сервизов (Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского, св. князя Владимира), «собственного» столово-десертного сервиза для будущего императора Павла I. В 1829 году на первой публичной выставке российских изделий (Петербург) большая амфорообразная ваза с изображением столичного Большого театра публично подтвердила высокое качество продукции завода Гарднера, хотя изготовление ваз не было его ведущим направлением.

Марка Гарднеров служила эталоном для большинства русских производителей фарфора. Изделия завода не раз отмечались самыми высокими наградами, в том числе международными. Характерной чертой массовых изделий гарднеровской фабрики XVIII века являлась простота. В отличие от Императорского завода фабрика Гарднера работала в расчете на широкого потребителя и вырабатывала устойчивые образцы массовой посуды и ее росписи.

Первая четверть XIX века положила начало новому этапу в развитии фарфора Гарднера. Заводские художники отказались от прямых подражаний европейским образцам и стали искать свой собственный стиль. Фабрика Гарднера была одной из ведущих в России и вплоть до середины XIX века не имела конкурентов. Фарфор по своему уровню не уступал европейским образцам. В 1856 году фабрика Гарднера получила звание поставщика Двора Его императорского величества. За качество продукции в 1875 году она получила право ставить на свои изделия изображение московского герба.

Основной ассортимент завода был представлен чайной посудой. Она виртуозно украшалась букетами цветов. Изготавливались «именные» чашки с родовыми гербами и монограммами, чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 года, «военные» тарелки (по гравюрам с рисунков французских художников). Особое очарование гарднеровскому фарфору придавали пластические детали — навершия крышек, фигурные подставки для сосудов и тому подобное. Большое достижение того времени — цветные фоны (синий, зеленый, сине-голубой). Гарднеровские мастера владели самыми различными приемами декорирования фарфора. Помимо подглазурной и надглазурной росписи использовались техника печати, цветные люстры, пластический декор в виде рельефных композиций. В середине века появилось золочение по мастичному узору. Тематика росписей была необычайно широка. Большое распространение получили портрет и пейзаж. В круг жанровых росписей входили романтизированные сцены из жизни русских крестьян. Преобладание росписей на мифологические сюжеты было естественно для стиля ампир с его приверженностью к античной эстетике. К 1830-м годам ампир как стиль стал постепенно угасать. Наиболее сильным оказалось влияние рококо — самого «фарфорового» из исторических стилей. В своем подражательном варианте, получившем название «второе рококо», сохраняя внешние признаки стиля — пластическую усложненность объемов, причудливые изгибы силуэта, C- и S-образные завитки,— оно утратило изящество и непринужденную легкость стиля XVIII века.

В 1833 году на фабрике наладили производство фаянса, который был намного дешевле фарфора и пользовался спросом в народной среде. Тем не менее временем наивысшего расцвета завода считается период производства первых изделий. Коллекция Государственного исторического музея Южного Урала насчитывает 18 изделий завода Ф. Я. Гарднера. В основном это изящная чайная и столовая посуда c ручной росписью.

Чайник заварочный нежно-голубой с растительным орнаментом. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Чайник заварочный нежно-голубой с растительным орнаментом. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение


Чайная пара розового цвета с незабудками и ландышами. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочениеЧайная пара розового цвета с незабудками и ландышами. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Чайная пара розового цвета с незабудками и ландышами. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение


Сахарница с крышкой с домиком в снегу. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Сахарница с крышкой с домиком в снегу. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение


Сахарница с крышкой с домиком в снегу. Российская империя. Фабрика Гарднера, 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение 

Сливочник с изображением домика на берегу. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение


Соусница на подставке с ягодами клубники, малины и бабочками. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1870–80- е гг. Фаянс, деколь

Соусница на подставке с ягодами клубники, малины и бабочками. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1870–80- е гг. Фаянс, деколь

Некоторые предметы были подарены музею, другие приобретены в разное время у жителей Челябинска. Последние поступления изделий завода Ф. Я. Гарднера — это подарки М. В. Пасешник, внучки известного челябинца, акцизного чиновника, городского и общественного деятеля К. Н. Теплоухова (1870–1942). Это заварочный чайник и сливочник, бытовавшие в этой семье.

Чайник заварочный бело-розовый с мелкими белыми цветами. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Чайник заварочный бело-розовый с мелкими белыми цветами. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение


Молочник бело-розовый с мелкими белыми цветами. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение 

Молочник бело-розовый с мелкими белыми цветами. Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение


В 1860–1870 годах на гарднеровском заводе была создана большая серия бытовых статуэток, посвященных жизни крестьян и городских низов. Простонародные типы в них слегка приукрашены, но прорисованы с большим мастерством и реализмом. Яркие типажи привлекали к себе внимание не одного поколения зрителей. Фигурки отличались живостью и красноречивостью сюжетов, реалистичной трактовкой образов. Они так органично вписывались в интерьеры столовых, гостиных, дамских будуаров и рабочих кабинетов, что стали важнейшими и необходимыми атрибутами обстановки. Их называли «куколками для взрослых». Ими играли и часто устраивали представления. В музейном собрании представлены две статуэтки — «Сбитенщик» и «Пляшущая крестьянка». Одной из наиболее популярных гарднеровских статуэток можно по праву считать фигурку продавца сбитня, выполненную по литографии А. О. Орловского (1809).

Статуэтка «Сбитенщик». Российская империя. Фабрика Гарднера. 1860–1870 гг. Бисквит, роспись полихромная

Статуэтка «Сбитенщик». Российская империя. Фабрика Гарднера. 1860–1870 гг. Бисквит, роспись полихромная


Статуэтка «Пляшущая крестьянка». Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Бисквит, роспись полихромная

Статуэтка «Пляшущая крестьянка». Российская империя. Фабрика Гарднера. 1880–1890 гг. Бисквит, роспись полихромная

В 1892 году завод перешел в руки промышленника М. С. Кузнецову, что ознаменовало конец гарднеровского и начало кузнецовского периода. М. С. Кузнецов сумел увеличить выпуск продукции Гарднера. При этом на изделиях продолжали ставить старые клейма, что позволило сохранить прежних покупателей. За годы руководства заводом Кузнецов продолжал выпуск фарфора по тем образцам и формам, которые за сотню с лишним лет были наработаны на предприятии в большом количестве. Коллекционеры всего мира ценят фарфор фабрики Гарднера за его высокий художественный уровень исполнения и оригинальность произведений, в которых есть самобытность и верность русским традициям.

 

Список литературы

 

1. Арбат, Ю. А. Фарфоровый городок / Ю. А. Арбат. М. : Москов. рабочий, 1957. 248 с.

2. Мачульский, Е. Н. Вербилки. История фарфорового завода Ф. Я. Гарднера / Е. Н. Мачульский, А. А. Зилов, Ю. Н. Кравцова. М. : Авангард, 2005. С. 14.

3. Салтыков, А. Б. Избранные труды / А. Б. Салтыков. М. : Совет. художник, 1962. С. 383.

4. Теплоухов, К. Н. Челябинские хроники, 1899–1924 / К. Н. Теплоухов ; под ред. В. С. Боже. Челябинск, 2001. 508 с.

5. Черный, Н. В. Фарфор Вербилок / Н. В. Черный. М. : Изобразит. искусство, 1970. 296 с.

6. Фарфор в России XVIII–XIX веков: завод Гарднера / авт. ст. и сост. Е. Иванова. СПб. : Palace Editions, 2003. 280 с.

7. Фарфоровый завод Гарднера. История [Электронный ресурс]. URL: http://vechi.com.ua/av/opisanie.php/cp_01010


22.05.2019

Возврат к списку