Научные публикации

Информационный повод в арт-журналистике


Арт-журналистика — сфера журналистики, где проблемы культуры и искусства рассматриваются в широком контексте, предназначенном для формирования общественного мнения и удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории.

Арт-журналистика представлена множеством разных жанров. Литература, театр, изобразительное искусство, музыка, кинематограф, музейно-выставочная деятельность — все это сфера интересов арт-журналистики. В чем главная особенность арт-журналистики? Пожалуй, в том, что журналиста, работающем в этой требуется глубокое знание предмета, культурологическое мышление и острый нюх на запросы массовой аудитории и умение адекватно на эти запросы реагировать. Но при этом не идти на поводу у публики и держать планку на достаточно высоком уровне. Влияние СМИ на современную культуру неоспоримо. Поскольку средства массовой информации выступают не только в качестве транслятора арт-новости, но и формируют общественное мнение по отношению к разного рода культурным ценностям.  

Сегодня удобнее всего освещать событие культурной жизни с помощью электронных  СМИ.  Качественная «картинка» —  главное преимущество телерепортажа или онлайн-трансляции в интернете. Однако и в печатных СМИ по-прежнему сильны традиции классической русской журналистики XIX-XX веков. Поэтому по сей день на российских газетных и журнальных страницах находится место литературным, музыкальным и театральным обзорам, а их рейтинги у читателя достаточно высоки.  Парадокс  арт-журналистики  в  том,  что  объекты  ее  деятельности никогда не  теряют  актуальности,  а  вместе  с  ними  остаются  востребованными  и посвященные им  арт-публикации.

Арт-журналистика обладает одной интересной особенностью. Эта особенность состоит в том, что талантливый арт-критик так ярко и живо описывает спектакли, выставки и концерты, что с его подачи эстетическая ценность рецензий порой выше, чем само описываемое культурное явление. В этом случае не работает аксиома «Лучше один раз увидеть выставку, чем сто раз прочесть о ней в СМИ». Поскольку хорошая рецензия — это и рекламный двигатель, и арт-аналитика, и умение утверждать новые культурные ценности.

Арт-журналистика —  это своего рода искусство об искусстве. То есть арт-критик самовыражается посредством арт-анализа, ненавязчиво (или же энергично) утверждая новые культурные ценности, подпитываемые богатыми классическими традициями. 

Остановимся на «музейной» журналистике, которая практически целиком строится на информационных поводах.

Информационный повод - это элемент структуры обмена арт- информацией, посредством которого проявляются и осознаются информационные запросы аудитории. Как правило, аудитория хочет получать следующую информацию о музейной деятельности:

  • редкие и уникальные экспонаты (поступившие, подаренные, найденные и т.д).
  • новые выставочные проекты (яркие, международные, уникальные и т.д.).
  • знаменитые гости или участники фестивалей и выставок.
  • занятия или экскурсии (специальные, тематические и т.д.).
  • акции, флеш-мобы, необычные, неформатные мероприятия.

Музейные информационные поводы можно разделить по следующим критериям:

  • интерес аудитории к музейным информационным поводам - отношение читателей к произошедшему событию;
  • актуальность музейного информационного повода - своевременность и значимость информации для читательской аудитории;
  • территориальность музейного информационного повода - масштабность события, которое может быть международным, федеральным, региональным, районным;
  • эмоциональная окраска информации -то настроение, с которым читателям преподносится та или иная информация. Она может быть негативной, нейтральной и позитивной;
  • участие публичных деятелей - участие в том или ином событии известных личностей (ньюсмейкеров), которыми могут быть знаменитые ученые, политические деятели, директора крупных музее страны. 

Типологию музейных информационных поводов можно представить следующим образом.

1. Выставки. Наибольший интерес у аудитории музейных СМИ вызывают международные, всемирные, редкие выставки. Также на заинтересованность аудитории влияет тематика выставки и участие известных людей в выставочном проекте.

В выставочных проектах можно выделить еще несколько самостоятельных информационных поводов, таких как:

1.1 Подготовка выставки, монтаж и привоз предметов. Поскольку взглянуть «за кулисы» процесса подготовки выставки всегда интересно. И наряду с открытием выставки ее монтаж тоже может стать информационным поводом.


1.2. Интервью с организаторами и кураторами выставки.

1.3. Рассказ о тех, кто участвует в создании коллекции, выставки, выступает в качестве партнера выставочного проекта.

1.4. Форс-мажорные ситуации.

Во время проведения выставок могут произойти непредвиденные события, которые чаще всего возникают не по вине человека, а по случайности. Это тоже интересно аудитории.

2. Музейные пресс-конференции и брифинги.

Пресс-конференция - мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость. Или известная личность, имеющая отношение к этой новости, готовая прокомментировать эту новость так, чтобы это было интересно читателям.

3. Специальные интервью.

Интервью подразделяется на два вида: интервью-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и интервью-мнение, комментирующее известные факты и события.

В интервью чаще всего принимают участие известные деятели культуры, ученые, кураторы выставок.

3.1. Интервью-мнение о планах на предстоящую выставку.

3.2. Интервью-мнение после открытия выставки.

3.3. Событие в личной жизни музейщиков (например, выход в свет книги, написанной куратором выставки, или коллекционером, передавшим предметы музею).

4. Фестивали, концерты и другие «неформатные» мероприятия в музее.

5. Конференции, форумы и другие мероприятия, происходящие на площадке музея в сотрудничестве с другими организациями.

Вот несколько примеров использования информационных поводов в работе пресс-службы нашего музея:

  • 12 октября 2017 года в Историческом музее открылась выставка «Ураган времени — революция», посвященная столетию русской революции. В этой связи на сайте музея появился анонс с интригующим названием: «О революции — новым языком. Интервью с доктором историческим наук Евгением Волковым». Интервью выстроено в форме лаконичного диалога, коротких вопросов и ответов, понятных и интересных любому мало-мальски грамотному человеку. Вся беседа строится вокруг революционных событий на Урале, что вызвало дополнительный интерес у аудитории и представителей местных СМИ.

  • 6-летняя годовщина падения метеорита «Челябинск». Здесь побочный информационный повод (в этот день похищенный фрагмент метеорита вернули в музей) стал основным, поскольку именно этот факт больше всего заинтересовал журналистов.

  • Еще один случай из серии «Дорога ложка к обеду». На первый взгляд рядовая экспозиция из цикла «Выставка одного экспоната» вызвала большой резонанс в СМИ. Это была мини-выставка «Этикетки спичечные. Русско-японская война». Приуроченная к 115-летию со дня начала русско-японской войны, она «выстрелила» в нужное время и в нужном месте. Небольшие проекты, подготовленные к каким-либо знаменательным датам, часто становятся удачными информационными поводами.

Специфика музейных проектов, как объектов работы журналистов, заключается в том, что инфоповоды здесь опираются на сочетание традиционных мероприятий и событий (новая выставка, новый предмет) и новаторских акций. Сохранность предметов истории остается главной музейной миссией, но при этом сам музей не должен превратится в анахронизм.


Список литературы:

  1. Суворова А.Ю. Арт-журналистика в России: особенности типологизации и жанрово-тематическое своеобразие // Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов / Юго-Западный гос. ун-т ; отв. ред. О.В. Лагутина. – Курск, 2014. – С. 149-150 ; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://swsu.ru/structura/up/flmk/kip/folder3/2014maskom.pdf (22.01.2019).
  2. Зубанова Л.Б. Средства массовой информации как арена ценностного обмена // Вестн. Челябинского гос. ун-та. – 2008. – № 32. - С. 27-30 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-kak-arena-tsennostnogo-obmena (09.01.2019).
  3. Шмелева Т.В. Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования // Вестн. НовГУ. - 2015. - №7 (90) ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mediatizatsiya-kak-fenomen-sovremennoy-kultury-i-obekt-issledovaniya (10.01.2018).


02.04.2019

Возврат к списку