Научные публикации
Арт-журналистика — сфера журналистики, где проблемы культуры и искусства рассматриваются в широком контексте, предназначенном для формирования общественного мнения и удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории.
Арт-журналистика представлена множеством разных жанров. Литература, театр, изобразительное искусство, музыка, кинематограф, музейно-выставочная деятельность — все это сфера интересов арт-журналистики. В чем главная особенность арт-журналистики? Пожалуй, в том, что журналиста, работающем в этой требуется глубокое знание предмета, культурологическое мышление и острый нюх на запросы массовой аудитории и умение адекватно на эти запросы реагировать. Но при этом не идти на поводу у публики и держать планку на достаточно высоком уровне. Влияние СМИ на современную культуру неоспоримо. Поскольку средства массовой информации выступают не только в качестве транслятора арт-новости, но и формируют общественное мнение по отношению к разного рода культурным ценностям.
Сегодня удобнее всего освещать событие культурной жизни с помощью электронных СМИ. Качественная «картинка» — главное преимущество телерепортажа или онлайн-трансляции в интернете. Однако и в печатных СМИ по-прежнему сильны традиции классической русской журналистики XIX-XX веков. Поэтому по сей день на российских газетных и журнальных страницах находится место литературным, музыкальным и театральным обзорам, а их рейтинги у читателя достаточно высоки. Парадокс арт-журналистики в том, что объекты ее деятельности никогда не теряют актуальности, а вместе с ними остаются востребованными и посвященные им арт-публикации.
Арт-журналистика обладает одной интересной особенностью. Эта особенность состоит в том, что талантливый арт-критик так ярко и живо описывает спектакли, выставки и концерты, что с его подачи эстетическая ценность рецензий порой выше, чем само описываемое культурное явление. В этом случае не работает аксиома «Лучше один раз увидеть выставку, чем сто раз прочесть о ней в СМИ». Поскольку хорошая рецензия — это и рекламный двигатель, и арт-аналитика, и умение утверждать новые культурные ценности.
Арт-журналистика — это своего рода искусство об искусстве. То есть арт-критик самовыражается посредством арт-анализа, ненавязчиво (или же энергично) утверждая новые культурные ценности, подпитываемые богатыми классическими традициями.
Остановимся на «музейной» журналистике, которая практически целиком строится на информационных поводах.
Информационный повод - это элемент структуры обмена арт- информацией, посредством которого проявляются и осознаются информационные запросы аудитории. Как правило, аудитория хочет получать следующую информацию о музейной деятельности:
Музейные информационные поводы можно разделить по следующим критериям:
Типологию музейных информационных поводов можно представить следующим образом.
1. Выставки. Наибольший интерес у аудитории музейных СМИ вызывают международные, всемирные, редкие выставки. Также на заинтересованность аудитории влияет тематика выставки и участие известных людей в выставочном проекте.
В выставочных проектах можно выделить еще несколько самостоятельных информационных поводов, таких как:
1.1 Подготовка выставки, монтаж и привоз предметов. Поскольку взглянуть «за кулисы» процесса подготовки выставки всегда интересно. И наряду с открытием выставки ее монтаж тоже может стать информационным поводом.
1.2. Интервью с организаторами и кураторами выставки.
1.3. Рассказ о тех, кто участвует в создании коллекции, выставки, выступает в качестве партнера выставочного проекта.
1.4. Форс-мажорные ситуации.
Во время проведения выставок могут произойти непредвиденные события, которые чаще всего возникают не по вине человека, а по случайности. Это тоже интересно аудитории.
2. Музейные пресс-конференции и брифинги.
Пресс-конференция - мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость. Или известная личность, имеющая отношение к этой новости, готовая прокомментировать эту новость так, чтобы это было интересно читателям.
3. Специальные интервью.
Интервью подразделяется на два вида: интервью-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и интервью-мнение, комментирующее известные факты и события.
В интервью чаще всего принимают участие известные деятели культуры, ученые, кураторы выставок.
3.1. Интервью-мнение о планах на предстоящую выставку.
3.2. Интервью-мнение после открытия выставки.
3.3. Событие в личной жизни музейщиков (например, выход в свет книги, написанной куратором выставки, или коллекционером, передавшим предметы музею).
4. Фестивали, концерты и другие «неформатные» мероприятия в музее.
5. Конференции, форумы и другие мероприятия, происходящие на площадке музея в сотрудничестве с другими организациями.
Вот несколько примеров использования информационных поводов в работе пресс-службы нашего музея:
12 октября 2017 года в Историческом музее открылась выставка «Ураган времени — революция», посвященная столетию русской революции. В этой связи на сайте музея появился анонс с интригующим названием: «О революции — новым языком. Интервью с доктором историческим наук Евгением Волковым». Интервью выстроено в форме лаконичного диалога, коротких вопросов и ответов, понятных и интересных любому мало-мальски грамотному человеку. Вся беседа строится вокруг революционных событий на Урале, что вызвало дополнительный интерес у аудитории и представителей местных СМИ.
6-летняя годовщина падения метеорита «Челябинск». Здесь побочный информационный повод (в этот день похищенный фрагмент метеорита вернули в музей) стал основным, поскольку именно этот факт больше всего заинтересовал журналистов.
Еще один случай из серии «Дорога ложка к обеду». На первый взгляд рядовая экспозиция из цикла «Выставка одного экспоната» вызвала большой резонанс в СМИ. Это была мини-выставка «Этикетки спичечные. Русско-японская война». Приуроченная к 115-летию со дня начала русско-японской войны, она «выстрелила» в нужное время и в нужном месте. Небольшие проекты, подготовленные к каким-либо знаменательным датам, часто становятся удачными информационными поводами.
Специфика музейных проектов, как объектов работы журналистов, заключается в том, что инфоповоды здесь опираются на сочетание традиционных мероприятий и событий (новая выставка, новый предмет) и новаторских акций. Сохранность предметов истории остается главной музейной миссией, но при этом сам музей не должен превратится в анахронизм.
Список литературы: