Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Наум Юрьевич Орлов. Режиссер и творчество


Предлагаем вашему вниманию вторую часть публикации о главном режиссере Челябинского драматического театра Науме Юрьевиче Орлове.

Тридцать лет работая художественным руководителем театра, он нес все тяготы, связанные с творчеством и не только. Нужно было «выбивать» у руководства деньги на постановки, устраивать гастроли (где только не побывал театр в эти годы, даже в Германии). Огромный груз лег на плечи художественного руководителя, когда строилось новое здание театра, а ведь в те годы это была стройка всероссийского значения. Нужно было сдвинуть с мертвой точки, можно сказать, заброшенный долгострой. Нужно было вносить уже в процессе строительства изменения в проект (практически безнадежное дело в годы жесткой регламентации во всех сферах жизни). Например, порталы по бокам сцены, необходимые для показа спектакля, Н. Ю. Орлов «выбивал» три года.

А сколько пришлось доказывать и на какие хитрости идти, чтобы сократить количество зрительских мест с 1200 (дань гигантомании эпохи) до 900! В результате большие неприятности из-за превышения сметы обернулись благом — появлением малой сцены (которая, кстати, вообще не предусматривалась проектом). Это лишь несколько примеров крупных проблем, выпавших на долю Орлова. А сколько было «мелких» (по сравнению с крупными), теперь уже и не вспомнит никто! Повседневные заботы как в тисках держали Наума Юрьевича на протяжении всех лет его работы в театре. Большое хозяйство — большие хлопоты: устарела радиоаппаратура, нужно менять тиристоры, требует ремонта крыша… Все эти проблемы решал Наум Юрьевич, конечно, вместе со своими помощниками.

Но несмотря на масштабность административной и хозяйственной работы, не она была главной для руководителя — на первом месте стояло творчество.

После блистательного «Швейка» было много новых удач. Достаточно вспомнить спектакль 1975 года «Русские люди», который даже автор пьесы К. Симонов признал более глубоким и содержательным по отношению к своему драматургическому произведению.

Сцена из спектакля «Русские люди». 1975 год. Режиссер Н. Орлов. Валя — В. Качурина, Шура — Т. Руссинова

Сцена из спектакля «Русские люди». 1975 год. Режиссер Н. Орлов.
Валя — В. Качурина, Шура — Т. Руссинова

 

Или «Фальшивая монета» (1981), поставленная по сложной и во многом неразгаданной пьесе М. Горького. Это был спектакль о трагедии существования людей в условиях парадоксов смутного времени. Философская глубина драматургии, сложность режиссерского замысла обеспечили успех постановке.

 

Сцена из спектакля «Фальшивая монета». 1981 год. Режиссер Н. Орлов

Сцена из спектакля «Фальшивая монета». 1981 год. Режиссер Н. Орлов

 

Спектакль стал лауреатом Всероссийского конкурса горьковской драматургии, просуществовал на сцене более десяти лет. «Горьковская драматургия мне представляется сегодня особенно современной… она отличается глубиной исследования характера. И через него, характер сложный и противоречивый, раскрывается проблема, а не наоборот» (Н. Орлов). Наверное, неслучайно, что последней работой мастера стал горьковский спектакль «Последние». После просмотра этого потрясающего спектакля мне захотелось спросить режиссера: «Как вам удалось поставить спектакль по пьесе столетней давности о нашей сегодняшней жизни? Наверное, вы вставили какие-то реплики?» «Ни одного слова,— ответил режиссер,— это все Горький». Как же можно было суметь донести смысл старой пьесы так, чтобы она воспринималась как произведение о современной жизни?! Несомненно, только благодаря таланту постановщика.

Но до «Последних» было еще много блестящих работ. Театральный сезон 1982/83 годов открылся в новом здании премьерой спектакля «Любовь Яровая» — четвертой в истории театра постановкой пьесы К. Тренёва.

Репетиция спектакля «Любовь Яровая». 1982 год. Режиссер Н. Орлов

Репетиция спектакля «Любовь Яровая». 1982 год. Режиссер Н. Орлов

 

Однако Н. Орлов не ставил целью следовать традиции включения в репертуар хрестоматийной пьесы. Напротив, он попытался по-новому подойти к известному драматургическому произведению. В истории Любови и Михаила Яровых, двух любящих людей (двух из очень и очень многих), он показывал разрушительную силу революции, раскрывал трагедию эпохи — именно трагедию, а не начало пути к «светлому будущему». Такая режиссерская трактовка была в то время смелым шагом (до перестройки было еще далеко). Неслучайно спектакль получил разные оценки: от недоумения и отрицания до резкой критики и даже обвинений в «изничтожении» классика, а в конце концов — признания и высокой награды — золотой медали имени А. Д. Попова.

«Маленькие трагедии» А. Пушкина были поставлены на малой сцене. По замыслу художника Татьяны Сельвинской, на сцене господствовал белый цвет. Магия белого цвета возносила участников спектакля и зрителей к сияющим вершинам пушкинской поэзии.

Сцена из спектакля «Маленькие трагедии». 1984 год. Постановка Н. Орлова, режиссер В. Мещанинова. В роли Лауры — Н. Кутасова

Сцена из спектакля «Маленькие трагедии». 1984 год. Постановка Н. Орлова,
режиссер В. Мещанинова. В роли Лауры — Н. Кутасова

 

Новаторство Н. Орлова состояло в том, что он не только уловил природу поэтического условного спектакля, но и воплотил ее на сцене, создав спектакль пронзительный и трепетный. Без преувеличения можно сказать, что этот спектакль, не отмеченный особыми наградами, не отличавшийся продолжительной жизнью на сцене, был одной из лучших постановок в истории театра.

А потом были «Барабанщица» А. Салынского (1985), «Король Лир» В. Шекспира (1986), «Лес» А. Островского (1987), «Зойкина квартира» М. Булгакова (1990), «Антихрист» Д. Мережковского (1991)… Каждый спектакль становился этапным в истории театра, заслуги которого признавались не только зрителями, но и обществом. В 1986 году театру было присвоено звание академического. В 1999 году в рамках Всероссийского конкурса «Окно в Россию» он был удостоен звания «Лучший театр года» за спектакли «Женитьба Белугина» по пьесе А. Островского и «…Чума на оба ваши дома!» Г. Горина в постановке Н. Орлова. Многие спектакли удостоены дипломов всероссийских смотров и фестивалей. На Всероссийском фестивале имени Ф. Волкова художественный руководитель театра Н. Ю. Орлов за постановку спектакля «…Чума на оба ваши дома!» был удостоен премии имени Ф. Волкова Правительства РФ (2001). К этому времени он уже был народным артистом РСФСР (1985).

Наум Юрьевич никогда не почивал на лаврах, а продолжал трудиться. Будет неправильным не рассказать еще об одной вершине творчества Наума Орлова — спектакле «Самоубийца» по пьесе Н. Эрдмана (1999).

 

Сцена из спектакля «Самоубийца». 1989 год. Режиссер Н. Орлов

Сцена из спектакля «Самоубийца». 1989 год. Режиссер Н. Орлов

 

Режиссера всегда интересовала жизнь маленького человека, его судьба, внутренний мир. Вот и в этом спектакле тема нашла воплощение. Сложная для постановки пьеса Н. Эрдмана — то художественное пространство, в котором режиссер ищет ответы на самый сложный вопрос о жизни и смерти. «Многие ставят эту пьесу Николая Эрдмана в стилистике “Клопа”. Как фельетон. На самом деле это глубочайшее, философское произведение. Что за человек Подсекальников? Что есть в нем такого, что мы им интересуемся? Дело, оказывается, в том огромном мире, который он в себе сконцентрировал, всю эту боль и лирику маленького человечка» (Н. Орлов). Сюжетная история о самом обыкновенном маленьком человеке в постановке Н. Ю. Орлова приобрела черты философской притчи. В спектакле смешаны реальность и условность, правда и иллюзия, явь и небыль — грань между ними неуловима. Душевная тонкость актера А. Мезенцева помогла ему раскрыть на сцене драму Подсекальникова — маленького человека, взвалившего на себя непосильную ношу, но сумевшего вырваться из пут смерти, а фактически — эпохи. Спектакль был показан на гастролях 1994 года в Ганновере (Германия). За исполнение своей роли А. Мезенцев получил международную премию имени Горданы Косанович как лучший европейский актер. Он первым из русских артистов стал ее обладателем.

Наум Юрьевич умел подбирать актеров на роли, умел формировать труппу, можно сказать, подходил к этому процессу трепетно. Сам Н. Ю. Орлов говорил, что на протяжении всех тридцати лет он строил «свой Театр», Челябинский театр драмы в те годы так и называли — «театр Орлова». «Мы сформировали труппу, которая способна решать самые сложные и разноплановые задачи. Сейчас мы можем обращаться к любому материалу. Рядом с опытнейшими артистами в театре работает много способной молодежи. Одна треть труппы у нас — молодые актеры! Они занимают все более и более ответственные творческие позиции. Это дает повод и право говорить о том, что театр не остывает, движется» (Н. Орлов).

Сказанное касается не только актеров, но и очень сложного процесса формирования репертуара. Режиссер любил современную драматургию, был лично знаком со многими авторами, но никогда не пренебрегал классикой, умел соблюдать очень точный баланс в выборе пьес: «Я всегда был предан русской драматургической классике. Чехов, Горький, Островский. Пожалуй, только первому везет на современной сцене. Горького, писателя и прекрасного драматурга, под разными, чаще всего недобросовестными предлогами пытаются столкнуть с корабля современности… Мы ставили их и будем ставить. Челябинский драматический театр без русской национальной драматургии существовать не может. Это его основа».

О Чехове в творческой биографии Н. Ю. Орлова необходимо сказать особо. Наум Юрьевич не сразу пришел к Чехову: как признавался сам режиссер, он многого не понимал у драматурга, точнее, не понимал, как его надо ставить. Но с возрастом настал такой момент, когда Чехов стал созвучен настроению души Орлова. И тогда родился проект «Театр Чехова»: мечта поставить все пьесы Антона Павловича на челябинской сцене как единую картину жизни чеховских героев — в одном пространстве, в одних декорациях. «Именно такой подход — одна декорация на все спектакли, одни и те же актеры — позволяет проследить развитие в пьесах важнейших чеховских лейтмотивов»,— так определял суть проекта сам режиссер. Первым в этом проекте стал спектакль «Безотцовщина» (1996).

Сцена из спектакля «Безотцовщина». 1996 год. Режиссер Н. Орлов

Сцена из спектакля «Безотцовщина». 1996 год. Режиссер Н. Орлов

 

Не укладывающийся в традиционные представления о сценическом жанре спектакль соответствовал метаниям неуверенного и нерешительного главного героя пьесы — Платонова. «Чувство растерянности, горестной досады и откровенной зависти вызвал у меня спектакль “Безотцовщина”… Ну почему в провинции может быть такая труппа, такой режиссер, наконец, такая общая высокая культура, а в Москве — нет?!»,— написал известный московский критик Б. Поюровский.

Еще только два спектакля успел поставить Н. Ю. Орлов — «Дядя Ваня» (1998) и «Вишневый сад» (2000). «В процессе работы я понял о Чехове одну важную, формообразующую вещь. Жесткий и суровый автор, разоблачающий своих персонажей, буквально глумящийся над ними… Скажем, Астров — талантливый и большой человек, но он же не состоялся, он ничто и нигде» (Н. Орлов). Создавая «Дядю Ваню», режиссер ушел от соблазна ставить спектакль о ком-то конкретно: об Астрове, Серебрякове, Телегине и др. Он ставил спектакль обо всех, о жизни, проходящей стороной, о несостоявшихся личностях, заставляя задуматься, почему жизнь того или иного человека не сложилась, почему остались нереализованными его таланты. «Вишневый сад» — последний спектакль из проекта «Театр Чехова». И вновь режиссер скрупулезно анализирует малейшие колебания эмоций, мыслей, движений, звуков. И вновь акцентирует внимание на никчемности чеховских героев: Гаев, жизнь которого — леденцы и бильярд; бесперспективный Петя Трофимов, ни на что не способная и не состоявшаяся как женщина Раневская.

Мы вспомнили лишь несколько спектаклей Н. Ю. Орлова, а всего на челябинской сцене он поставил их 45. Стоит хотя бы перечислить некоторые из них: «Тиль» Г. Горина (1975), «Егор Булычов и другие» М. Горького (1977), «Деньги для Марии» В. Распутина (1979), «Король Лир» В. Шекспира (1986), «Зойкина квартира» М. Булгакова (1990), «Царствие земное» Т. Уильямса (1995), «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (2000)… За каждым из этих названий — творческие поиски и находки, переживания и успех. О своей работе Наум Юрьевич писал: «Очень часто ловлю себя на мысли, что живу странной, необычной жизнью. С помощью драматургов, своих товарищей-актеров я создаю на сцене какие-то варианты существования несуществующих человеческих судеб и характеров. Я-то знаю, что таких людей не было, а иногда просто и не могло быть, но каждый вечер многие сотни, а то и тысячи реальных людей приходят ко мне в театр и смотрят, внимают тому, что происходит на сцене, и соглашаются с этим, и благодарят нас за “святой обман”. И так вот уже пять десятков лет».

За выдающиеся творческие достижения Наум Юрьевич Орлов был удостоен многих государственных наград: орденов «Знак Почета» (1960), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999), Дружбы народов (1994); медалей «50 лет Вооруженным силам СССР», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1960), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970), золотой медали имени народного артиста СССР А. Д. Попова. Ему были присвоены почетные звания «Заслуженный деятель искусств Татарии» (1970), «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» (1978), «Народный артист РСФСР» (1985), «Человек года» (1992), «Почетный гражданин города Челябинска» (1996). Н. Ю. Орлов лауреат премии Правительства Российской Федерации имени Ф. Г. Волкова (2000).

О признании его общественных заслуг свидетельствуют и такие факты: с 1971 года Н. Ю. Орлов — член Всероссийского театрального общества (Союза театральных деятелей Российской Федерации), неоднократно избирался секретарем и членом правления Союза театральных деятелей, был почетным доктором Челябинского государственного университета, членом комиссии по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства при Президенте Российской Федерации, депутатом городского Совета народных депутатов (1984, 1986). Он является лауреатом многих всероссийских и всесоюзных фестивалей; его спектакли неоднократно награждались дипломами Министерства культуры СССР и России, Союза театральных деятелей и других творческих организаций. Постановлением губернатора Челябинской области № 358 от 11 августа 2003 года Челябинскому государственному академическому театру драмы присвоено имя Наума Юрьевича Орлова.

«Сквозь годы и исторические расстояния, спектакли и постановки мы сумели высоко пронести знамя классического искусства. За время своего существования театр драмы стал одним из важнейших центров духовного развития Челябинска, реальным средостением реальной культуры, душой крупного промышленного региона. Мы не боимся упадка интереса к сценическому пространству, конкуренции со стороны кино, телевидения или интернета: вряд ли что-то может помешать извечной тяге человека самовыражаться в режиме “реального времени”. Да здравствует Театр — вечно молодое и живое искусство!» Эти слова Наум Юрьевич Орлов произнес в канун 80-летия театра в 2001 году. Несмотря на прошедшие с того времени годы, Челябинский государственный академический театр драмы по-прежнему является культурным центром Челябинска, по-прежнему верен принципам русского психологического театра, по-прежнему удерживает творческую планку, которую так высоко поднял Н. Ю. Орлов. Театр по праву носит его имя: Театр Орлова стал Театром имени Наума Орлова.


27.02.2019

Возврат к списку