Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Листовки 1920-х годов


В фондах челябинского музея хранятся 130 подлинных листовок 1920-х годов. Из-за отсутствия учетных документов сегодня нельзя установить источники их поступления, но можно с уверенностью сказать, что основная заслуга в сборе листовок принадлежала первому директору музея И. Г. Горохову.

1920-е годы были очень трудными для Урала. Экономика находилась в тяжелом состоянии. Многие заводы были разрушены и бездействовали. Продразверстка и сильная засуха лета 1920 года привели к страшному голоду. Резко обострился социально-политический кризис. Советское правительство было вынуждено отказаться от политики военного коммунизма и перейти к новой экономической политике (НЭП). Вместо продразверстки вводится продовольственный налог, вернувший крестьянам стимул к труду.

В этот сложный период, когда основная масса населения была неграмотной, листовка стала одним из первых средств массовой информации. Листовки издавались самыми различными организациями — органами советского, военного, партийного управления страны, различными издательствами, обществами и комиссиями. Например, листовки, которые хранятся в нашем собрании, издавались Московским комитетом Российской коммунистической партии, Челябинским губернским государственным издательством, губполитпросветом, Челябинским ОВД, Обществом друзей Воздушного флота, Уральским обществом «Долой неграмотность», Центральной комиссией помощи голодающим ВЦИК и другими организациями.

Листовка — это печатный или рукописный лист с текстом агитационно-политического, идеолого-воспитательного и информационно-ориентационного характера, отличающийся актуальностью содержания и оперативностью распространения.

В середине 1960-х годов известный партийный историк Е. С. Петропавловский1 высказался против бытовавшего среди исследователей мнения о листовках как о памятниках агитационно-пропагандистской работы, подчеркнув, что листовки являются важным источником в изучении истории нашей страны, рабочего, солдатского и крестьянского движения, деятельности большевистских организаций. Петропавловский дал определение листовке: это вид публикации, осуществленный на одной или нескольких страницах малого или среднего формата. Его же заслугой явилось уточнение терминов «листовка» и «прокламация»: первая — вид издания; вторая — содержание издания (политический призыв).

Как правило, листовка печатается крупным шрифтом. Композиция ее должна быть особенно четкой, текст — наилучшим образом оформленным. Это обязательное требование, потому что текст листовки усваивается только путем чтения. «Композиция должна одновременно привлечь читателя (броскость), передать информацию (информативность) и “заразить” читателя, вызвать доверие (принимаемость)»2. Листовка должна воздействовать, как «вспышка», команда, сигнал — одномоментно и качественно. «Она обращена не к чувству, а к глазу с целью его активного, целенаправленного возбуждения как органа зрения»3. В листовках используется самый крупный шрифт: она читается не столько сверху вниз, сколько от самого крупного шрифта к самому мелкому.

Вполне логична классификация листовок Е. С. Петропавловского. В ней впервые выделены в отдельную группу внутрипартийные листовки. Листковые издания делились на массовые, адресованные ко всему народу, к рабочим, крестьянам, солдатам, учащимся, и внутрипартийные, предназначенные для членов партии. Как массовые, так и внутрипартийные листовки по тематике делятся на следующие группы:

1) агитационно-пропагандистские;

2) литературно-художественные (песни, памфлеты, короткие рассказы);

3) нормативные (отчеты, заявления, резолюции, уставы);

4) информационные (сообщения о событиях, объявления о демонстрациях).

Тематика листовок, хранящихся в собрании Исторического музея, чрезвычайно разнообразна. Большое количество их посвящено борьбе с голодом: резолюция Всероссийского совещания представителей комиссий помощи голодающим, инструкция по организации общественного детского питания в волостях, воззвание Московского комитета РКП(б) «На борьбу с голодом», обращение Челябинского губполитпросвета, речь Ф. Нансена в Женеве, на заседании Лиги Наций, в которой он разоблачает мировую буржуазию, бичует кампанию лжи против голодной Советской России, призывает оказать скорую помощь голодающим. Есть и листовки со стихотворными текстами.

Листовка «Голому с мира — по нитке…». РВЦ, г. Миасс. 1920-е гг.

Листовка «Голому с мира — по нитке…». РВЦ, г. Миасс. 1920-е гг.

 

Многочисленна группа листовок, посвященных борьбе за грамотность: «Мракобесию, темноте, смирению молодежь противопоставляет борьбу за знание»; «Грамотный, ты в долгу у неграмотного — расплатись, обучив его»; «Всеобщая грамотность — необходимое условие развития крупной промышленности» и др.

Листовка общества «Долой неграмотность». Типография «Гранит», г. Екатеринбург. 1920-е гг.

Листовка общества «Долой неграмотность». Типография «Гранит», г. Екатеринбург. 1920-е гг.

 

Наряду с образованием одной из важных задач было объявлено строительство воздушного флота. Об этом свидетельствуют листовки «Деревня — строй воздухофлот», «В руках буржуазии авиация — средство истребления». 

Листовка «Деревня — строй воздухофлот». Военная типография Управления РККА, г. Москва. 1920-е гг.

Листовка «Деревня — строй воздухофлот». Военная типография Управления РККА, г. Москва. 1920-е гг.


Несколько листовок посвящены различным государственным займам: на вооружение, золотому, хлебному займам и др. В листовках отразилось и стремление советского государства взять под контроль все развлечения и праздники: «Вместо пасхи — будем готовится к 1-му Мая!»; «Комсомольская пасха — вылазка на богов, попов, святых, чертей!».

Листовка «Комсомольская пасха — вылазка на богов, попов, святых чертей!». Типография промкомбината, г. Челябинск. 1924 г.

Листовка «Комсомольская пасха — вылазка на богов, попов, святых чертей!». Типография промкомбината, г. Челябинск. 1924 г.


Большое количество листовок посвящено теме продналога («Как вычислить продналог, причитающийся с хозяйства»; «Крестьяне, сдавайте продналог!), выборов в Советы («Кого надо посылать в Совет?»; «Крестьянин, спеши на перевыборы Совета!»), санитарного просвещения («Товарищ красноармеец, уничтожай вошь!»; «Берегитесь тифа»), борьбы с партией эсеров («Долой партию эс-эров, предавшую рабочих и крестьян Красного Урала в руки Колчака!»; «Где восстание против рабочих и крестьян, там всегда ищи эс-эров»), посевных работ и сельскохозяйственных культур («Семена для посева должны быть чистые, крупные, толстые, жирные, без запаху, всхожие!»; «Овес»; «Пшеница»).

Листовка «Берегитесь тифа…». Губполитпросвет, г. Челябинск. 1920-е гг

Листовка «Берегитесь тифа…». Губполитпросвет, г. Челябинск. 1920-е гг

.

Таким образом, мы видим, что листовки являются важным источником знаний об истории страны в целом и Урала в частности, отражают все стороны жизни Урала в 1920-е годы, являются своеобразным символом времени. Листовки были первоначальным источником информации для огромных масс населения. Впоследствии они переросли в полноценные газеты и журналы.



Примечания

1. Петропавловский Е. С. Листовки как источник при изучении истории КПСС. М., 1966. С. 29.

2. Мамаев Н. Ю. Композиционная структура агитационной листовки : дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2001.

3. Чернышов О. В. Формальная композиция. Минск, 1999. С. 47–48.




13.02.2019

Возврат к списку