Научные публикации

Предметы советского промышленного дизайна


1950-е годы. Зарождение дизайна в СССР

Сегодня советский быт вызывает разные эмоции — от сочувствия до восхищения. Многие из тех, кто видит предметы этого периода на тематических выставках, испытывают ностальгию. Весной 2017 года в Государственном историческом музее Южного Урала года состоялась выставка «Хроники советского дизайна. Бытовая техника». В экспозиции были представлены предметы, бытовавшие в стране с конца 1940-х до конца 1970-х годов: от мини-утюгов и фотоаппаратов до патефонов, радиол и холодильников.

Развитие промышленного дизайна и становление технической эстетики в СССР представляет интерес для исследователей этого периода, культурологов, искусствоведов и историков, интересует также и простых обывателей.

Что же такое промышленный дизайн? Что является его продуктом? Промышленный (индустриальный) дизайн занимается художественным проектированием элементов предметного наполнения среды обитания человека. Продуктом такого направления в дизайне являются разного рода емкости, светильники, часы, компьютеры, радио, магнитофоны, электробритвы, утюги, а так же поезда, корабли, самолеты, автомобили, заводские станки и пр. «Одним из существенных и определяющих аспектов промышленного дизайна является инженерное искусство, то есть приложение научных принципов к проектированию, разработке и созданию сооружений, машин, приборов или производственных процессов. Несмотря на то что две эти отрасли знаний заняты поиском оптимальных решений для конкретных проблем, главная отличительная особенность промышленного дизайна заключается в его отношении к эстетике»1. В одном из своих последних интервью Юрий Соловьев2 так высказался о критерии качества промышленного дизайна: «Вот вам характерная особенность промышленного дизайна: хороший — долговечен»3.

Становление дизайна и идеи «технической эстетики» в нашей стране начиналось в послевоенный период — в 1950-е годы. Для исследователей этот период представляет большой интерес, так как позволяет сравнить идеологическую составляющую дизайна СССР и концепции дизайна западных школ.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны все силы были направлены на восстановление городов, вопросы благоустройства жилья. В послевоенный период стал повышаться уровень жизни советских людей. Началось массовое жилищное строительство, переселение из коммуналок в «хрущевки», жители страны стали обзаводиться собственными квартирами. Выпуск предметов потребления, который по объективным причинам сильно упал во время войны, расширялся. Общая обстановка в стране не способствовала выпуску продукции, соответствующей по техническим и эстетическим критериям среднему мировому уровню.

Изделия легкой промышленности выпускали по довоенным штампам, формам, лекалам.

Портативный патефон. Артель «Граммофон». Ленинград. 1950-е гг.

На тот момент это был наиболее эффективный способ обеспечить жителей страны необходимыми предметами быта. Художники-конструкторы (так тогда называли дизайнеров) использовали опыт своих западных коллег. Для получения информации они делали копии печатной продукции (газет, журналов), перерисовывали изображения, переписывали и перепечатывали статьи, всеми способами старались узнать о новшествах в мире дизайна.

Дорожный утюг УЭ-4. 1950-е гг.

Дорожный утюг УЭ-4. 1950-е гг.

Утюг Clem, прототип дорожного утюга УЭ-4. 1950-е гг.

Утюг Clem, прототип дорожного утюга УЭ-4. 1950-е гг.

В этот период возрос интерес к типологичности, предметы стали приобретать форму модуля. «Современный стиль» мыслился как единство форм в архитектуре и предметной среде (мебель, бытовая техника, отделка интерьера). Крупные предметы техники — музыкальная аппаратура, телевизоры, радиолы — изготавливалась «под дерево», так как воспринимались как предметы мебели.

Телевизионный приемник «Рекорд». Александровский радиозавод. 1958 г.

Телевизионный приемник «Рекорд». Александровский радиозавод. 1958 г.

Радиола «Юность»

Радиола «Юность»

Радиола «Люкс». Электротехнический завод «ВЭФ». 1950-е гг.

Радиола «Люкс». Электротехнический завод «ВЭФ». 1950-е гг.

Практика изготовления музыкальной и телевизионной аппаратуры «под мебель» сохранялась вплоть до 1980-х годов. В первой половине 1950-х годов многие предметы техники изготавливались с применением элементов «сталинского ампира», для которого характерны синтез стилей (барокко, неоклассицизм и ар-деко) и сочетание помпезности и роскоши. Часто встречался прием нанесения краски, имитирующей бронзу, на пару геометрических элементов декора. В музыкальной технике бронза сочеталась с бордо, древесными фактурами, оттенками коричневого цвета.

Радиола «Рекорд». 1950-е гг.

Радиола «Рекорд». 1950-е гг.

Радиоприемник «Родина». Челябинский радиозавод. 1952–1960 гг.

Радиоприемник «Родина». Челябинский радиозавод. 1952–1960 гг.

С середины десятилетия происходил процесс дифференциации (разделения) вместо единой эстетической концепции, появлялись узко прикладные направления, воспринимавшиеся как разные виды деятельности: инженерно-техническое, предметно-бытовое и декоративно-оформительское. Заканчивалась эпоха единой эстетической мысли.

Одной из особенностей советского промышленного дизайна стало почти полное заимствование дизайна бытовой и фотографической техники. В условиях плановой экономики советская промышленность делала ставку на производство вещей с длительным сроком эксплуатации. Концепция развития экономики капиталистических стран предполагала стилизацию4 и запланированное устаревание5 предметов потребления — от наручных часов до автомобилей.

Благодаря развитию научно-технического прогресса появились новые материалы: пластмасса, оргстекло, пенорезина. Эти и другие материалы активно использовались художниками-конструкторами при создании новых моделей техники.

Радиола «Люкс», в производстве которой использовались новые материалы. Государственный электротехнический завод «ВЭФ». 1950-е гг.

Радиола «Люкс», в производстве которой использовались новые материалы. Государственный электротехнический завод «ВЭФ». 1950-е гг.

В конце 1940-х годов в СССР началось массовое увлечение фотографией. Отчасти это было связано с относительной доступностью фототехники. При изготовлении первых моделей ориентировались на технологии и дизайн трофейной немецкой фотоаппаратуры. К примеру, для фотоаппарата «Любитель» прототипом послужил довоенный немецкий фотоаппарат Voigtländer Brilliant.

Фотокамера зеркальная «Любитель». Государственный оптико-механический завод. 1953 г.

Фотокамера зеркальная «Любитель». Государственный оптико-механический завод. 1953 г.


Реклама фотоаппарата Voigtländer Brilliant

Реклама фотоаппарата Voigtländer Brilliant.

Прототипом первой версии камер ФЭД-2 и «Зоркий» была базовая версия Leica II. Ведущие отечественные производители фототехники — Красногорский механический завод (КМЗ), выпускавший «ФЭД», и Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), производивший в 1950-е годы «Любитель»,— делали ставку на бюджетные модели, над которыми работали художники-конструкторы.

Отличительной чертой советского промышленного дизайна 1950-х годов стало использование технологий военного производства, а также создание иллюзии широкого ассортимента продукции. К примеру, при изготовлении настольных часов на Челябинском часовом заводе за основу были взяты авиационные часы. Единственное их отличие — «завод» находился не сзади (на крышке), а на лицевой стороне (на ободке). Разнообразия ассортимента добивались путем варьирования расцветок одного и того же продукта либо небольшого изменения элементов оформления.

Часы Челябинского часового завода. 1950-е гг.

Часы Челябинского часового завода. 1950-е гг.

Часы Челябинского часового завода. 1950-е гг.

Часы Челябинского часового завода. 1950-е гг.

Часы Челябинского часового завода. 1950-е гг.

Часы Челябинского часового завода. 1950-е гг.

Часы Челябинского часового завода. 1950-е гг.

Часы Челябинского часового завода. 1950-е гг.

Во второй половине 1950-х годов возникали новые тенденции формообразования в дизайне жилой среды. Критиковались эклектика6, украшательство и неоклассика в архитектуре и предметной среде. Со второй половины 1950-х годов при конструировании новых предметов бытовой техники наблюдалось преобладание рельефных форм, использование ярких красок в сочетании с хромированными элементами. Яркие и броские формы сочетались с практическими решениями. Сохранялась практика заимствования западных образцов при создании советских аналогов. Один из ярких примеров использования новых форм и материалов — пылесос «Ракета». Дополнительный виток в развитии дизайна во всем мире был обязан успехам в освоении космоса. В этот период вся планета переживала «космический бум», отголоски которого были заметны вплоть до конца 1970-х годов.

На 1950-е годы пришлось начало развития промышленного дизайна. В это десятилетие страна совершила прорыв: отстраивались города, шел процесс восстановления промышленности, налаживался выпуск бытовых приборов, товаров народного потребления. Отдельного внимания заслуживает появление образцов советского дизайна на мировом рынке. Страна, пережившая войну, обладавшая устаревшим производством и испытывавшая недостаток кадров, за пять лет сделала скачок в развитии художественного конструирования.




Примечания

1. Фиелл Ш., Фиелл П. Энциклопедия дизайна. Концепции. Материалы. Стили. М. : АСТ, 2008. С. 100.

2. Юрий Борисович Соловьев — советский и российский дизайнер, создатель и директор Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (1962–1987), создатель и председатель Союза дизайнеров СССР (1987–1990), народный депутат СССР (1989–1991).

3. Журнал «Итоги». Интервью Юрия Васильева с Юрием Соловьевым. Король дизайна. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.itogi.ru/arts-spetzproekt/2013/21/190253.html

4. Стилизация (стайлинг) — замена каких-либо элементов в дизайне предмета, что побуждает потребителя купить новую вещь только за ее внешний вид.

5. Запланированное устаревание — создание товара с неоправданно коротким сроком эксплуатации с целью вынудить потребителя делать повторные покупки.

6. Эклектика — сочетание разнородных элементов нескольких стилей.




28.09.2018

Возврат к списку