Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Парадокс Караваджо (выставка репродукций картин Меризи да Караваджо)


С 5 апреля по 15 мая 2018 года в Государственном историческом музее Южного Урала работает выставка «Парадокс Караваджо». Материалы были предоставлены Итальянским институтом культуры (Москва). Выставка организована при содействии Почетного итальянского консульства в Челябинске. На ней представлено несколько десятков репродукций работ великого итальянского художника — Микеланджело Меризи да Караваджо, бо́льшая часть оригиналов которых хранятся в Италии.

Каждую репродукцию сопровождает подробная экспликация, из которой зритель может узнать несколько фактов о картине. Благодаря использованию холста в качестве материала для печати репродукций зрителю проще представить текстуру оригинальных полотен. За счет используемого формата большинства объектов — 104´70 сантиметров — можно увидеть особенности композиционного построения и светотеневой моделировки. Часть экспликаций повествует о биографии и творчестве художника, наполненной множеством взлетов и падений. В самом начале экспозиции представлены фрагменты картин художников, у которых мастер учился композиции и светотени и которые повлияли на его живописный стиль. Выставка состоит из нескольких разделов, экспозиция выстроена хронологически, в соответствии с творческим развитием художника.

Караваджо снискал известность еще при жизни. Факты его творческого пути известны благодаря биографам художника. Сегодня мы можем лишь приблизительно воссоздать биографию Караваджо, поскольку некоторые детали его жизни известны по поздним описаниям.

В начале своего творческого пути он, как и все начинающие художники, проходил обучение. Караваджо учился у Симоне Петерцано в миланской мастерской. После переезда в Рим был подмастерьем, дописывал небольшие фрагменты на работах известных мастеров. Судьбу живописца во многом предопределило знакомство с кардиналом дель Монте, который помог юноше получить первый заказ. Следующие несколько лет стали для Караваджо самыми удачными. К художнику пришли слава и известность. Но не все воспринимали его творчество с одобрением.

Его полотна сильно отличались от работ современников. Вместо идеализации образа он рисовал максимально натуралистично. Любой персонаж имел ярко выраженную индивидуальность, будь то картина на античную или религиозную тематику. Нововведения Караваджо в искусстве: отдельный жанр в живописи — натюрморт, применение новой манеры светотеневой моделировки. Картина «Корзина с фруктами», к сожалению, не представленная на выставке, стала первым натюрмортом в истории римского искусства. Даже на этой картине мастер верен себе: на яблоке зритель отчетливо видит червоточину — реализм в каждой детали.

Отличительной чертой художника стало особое использование светотеневой моделировки. Его живописная манера основана на резких контрастах света и тени, выразительных жестах. Благодаря этому фигуры становятся вырванными из тьмы, подобно актерам на подмостках, что усиливает эффект драматизма. В работах Караваджо подчеркиваются «простонародность» типажей, реализм, материальность изображения, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Художник отвергал разделение жанров на «высокие» и «низменные».

Достижения мастера были подытожены биографом Джованни Беллори: «Караваджо вывел живопись на новый уровень, появившись на сцене в тот момент, когда реализм был не в моде, и фигуры на холсте, по негласному правилу, изображались так, чтобы скорее удовлетворить рафинированных эстетов, нежели выразить правду жизни»1. В то время доминантой в живописи был маньеризм Его относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. Караваджо стал первым, кто отошел от маньеризма в пользу реализма.

Джованни Беллори в своем сочинении пишет о мастерстве Караваджо в использовании светотени: «Он никогда не изображал свои фигуры в солнечном освещении, но всегда размещал их в полутемной атмосфере закрытой комнаты, направляя высоко расположенный источник света вертикально на наиболее значимые участки тел и оставляя другие части в темноте; тем самым Караваджо виртуозно усиливал контраст между светом и тенью»2. Сложно сказать, как именно сформировался этот неповторимый стиль Караваджо, ведь его миланский учитель был заурядным художником. Однако он стремился к точной, чистой линии и реалистическим деталям. Еще один возможный источник — миланская школа, уходящая корнями к творчеству Леонардо да Винчи. Из венецианской школы живописи наиболее вероятным кажется влияние работ Джиларомо Савольдо, использовавшего эффекты света и тени. Вероятно, были и другие источники вдохновения Караваджо и образцы для подражания, или штудии, но это всего лишь предположения.

Бо́льшая часть картин Меризи де Караваджо находится в галерее Уффици во Флоренции (Италия), пинакотеке Амброзиана в Милане, галерее Боргеза в Риме, Лондонской национальной галерее, прочих крупнейших музеях мира и частных коллекциях. В России из десятков живописных полотен мастера находится лишь одно — «Лютнист» («Юноша с лютней»), написанное в 1596 году. Оно хранится и экспонируется в петербургском Эрмитаже. Для многих жителей Челябинска выставка станет уникальной возможностью прикоснуться к высокому искусству, не покидая родного города.



1. Цит. по: Bellori G. P. Le vite de pittori, scultori, et architetti moderni. Roma : Ludovici, 1672. Р. 55–70.

2. Караваджо // Художеств. галерея. 2004. № 5. С. 21–26.
26.04.2018

Возврат к списку