Научные публикации

Театральная жизнь Челябинска в эпоху революции и гражданской войны


В конце сентября этого года челябинцы (в том числе Государственный исторический музей Южного Урала) принимали гостей и участников Уральского театрального форума. И это вполне логично. Не будет преувеличением сказать, что южно-уральская столица - театральный город. Одно из ведущих и старейших учреждений культуры – Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова, официальной датой создания которого считается 9 декабря 1921 года. Однако эта дата условна: за точку отсчета принят день, когда на сцене Народного дома был дан спектакль по пьесе В.И. Немировича-Данченко «Цена жизни»1. Почему именно этот день и этот спектакль?  

Истоки театральной жизни нашего города восходят к концу XIX века. Полноценный характер она приобрела после строительства в 1903 году Народного дома, где выступали любители и гастролеры-профессионалы, в том числе ведущие артисты Российской империи. С середины 1910-х годов театральная жизнь на сцене Народного дома была прервана: в годы первой мировой войны здесь размещался госпиталь, в 1917 г. заседал Челябинский Совет рабочих и солдатских депутатов, в период гражданской войны здание пришло в упадок и нуждалось в ремонте. Несмотря на сложное экономическое положение, страшный голод 1920 года, унесший треть населения Челябинской губернии, местные власти нашли возможность в 1921 году выделить средства на ремонт. Весной этого же года Губисполком принял постановление о переименовании Народного дома в «Народный дом имени С.М. Цвиллинга» в память 3-й годовщины смерти одного из первых председателей Челябинского Совета рабочих и солдатских депутатов (это имя, кстати, впоследствии автоматически перешло на афишу театра драмы)2.

К осени 1921 года ремонт был завершен. Первыми на обновленную сцену вышли театралы-любители. 28 сентября 1921 года дан спектакль «Разбойники» Ф. Шиллера 3, поставленный показательной труппой Губернского отдела народного образования. Затем представлено еще несколько постановок. 3 ноября 1921 года появляется постановление коллегии Губнаробраза о роспуске всех театральных трупп. В конце 1921 г. в Челябинск из Кургана прибыла профессиональный коллектив во главе с известным режиссером П.И. Васильевым. 9 декабря актеры приступили к работе и с этого времени театральная жизнь на сцене Народного дома не прерывалась. Вот почему именно этот день считается датой создания театра в Челябинске.

Однако появление театра в городе в 1921 году – это событие, в основе которого лежат не случайные обстоятельства, а целый ряд объективных предпосылок. В данной работе ставится цель выяснить, как в Челябинске появился театр, почему это произошло, какие события предшествовали этому. Исследователи истории театральной жизни Челябинска (точнее Челябинского театра драмы4) первым годам существования, его «предыстории», уделяли мало внимания, ограничиваясь общими фразами, переходящими из одного издания в другое. Наиболее ценный материал содержится в архиве театроведа К.И. Антоновой (рукопись «На пути к театру»), краеведа Ф.Р. Менщикова (рукопись «Театр Челябинска в первые годы Советской власти»)5. Этот материал написан по воспоминаниям старейшего театрального деятеля на Урале режиссера И.М. Сметанина-Уральского.

Начнем с того, что в дореволюционном Челябинске не было своего театрального коллектива, но это не значит, что не было общественной театральной потребности: публика охотно посещала спектакли гастролеров в Народном доме, в клубе железнодорожного собрания, в театрах Сада-острова и городского сада им. Пушкина. По существовавшей в Российской империи традиции, в провинциальных городах не было собственных профессиональных театральных трупп. Если они и появлялись, то, как исключение (например, в Екатеринбурге в середине XIX века был возведен городской театр – первое на Урале театральное здание), а в основном это были гастролеры. Ежегодно антрепренеры набирали артистов и приезжали с ними на один сезон в какой-либо город. И надо сказать, провинциальные антрепризы сыграли огромную роль в культурной жизни русской провинции. Эта традиция сохранялась практически до начала 1930-х годов.

Революционные события, как ни странно, не ослабили, напротив, усилили интерес к театральному искусству. В эти годы театр занял ведущее место в культурной жизни Советской России. Новая власть не оставила без внимания этот процесс. «В революционные эпохи театр приобретает особенно важное значение. А «величайшая из революций» – октябрьская, поставившая перед собою задачу преобразования всего мира, не знает нейтральных сил. Все становится ее оружием, которым она пользуется в своих целях, или препятствием, которое она сметает с своего пути. Само собой разумеется, что революция не могла не затронуть театра»6. Важным шагом явилась передача всех театров в ведение только что созданной Государственной комиссии по просвещению. Декрет об этом был принят 22 ноября 1917 года, то есть менее чем через месяц после образования Советского правительства. В 1918 году был создан Отдел Искусств и образован Театральный отдел (ТЕО) Народного комиссариата просвещения, заведующим которого стал Всеволод Мейерхольд.

Театр был признан государством в качестве средства идейного воспитания народных масс, пропаганды, просвещения и эстетического воспитания. Итог целому ряду мероприятий Советской власти в области театра подвел подписанный В.И. Лениным декрет «Об объединении театрального дела»7. Все театральные здания, декорации, костюмы были национализированы и объявлены всенародным достоянием. Для руководства театральным делом в стране при Наркомпросе учрежден Центротеатр, председателем которого стал А.В. Луначарский.

В обстановке войны, разрухи, нищеты невероятная тяга народа к театральному искусству была поразительной. Широкий размах приобрела самодеятельность. Это отмечено в публикациях тех лет: «Прежде всего, поражает количественная сторона. Будущий историк отметит, что во время самой кровавой и жестокой революции играла вся Россия. В секции по обследованию рабоче-крестьянского театра при театральном отделе Н.К.П. зарегистрировано более тысячи театральных кружков на фабриках и в деревнях. Цифра эта, вероятно, составляет небольшую часть действительного количества. Иногда местные интеллигенты принимают участие в создании кружков, но чаще мы имеем дело с беспримесным составом кружка, членами которого являются рабочие или одни крестьяне, либо те и другие вместе. Есть кружки, которые гордятся тем, что обходятся без помощи профессионалов (декорации написаны рабочими, костюмы добыты или перешиты работницами, рабочие же выдвинули из своей среды режиссера, актеров, оркестрантов и дирижера и т. д.)»8.

Попытаемся разобраться в причинах этого явления, проследив развитие театральной жизни в Челябинске после революции. В 1917 году, в первые месяцы после свержения самодержавия, в городе образован полупрофессиональный театральный кружок, переименованный в культурно-просветительское общество, занимавшееся не только драматическим искусством, но и музыкой, хоровым пением, живописью.

Не утихала театральная жизнь и в годы гражданской войны. В 1919 году, когда город находился в руках белых, на сцене театра Сада-острова (вмещал от 560 до 600 зрителей) работала драматическая труппа И.М. Сметанина-Уральского, главным режиссером был С.М. Сапунов, ведущим актером - Петр Петрович Медведев - сын известного на Урале театрального деятеля Петра Михайловича Медведева. В Челябинск он попал случайно, направляясь в Уфу, но согласился поработать здесь. В составе труппы была Л.Н. Сейфуллина, выступавшая под псевдонимом Налидова, ее муж В.П. Правдухин9. Актерский состав подобрался творчески зрелым, а репертуар высокохудожественным. В афише присутствовали пьесы А. Чехова, А. Сухово-Кобылина, П. Гордона, Л. Андреева, М. Горького, А. Островского и др. Одновременно в летнем театре городского сада им. Пушкина работала труппа Н.У. Башкирова (режиссер Сабуров-Долинин). Однако она значительно уступала труппе Сметанина-Уральского как по актерскому составу, так и по репертуару.

В конце июля, после отступления армии Колчака и восстановления в Челябинске Советской власти, театральная жизнь в городе не прекратилась. До конца летнего сезона, по сентябрь включительно, продолжала работать труппа Башкирова. Вслед за армией Колчака уехала часть труппы Сметанина-Уральского. 13 человек во главе с руководителем остались. Вместе с 5-й армией М.Н. Тухачевского в Челябинск прибыла драматическая труппа политотдела Красной армии, работавшая в составе 26 и 27-й дивизий. При ее содействии, на основе оставшихся в городе артистов, сформирована труппа Челябинского культпросвета при городском совете профсоюзов. Она проработала до конца августа. Затем значительная часть мужского состава была мобилизована в Красную армию, Челябинск покинули и многие женщины-актрисы. От труппы осталось 4 человека. Она была пополнена любителями и в таком составе продолжала работать под руководством И.М. Сметанина-Уральского при отделе искусств Губнаробраза, здесь же создана театральная студия.

Труппа, по сути, стала любительской, что не убавило энтузиазма артистов, они продолжали ставить спектакли и в 1920, и в 1921 годах. Кроме этого коллектива, существовала еще одна труппа под руководством режиссера Смирнова, о которой мало что известно. В это же время под эгидой ГубРАБИСа И.М. Сметанин-Уральский вместе с дирижером Г.Д. Моргулисом10 создает театр «Мозаика». Свои спектакли он проводил в помещениях разных клубов. Программа включала наряду с драматургическими миниатюрами игру на музыкальных инструментах и сольное пение. Наконец, в конце 1921 года в Челябинск прибывает профессиональная труппа П.И. Васильева, о чем говорилось выше. Таким образом, как и в целом по стране, театральная жизнь в Челябинске была чрезвычайно насыщенной.

Нельзя не признать, что революция не только пробудила интерес к театру, но и позволила вовлечь в театральное творчество многие социальные слои, ранее оторванные от этого вида искусства. Кроме того, в сложный период жизни театр помогал искать ответы на многие вопросы, служил средством выражения собственных чувств и переживаний. Это объясняет всплеск театральной жизни в переломный момент истории страны, многочисленные творческие поиски, эксперименты, рождение новой драматургии. Молодое государство не могло остаться в стороне от этого процесса и отказаться от возможности пропаганды новых идей силами театрального искусства.

Нельзя забывать, что само государство находилось в процессах становления, приходилось решать сложнейшие экономические и социальные проблемы в полуразрушенной стране. Театр как социальный институт не мог занимать приоритетного положения в политике государства, поэтому испытывал немало трудностей. Созданный в конце 1921 года, Челябинский театр драмы также оказался в сложных условиях. Исследователь театральной жизни Южного Урала К.А. Тухватулина называет этот период (1921-1927 годы) этапом убыточной работы театров и соответственно резкого ухудшения материального положения работников11, что мы и наблюдаем на примере нашего театра.

Только в конце 1920-х годов появилось гарантированное финансирование деятельности театра, в начале 1930-х годов формируется ядро постоянной труппы актеров. С образованием Челябинской области в 1934 году начался настоящий творческий подъем. Челябинский театр драмы обрел свое творческое лицо, к нему пришли успех и любовь зрителей.



1. «Образцовая по драматургическому мастерству, она сразу полюбилась актерам и прочно вошла в репертуар театров; ее много играли и после революции, играют до сих пор», - писал о пьесе В. Виленкин, исследователь творчества В.И. Немировича-Данченко. Более подробно: Виленкин В. Я. Вл. И. Немирович-Данченко: Очерк творчества / Отв. ред. П. А. Марков. М. : Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко, 1941. С. 51.

2. ОГАЧО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

3. Советская правда. 1921. 10 сентября.; ОГАЧО. Ф. 601. Оп. 1. Д. 383. Л. 144.

4. Челябинский академический театр драмы: избранные очерки истории и современности: В 2 т. / Под ред. В. Ф. Рыжовой и др. Ч., 2001.

5. Архив музея ЧГАТД им. Н. Орлова.

6. Коган П. С. В преддверии грядущего театра. М. : Первина, 1921. С. 45.

7. Известия. 1919. 9 сентября.

8. Коган П. С. Указ. соч.

9. Челябинская область: энциклопедия / гл. редактор К. Бочкарев. Челябинск, 2005. Т. 5. С. 345, 808.

10. Там же. Т.4. С. 368.

11. Тухватулина К. А. Театральная культура Южного Урала конца XIX – первой трети XX века. Автореферат дисс… канд. ист. наук. Челябинск, 2010.


22.12.2017

Возврат к списку