Научные публикации

Выставка «100 плакатов о кино»


В рамках международного фестиваля современного искусства «Дебаркадер-2017» в Государственном историческом музее Южного Урала проходила выставка «100 плакатов про кино» из частного собрания известного челябинского дизайнера Сергея Сафьянова. В отличие от зарубежного, возникшего из потребности стимулирования покупательской способности, советский плакат первой трети ХХ в. свои истоки берет в искусстве русского авангарда.

Яркими представителями раннего конструктивизма в плакате и пионерами графического дизайна стали братья Владимир и Георгий Стейнберги. Один из плакатов художников — репринт Совэкспортфильма к ленте С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» — был представлен на выставке. «Дух революции носился над русской землей. Какой-то огромный таинственный процесс совершался в бесчисленных сердцах. Личность, едва успев осознать себя, растворялась в массе, масса растворялась в порыве», — с этих слов начинается знаменитый фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».

Падение личности в революционную бездну изображают братья Стейнберги. Они предлагают взглянуть на оцепенелый мир, где царит будто бы застывший «визуальный крик». Это ощущение усиливает и рисунок. В композиционном центре сложные диагонали скрещенных пушек «Потемкина» на фоне кроваво-красной палубы корабля визуально делят пространство на множество частей, тем самым усиливая дробность и напряженность композиции. Подчинение композиции прямоугольным ритмам, предельная геометризация форм — воплощение принципов конструктивизма в искусстве плаката.

Вторя сюжету фильма, братья Стейнберги обращаются к мотиву «падения», который является центральным в 4-й сцене фильма. Крохотные, мертвенно-бледные фигурки людей, падающих и балансирующих на краю синей бездны революции, — образ не просто отдельного человека, а всего народа, о котором и говорит С. Эйзенштейн в своей знаменитой ленте «Броненосец Потемкин».


Кадры из фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»

Кадры из фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»

Плакат фильма. Братья Стенберги. 1929 г.

Плакат фильма. Братья Стенберги. 1929 г.


Рассказ о другом плакате хотелось бы начать со следующих строк:

В синеватом Парижа тумане,

И наверно опять Модильяни

Незаметно бродит за мной.

У него печальное свойство

Даже в сон вносить расстройство

И быть многих бедствий виной.


Так о великом художнике Амадео Модильяни писала известная поэтесса Анна Ахматова.

«Монпарнас-19» — художественный фильм Жака Беккера, биографическая драма, рассказывающая историю последних месяцев жизни одного из самых известных художников начала XX века Амедео Модильяни. Плакат к этому фильму Олега Васильева также был представлен на выставке в Государственном историческом музее Южного Урала.

В своей стилистике плакат О. Васильева близок к работам художника. Характерно-скульптурный образ, рубленый объем лица с четко прорисованными чертами анфас, при котором овал утончен и очень выразителен. Сам художник называл себя «Моди», что в переводе с французского означает «проклятый». Его печальный и вместе с тем напряженный взгляд словно рассказывает зрителю о нелегкой судьбе. Рядом с «Моди», будто бы скрываясь от любопытных глаз, изображена Жанна Эбютерн — спутница и муза великого художника. Их любовь закончилась трагично. 24 января 1920 г. Амадео Модильяни скончался от туберкулезного менингита в возрасте 35 лет. На следующий день, в 4 часа утра, Жанна на девятом месяце беременности выбросилась из окна шестого этажа, так и не пережив смерть любимого.

Драматизм приближающихся событий передает колорит плаката, решенный в бледно-голубых тонах, на фоне которых теплый цвет тела художника и его возлюбленной смотрится необычайно «живым».

Портрет Поля Гийома А. Модильяни , 1915Портрет Жанны ЭбютернА. Модильяни

   Портрет Поля Гийома                                                     Портрет Жанны Эбютерн

   А. Модильяни , 1915                                                       А. Модильяни


Плакат О. ВасильеваПлакат О. Васильева



















Кадр из фильма Жака Беккера «Монпарнас-19»




  Кадр из фильма Жака Беккера
  «Монпарнас-19»









Заслуживает внимания серия плакатов к фильму Ф. Феллини «8 ½». «Вы могли бы все бросить и начать с нуля? Выбрать что-то одно, только одно, и отдаться ему целиком, так, чтобы оно стало целью всей вашей жизни, включило в себя все, было бы всем, оттого, что ваша преданность подарит ему бессмертие?», — спрашивает Гвидо, главный герой фильма Ф. Феллини.

Один из плакатов принадлежит художнику Игорю Майстровскому. В композиционном центре — фигура главного героя, превращающаяся в кинематографическую ленту, образуя цифру «8». Это и название фильма, и метафора, которая раскрывает содержание фильма Ф. Феллини, поскольку Гвидо Ансельми, главный герой — режиссер, создающий автобиографическую драму. Художник изображает Гвидо почти монохромно. Руки героя скрещены, вторя фигуре — восьмерке, это еще и бесконечность, бессмертие, о котором говорит главный герой в фильме. Условный фон обозначен лишь колористически, однако, зритель угадывает морское побережье — одна из сцен в фильме Ф. Филлини.

И. Майстровский, будучи и графиком, и живописцем, обращается к живописной технике в плакате, он экспериментирует с цветными мелками и карандашами, тем самым подчеркивая рукотворность плаката.

Плакат к фильму «8½» («Восемь с половиной», итал. «Otto e mezzo»). Режиссер Федерико Феллини. 1963 г.

    И. Майстровский

    Плакат к фильму «8½» («Восемь с половиной», итал. «Otto e mezzo»).
    Режиссер Федерико Феллини. 1963 г.

Еще один плакат к этому фильму принадлежит архитектору, художнику, плакатисту Юрию Ильину-Адаеву. На сумрачном фоне хаотично изображены обожженные светом человеческие фигуры. Так же как и И. Майстровский, Ю. Ильин-Адаев обращается к сюжету, а именно — к сцене полета, с которой и начинается фильм. Интересно, что к подобному композиционному решению художник обратится вновь — в работе над фильмом «Слуга» (режиссер В. Абдрашитов).

И. Майстровский

    Ю. Ильин-Адаев. Плакат к фильму«8½»


«Слуга». Реж. В. Абдрашитов. 1989 г.

    «Слуга». Реж. В. Абдрашитов. 1989 г.


Кадр из фильма 8½» («Восемь с половиной», итал. «Otto e mezzo»). Режиссер Федерико Феллини. 1963 г.

   Кадр из фильма 8½» («Восемь с половиной», итал. «Otto e mezzo»).
   Режиссер Федерико Феллини. 1963 г.

Подводя итог, заметим, что в статье речь шла лишь о небольшой части плакатов, представленных на выставке, которая стала событием в культурной жизни города Челябинска и вызвала большой интерес посетителей Государственного исторического музея Южного Урала.



Список литературы

1. Великие художники. Т. 36. Амадео Модильяни. М. : Издат. дом «Комсомольская правда», 2010.

2. Художественная галерея. № 26. Модильяни. М. : Издат. дом «Бурда», 2005.

3. Ахматова, А. «Амадео Модильяни» / А. Ахматова. Собр. соч.: в 2 т. М., 1996. Т. 2. С. 147.

4. Герман, М. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века / М. Герман. СПб. : Издат. дом «Азбука-классика», 2008.

5. Краснова, М. Источники плакатов «2 Стенберг 2» / М. Краснова. URL: http://www.ruthenia.ru/moskva/art/stenberg/origins.htm

6. Якимович, А. Эпоха сокрушительных творений. Из истории искусства и мысли ХХ века / А. Якимович. М. : Галарт, 2009.


03.12.2017

Возврат к списку