Научные публикации

Живопись Каповой пещеры. Методы ее изучения


19 октября 2017 г. в Государственном историческом музее Южного Урала открылась выставка «Аркаим. Страна городов», посвященная тридцатилетию открытия поселения. Здесь представлены результаты исследований более чем 20 археологических памятников. Оружие, детали конской упряжи, керамические сосуды и украшения, орудия охоты, рыболовства и ремесла помогут познакомиться с различными сторонами материальной и духовной жизни людей эпохи бронзы. Присутствовавшими на открытии учеными было сказано о большом количестве тайн, которые хранит древняя история Урала.

Не меньший интерес для исследователей представляет памятник периода палеолита - Капова пещера (Шульган-Таш). Это трехуровневая система залов и галерей протяженностью более 3 км. Изучение наскальных рисунков пещеры ведется более 50 лет. Археологами О.Н. Бадером и В.Е. Щелинским были выявлены и описаны более 50 рисунков 1, благодаря исследованиям Ю.С. Ляхницкого было описано около 173 рисунков или их реликтов 2. На современном этапе живопись Каповой пещеры изучается с 2008 года коллективом Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ под руководством В.С. Житенева.

В последнее время интерес к Каповой пещере значительно вырос, что обусловлено включением ее в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это событие нашло отражение в новых исследованиях по проблеме сохранения наскальных рисунков в Шульган-Таш. Кроме того, развитие цифровой техники по-новому позволило подойти к документированию пещерной живописи: например, к съемке индивидуальных изображений, съемке всей плоскости с расположенными на ней рисунками, а также создание 3d изображений. В связи с этим особенно актуальным становится ре-документирование изображений в Каповой пещере на современном техническом уровне. Целью статьи является рассмотрение новых методов исследования, применяемых в последнее время при изучении наскальных рисунков Каповой пещеры.

В Каповой пещере господствуют изображения реалистического характера, где ясно видны формы строго определенных животных: мамонта, дикой лошади, носорога, – выполненные цветовыми пятнами со сплошным или почти сплошным заполнением площади рисунка цветовой массой. Самые древние рисунки Каповой пещеры, согласно новейшим данным, были сделаны около 36400 лет назад. Рисунки распределены неравномерно, что связано с рельефом поверхности стен. В вертикальных участках отмечается большая плотность рисунков. Кроме изображений животных и знаков в пещере существуют окрашенные области, интерпретация которых затруднительна, поскольку неясно, являлись ли они размытыми фигурными изображениями или пятнами природного ожелезнения.

На сегодняшний день современные исследователи используют следующие методы для изучения пещерной живописи: фиксация всех поверхностей залов с рисунками (применение современного фото-видео оборудования), панорамная съемка (охват пространства в 360°), мозаичная фотосъемка (множество фотографий, которые объединены в единое изображение), фотограмметрия (метод, позволяющий получить частично перекрывающиеся 3d модели участков стен, площадь которых превосходит возможность съемки одним кадром) 3. При изучении красочных пигментов настенных изображений из Каповой пещеры на современном этапе используются «электронная микроскопия с рентгеновским микроанализом, а также фотосъемки в видимом и инфракрасном диапазонах» 4.

Преимуществом панорамной съемки является ее автоматизация, позволяющая осуществлять фиксацию быстро и получать снимки сверхвысокого разрешения. Данный вид съемки создает изображения, которые охватывают 360°. Но, по мнению ряда исследователей, при работе с наклонными поверхностями стен использование её не целесообразно, так как съемку необходимо проводить с одной точки. Мозаичная фотосъемка наскальных изображений позволяет быстро обрабатывать материал, но исследователи отмечают, что данный вид съемки – это достаточно трудоемкий процесс 5. Современное оборудования позволяет выполнить трехмерную реконструкцию поверхности пещеры и создать модель залов пещеры.

Стоит отметить, что исследование наскальной живописи в Каповой пещере проводится до начала весеннего паводка, после которого и в течение всего летнего сезона стены пещеры сильно увлажняются, что приводит к появлению многочисленных бликов от источников освещения, скрывающих фрагменты изображений. А.С. Пахунов отмечает, что в 2017 году съемка пещеры проводилась взаимно перекрывающимися участками от 15м2. Было получено от 70 до 120 кадров: «данный метод съемки был обусловлен временем, необходимым на первичную фотограмметрическую обработку – ограничение количества кадров позволяло получать промежуточные результаты за 2-3 часа машинного времени и использовать их для оценки качества и в дальнейшей работе в пещере. Всего было документировано 45 фрагментов в четырех залах» 6.

Таким образом, в результате полевых работ последнего времени и использования новейших методов изучения пещерной живописи Каповой пещеры, были обнаружены изображения, не зафиксированные ранее. Использование методики сплошной фотосъемки с последующей обработкой показало свою эффективность для фиксации следов художественной деятельности в Каповой пещере.




1. Более подробно см: Бадер О.Н. Капова пещера: Палеолитическая живопись. М. : Издательство «Наука», 1965.


2. Ляхницкий Ю.С. Рисунки и знаки пещеры Шульганташ (Каповой). Уфа : Китап, 2013.


3. Пахунов А.С., Житенев В.С. Предварительные результаты комплексного исследования красочных пигментов настенных изображений Каповой пещеры: Сопроводительные материалы. 2014 год. [Электронной ресурс]. Режим доступа: http://csqlab.ru/CaveArt/Vestnik


4. Пахунов А.С. и др. Предварительные результаты комплексного исследования красочных пигментов настенных изображений Каповой пещеры // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 4 (27). с. 4 – 15.


5. Там же.


6. Ляхницкий Ю.С. Указ соч.




27.10.2017

Возврат к списку