Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Фотограф Ю. Л. Теуш: штрихи к творческой биографии


С 15 по 25 сентября 2017 г. в Государственном историческом музее Южного Урала проходил Восьмой международный фестиваль фотографии «Фотофест». Для участия в фестивале приехали гости со всей страны и зарубежья. Большой популярностью пользовались работы местных авторов — представителей челябинской школы фотографии. Одной из заметных страниц ее истории стало творчество Юрия Леонидовича Теуша (1930–1988), внештатного фотокорреспондента газет «Челябинский рабочий» и «Советский спорт». Он окончил автотракторный факультет Челябинского политехнического института, некоторое время работал на одном из автопредприятий Магнитогорска, после возвращения в Челябинск преподавал в alma mater начертательную геометрию на кафедре графики. В это время он познакомился с Евгением Ивановичем Ткаченко — известным челябинским фотографом.

Для повышения профессионального уровня фотографов при газете «Челябинский рабочий» в 1959 году был организован Челябинский городской фотоклуб, Ю. Л. Теуш стал одним из его лидеров. Клуб привлек к себе большое количество людей разных возрастов и профессий. Рабочие и инженеры, преподаватели и учащиеся, студенты и журналисты, врачи и артисты приходили сюда. На собраниях разбиралась техника съемки, композиция кадра; анализировались снимки и давались советы авторам — как начинающим, так и маститым фотографам. Фотографии сортировали на две части — маленькую и большую. Большая — значит, фотография не заслуживает особого внимания. А вот попасть в маленькую — это было уже достижение. Бывало и так, что фотография, не заслужившая признания в клубе, получала призы на крупных выставках. Так было, например, с фотографией Юрия Теуша «Трудное золото» 1. На спортивной выставке этот снимок получил золотую медаль.

Городской клуб постоянно проводил творческие встречи, привлекавшие фотожурналистов, фотолюбителей и фотохудожников из разных регионов Советского Союза. За Челябинском прочно закрепилась репутация фотографического города 2. При этом установились крепкие связи с другими фотоклубами страны: Ленинградским, Пермским, Свердловским. А также областными: Миасским, Златоустовским, Магнитогорским. Для клубов области челябинцы были своего рода наставниками: «Ну как вы снимаете метзавод, прокатку! Грязь, пот, чернуха… Вы мне снимите это так, чтобы было красиво, чтобы мне вот лично захотелось там работать!»,— так говорил Юрий Теуш златоустовским фотографам. Конечно, «булатовцы» (по названию Златоустовского фотоклуба «Булат») «перебаливали эти творческие побоища». Но признавали мастерство челябинских коллег, «в то время бывших на голову выше даже по одной только технике исполнения» 3.

В 1964 году ректор педагогического института Е. М. Тяжельников 4 пригласил Ю. Теуша преподавать основы фотографии. Внедрение фотодела в пединституте имело две цели — педагогическую и прикладную. Первое — это развитие личности, интеллекта, знаний и навыков студентов. Второе — возможность применения фотодела в школьной практике — использование фотографии в качестве наглядных пособий. Кроме этого в институте существовало теоретическое исследование фотографии. Был даже выделен новый вид фотографии — дидактическая, направленная на обучение и воспитание учащихся 5. Вскоре было создано отделение фотодела на факультете общественных профессий.

Челябинский педагогический институт одним из первых в стране ввел курсы фотографической грамотности. Институт выделил помещение под фотолабораторию и средства на оборудование. На материалах, связанных с деятельностью фотолаборатории, писались курсовые и дипломные работы. Обучение было организовано на высоком уровне: по специально разработанной учебной программе, с расписанием, обязательным посещением занятий. Программа была рассчитана на два года. Работы студентов и выпускников института демонстрировались в Болгарии, ГДР, Голландии, а также на выставках «Интер-пресс-фото», «Уорлд-пресс-фото», всесоюзных и городских выставках. Принципы, заложенные Теушем с учетом специфики института, действуют и по сей день. Работая в педагогическом институте, Юрий Леонидович подготовил целую плеяду хороших фотографов, ставших профессиональными фотожурналистами и фотохудожниками: Александра Чуносова, Леонида Паширова, Валентина Голованова, Нину Дряхлову, Людмилу Бородулину.

Пединститут установил тесные связи с Челябинским фотоклубом. Без его поддержки обучение фотографии вряд ли бы приняло такой размах. Однако эта взаимосвязь не была односторонней: «без кропотливой и повседневной работы педагогов института клуб не смог бы набрать такой силы — многие его члены связывают свое приобщение к фотографии с пединститутом» 6.

Будучи спортивным корреспондентом, Теуш снимал различные чемпионаты страны и мира, как официальный представитель газеты «Советский спорт» был аккредитован на Московской олимпиаде 1980 года. В его богатой коллекции снимков много портретов великих спортсменов: чемпионов мира, Советского Союза по разным видам спорта. Например, великий конькобежец Евгений Гришин, наши знаменитые фигуристы Ирина Роднина, Александр Зайцев, их тренер Станислав Жук, а также известные борцы, боксеры, штангисты. Спортивная тема у Теуша — одна из любимых, он сам занимался велоспортом и даже был судьей всесоюзной категории.

Спортивная фотография считается одной из самых сложных в фотожурналистике 7. Всякая съемка подчеркивает характерные моменты состязания. Чтобы успешно снимать любой вид спорта, репортер должен знать его особенности, при этом быть максимально подвижным и незаметным, чтобы не мешать участникам соревнований своим присутствием.

Огромный опыт, понимание тонкостей того или иного вида спорта, улавливание эмоционального всплеска, наиболее динамичного положения — все это в сочетании позволяло Юрию Леонидовичу чувствовать момент, при котором фотография становилась наиболее интересной. В своей статье, посвященной Ю. Теушу, журналист Ирина Моргулес описывала его работу на одном из соревнований по спортивной гимнастике: «Во-первых, он всегда оказывался именно у того места, где вскоре случалось событие. Во-вторых, забавно было наблюдать, как именно туда, где останавливался Теуш, постепенно перемещались другие фотокорреспонденты, спортивные деятели, даже зрители» 8. Обладая огромным чутьем, Теуш чувствовал этот самый момент. Поэтому у него так много хороших спортивных снимков.

О характере Юрия Леонидовича, его неуемной энергии и находчивости ходили легенды. Примером может служить случай с известным дирижером Мравинским, который, обладая хорошим слухом, не любил, чтобы на его концертах фотографировали — из-за щелчков фотокамер. Но дело в том, что основной звук в зеркальной камере издает не затвор, а зеркало: оно резко убирается и хлопает, а сама шторка практически беззвучна. Юрий Теуш решил эту проблему, зафиксировав зеркало на своем фотоаппарате. Еще один пример: на проходящем в Челябинске чемпионате СССР по волейболу во Дворце спорта «Юность» Теушу, единственному из фотокорреспондентов, удалось попасть под крышу здания и сделать хороший кадр с самой верхней точки. Администрация Дворца спорта туда никого не пускала, опасаясь за безопасность репортеров. Это еще раз свидетельствует о невероятной находчивости и целеустремленности Юрия Леонидовича. Многие эпизоды из жизни Теуша со временем обрастали разными слухами и становились своего рода байками в среде фотографов 9.

Обладая большой известностью и опытом, в общении Теуш был очень простым человеком. Он любил слушать мнения окружающих его людей, воспринимал, впитывал, суммировал, потом обязательно добавлял свое мнение и делал окончательный вывод. Это очень ценное качество, которое помогало ему расти как профессионалу. Среди друзей Теуша были известные фотографы не только в СССР (Гунар Биндере, Валдур Вахи — латвийский и эстонский фотографы), но и за рубежом. Кроме этого у него было много знакомых в редакции журнала «Советское фото».

Теуш всегда стремился к чему-то новому, например, одним из первых в Челябинске начал заниматься цветной художественной фотографией, первым в городе освоил изготовление крупноформаных слайдов (максимально 1,5 м), которые помещались в специальные короба с подсветкой. Такие фото, в частности, висели в фойе Дворца спорта «Юность», на трубопрокатном заводе. В 1980 году в нашем городе состоялась персональная фотовыставка Ю. Л. Теуша «Мир полон цвета». «На этот раз Юрий Теуш предстал перед нами в новом качестве — как мастер цветной фотографии. До сих пор у нас еще не пытались сделать не то что персональную, но даже коллективную выставку цветной фотографии… Юрию Теушу попытка, несомненно, удалась» 10,— так писала газета «Челябинский рабочий» об этой выставке.

Теуш активно участвовал в выставочной деятельности, его работы представлялись на областных, всесоюзных и международных выставках. Среди них можно назвать следующие:

– 5-я отчетная выставка Челябинского городского фотоклуба, посвященная 50-летию Октября (июнь 1967, областная картинная галерея, представлено восемь работ);

– 1-я Всесоюзная выставка художественного фотопейзажа «Страна моя» посвященная 50-летию Советского государства (Миасс, сентябрь 1967);

– выставка, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1969, представлено девять фотографий) 11;

– выставка художественной фотографии «Край Уральский» (кинотеатр «Урал», апрель 1976);

– выставка «Город и горожане», посвященная 240-летию Челябинска (сентябрь 1976).

За свою богатую творческую жизнь Юрий Леонидович Теуш получил много наград. В частности, его работы были отмечены на конкурсах «Уолрд-пресс-фото» и «Интер-пресс-фото». Будучи разноплановым фотографом, он работал в разных стилях; любимыми же темами оставались спорт и природа.


Примечания

1. Валеев А. Могучая кучка // Фотосоюз74. 2009. № 1. С. 36, 38.

2. Кривоносов Ю. Челябинск — неделя светописи // Совет. фото 1988. № 10. С. 20.

3. Фотография на память. История развития фотолюбительства горнозаводского края Южного Урала. 1960–1996 годы. Екатеринбург, 1996. С. 30–31.

4. Евгений Михайлович Тяжельников (р. 1928) — ректор ЧГПИ (1961–1964), секретарь Челябинского обкома КПСС (1964–1968), первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1968–1977), заведующий отделом пропаганды ЦК КПСС (1977–1982), посол СССР в Румынии (1983–1990). Избирался народным депутатом Верховного Совета СССР 7–10-го созывов.

5. Швеммер В. И наука, и практика // Совет. фото. 1979. № 6. С. 24.

6. Там же.

7. Федосов Б. Спорт, спорт… и еще раз спорт // Совет. фото 1973. №1. С. 18.

8. Моргулес И. Вне рамок // Вечер. Челябинск. 1990. 27 окт.

9. Исаков А. Байки из жизни южноуральских фотографов // Фотосоюз74. 2009. № 1. С. 110.

10. Табашников И. Мир цвета // Челяб. рабочий. 1980. 30 дек.

11. Каталог областной фотовыставки, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Челябинск, 1969. С. 7.


23.10.2017

Возврат к списку