Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Изготовление кирас на Златоустовской оружейной фабрике


На Златоустовской оружейной фабрике, основанной по Высочайшему повелению императора Александра I в 1815 году, кроме холодного оружия в середине XIX века выпускали кирасы и каски. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона дает следующее определение: «Кираса (Kurass, сuirasse) — в обширном смысле то же, что броня и латы; в настоящее время — грудные и спинные, или одни грудные латы, из железа или стали. Конные части, носящие кирасы, называются кирасирами» 1. Кирасиры появились в России в 1731 году, когда по предложению фельдмаршала Миниха выборгский драгунский полк был переформирован в кирасирский.

Кирасы для тяжелой кавалерии делались из железа. Они защищали только от холодного оружия, ружейные пули их пробивали. По Высочайшему повелению императора Николая I на Сестрорецком заводе была предпринята неудачная попытка заменить железо сталью 2. В 1836 году русское посольство в Париже нашло опытного специалиста по изготовлению кирас — мастера Спренгера 3 из Клингенталя. Со дня прибытия в Петербург на время прохождения службы ему предоставлялась квартира, выплачивались жалование (четыре тысячи франков в год) и вознаграждение (семь тысяч франков) за использование способа изготовления кирас, не известного в России. Ему было позволено взять из Франции 57 фунтов стали и столько же железа. Деньги на дорогу, 500 франков на содержание семьи и тысяча франков вознаграждения были выплачены ему по отъезду в Санкт-Петербург 4. При успешном проведении опыта на Сестрорецком заводе выделку кирас по технологии Спренгера должны были перенести на Златоустовскую оружейную фабрику.

Хотелось бы обратить внимание на факт изготовления на Златоустовской оружейной фабрике для цесаревича Александра Николаевича рыцарских доспехов — комплекта «Древнее вооружение». Златоустовские мастера работали над его изготовлением с 1831 по 1833 год. Автором эскизов был Иван Николаевич Бушуев, для которого эта работа стала вершиной творчества. В архивном документе читаем: «23 октября 1833 года приготовлены унтер-шихтмейстером Бушуевым рисунки по оконченным ныне латам» 5, стоимость которых определена в 1643 рубля 81 ½ копейки. На нагрудной части лат изображена голова Медузы Горгоны — знак премудрости. На плечах — головы львов, знак крепости и мужества. На груди — орденская цепь Святого Андрея Первозванного. Шлем с закрытым забралом, под пером вверху изображен сфинкс — знак благородства, под ним с боков — два крылатых коня. Впереди на шлеме — двуглавый орел, держащий в когтях лавры — знак победы. На щите — Минерва с пикой в руках. Вокруг арматура из древнего военного оружия и вензель «А. Н.». В «Древнее вооружение» входят также нарукавники и наколенники.

13 октября 1834 года «Древнее вооружение» и украшенное оружие были представлены императору. «Его Величество изволил найти вооружение хорошим, только смешанного вида: частью римского, частью рыцарского. Оружие изволил оставить у себя. Мастерам, занимавшимся делом оружия и “Древнего вооружения” дать денежную награду. Ассигновать для выдачи мастерам 1500 рублей за украшенное оружие и 1500 рублей за “Древнее вооружение”» 6. Так как основные работы по украшению были выполнены И. Бушуевым, за работу он получил 700 рублей — почти половину суммы, пожалованной императором. Вместе с ним работали мастера Ларион Лукин, Давыд Рожнин, Василий Южаков, Ермолай Носков, Трофим Цыпленков, Петр Серебров, Фловиан Бушуев, Данило Сергеев, Петр Уткин, Никифор Галкин, Абрам Гра, Готфрид Гра, Карл Эберт, подмастерье Андрей Бояршинов.

Во время транспортировки «Древнего вооружения» в Петербург был потерян щит, о чем указывалось в донесении Департаменту горных и соляных дел от 27 ноября 1834 года: «…укупорен и отправлен был в одном ящике со шлемом, нарукавниками и наколенниками внизу самого ящика под особенным дном, прибитым к бокам оного нарочитыми гвоздями. Требовано было объяснение от гиттенфервальтера 7 Белявского, доставившего караван с золотом и платиной, кои добыты в первой половине сего года» 8. Он сообщил, что ни в предписании главной конторы Златоустовских заводов о доставлении пяти ящиков с оружием, ни в одной из накладных о ящике с двойным дном ничего не сказано. Щит так и не нашли.

Такова история изготовления уникальных доспехов. Если рассматривать кирасу «Древнего вооружения», то это высокохудожественное произведение стало предвестником изготовления тысяч кирас для тяжелой кавалерии царской армии на Златоустовской оружейной фабрике. Здесь были специалисты и налаженное производство, которое необходимо было усилить, пригласив иностранного мастера. Артиллерийский департамент военного министерства Российской империи предложил перенести опыты Спренгера в Златоуст. Мастер изъявил готовность, предъявив дополнительные условия:

1) до отправления позволить ему в Сестрорецке пробу металла, который он получил, устроив нужные механические приспособления;

2) выдать на проезд деньги и экипаж и назначить переводчика, знающего немецкий и русский язык;

3) увеличить содержание (вместо 250 франков в месяц по контракту выплачивать 450 франков и жене увеличить сумму на содержание до 2000 рублей);

4) за каждого обученного ученика выдать по 1500 рублей.

Николай I согласился выполнить все дополнительные условия мастера. В декабре 1836 года Спренгер прибыл в Златоуст. По образцу, привезенному из-за границы, было сделано восемь кирас. Семь выдержали пробу, получив на себе впадины глубиной в полдиаметра солдатской пули. Восьмая кираса, самая тонкая, была пробита насквозь в нижней части на сгибе. Две кирасы, выдержавшие пробу, после выправления впадин были представлены через военного министра Николаю I и по Высочайшему повелению испытывались при кавалерийском Ее Императорского Величества полку. Командир полка доносил, что на расстоянии 20 сажен (42,67 метра) после нескольких выстрелов ни одна из пуль не смогла пробить кирасы. С расстояния 40 шагов пуля прострелила одну кирасу в двух местах. Отмечалось качество кирас, но был и минус — их тяжесть: у кирасы самого большого размера с медной накладкой передняя половина весила 10,5 фунта (более 5 килограммов). Некоторые кирасы достигали веса 14 фунтов 21 золотник (почти 7 килограммов). Император повелел облегчить кирасы.

Спренгером были изготовлены четыре облегченные кирасы: две 10-фунтовые и две 11-фунтовые (около 5 килограммов). Кирасы подверглись ружейным пробам на расстоянии 60 шагов и не выдержали испытаний. Мастеру было поручено повторить опыты с изменением твердости и прочности металла. 7 июня 1837 года в Златоуст приехал с огромной свитой цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II). Утром 8 июня ему показали производство и украшение оружия. Особым развлечением стала стрельба по кирасам в парке за домом горного начальника.

В январе 1838 года французский мастер Спренгер скончался в результате болезни. Ему не удалось довести до конца свои опыты, но основные приемы изготовления кирас были переданы им своим ученикам. Исследование сплавов для кирас продолжил П. П. Аносов. Задача заключалась в следующем: лист железа определенной толщины должен был пробиваться пулей без трещин, а стальной лист в месте удара — трескаться. Опыты показали, что для кирас нужно брать равные части сырой стали и железа.

Аносов писал, что особого внимания заслуживают приемы при штамповке и закалке. «Листы нагреваются до светло-красного цвета в пламенной печи, и относятся под штамп, где кладутся на чугунную форму, имеющую впадину, соответственную выпуклости, какую должна иметь кираса. На нее падает сначала с высоты до 5 футов другая форма, имеющая соответственную выпуклость с тяжестью до 50 пудов. После удара появившиеся на кирасе складки выправляются ручным молотком; полотно снова нагревается, и удар повторяется с высоты до 7 футов; поправив снова кирасу, ударяют 4 раза с той же высоты. После этого кираса получает надлежащую форму. Для каждого номера кирас приготовлены особые чугунные формы. Загибка краев у кирас делается под особым штампом. Закалка кирас производится в смеси, состоящей из конопляного и льняного масла, а отпуск их делается через сожжение смеси, остающейся на кирасах после закалки» 9. Опыты увенчались успехом. Передние части кирас весом от 9 ½ до 11 фунтов выдерживали пробу ружейной пулей на расстоянии 60 шагов.

В ноябре 1838 года Артиллерийский департамент Военного министерства отправил Высочайше утвержденное распоряжение о нарядах на изготовление кирас на Златоустовскую оружейную фабрику. Надлежало изготовить 6000 пар кирас:

– 500 пар железных полированных;

– 2000 пар железных с медной накладкой и полированными краями;

– 500 пар с орлами;

– 500 пар со звездами;

– 2500 пар черных лакированных.

Кирасы готовились по размерам, по росту делились на 13 номеров, для каждого номера был определен средний вес. Кираса, рассчитанная на самый большой рост, весила 22 фунта 86 золотников (почти 11 килограммов). Кираса на малый рост весила 16 фунтов 64 золотника (8 килограммов) 10.

Архивные документы дают полное описание производства кирас. Этот процесс подробно описан также управителем Златоустовской оружейной фабрики подполковником Ахматовым в «Горном журнале» за 1841 год. Металл для кирас изготавливался путем сварки сырцовой стали с железом. Брали 35 фунтов хорошей сырцовой стали в брусках толщиной в 1 дюйм 4 линии. Брусок расковывали в полосы и ленты не толще 1 линии и шириной 1 дюйм 4 линии. Столько же брали хорошего мягкого железа, при нагревании его расковывали в ленты, как и сталь. Те и другие ленты рассекали на части длиной 12 вершков и проковывали. Клали полоску железа, на нее — полоску стали, потом — опять полоску железа и т. д. В сборке было до 25 полосок. Сборка металла захватывалась клещами и клалась в горн для сварки, производимой с большой осторожностью при достаточном жаре. Глина для горна бралась толченая, сухая, очень мягкая.

Прокованную единую массу — болванку весом до 24 фунтов — прокатывали на плющильных валках, выточенных таким образом, чтобы середина полотнища получались толщиной 1 ½ линии, а края — ¾ линии. Середина передней части должна была быть толще боков. Полотнище получалось весом 22 фунта, его выправляли ручными молотками, стачивали на водяном точиле для приведения в требуемый вес, размер и для очистки окалины. Выемки для шеи и рук вырезали ножницами. Далее следовал процесс штамповки. Клали полотно в воздушную печь, нагревали до красного цвета и несли в штамп. Двумя ударами чугунной бабы весом 50 пудов придавали форму кирасе. Перед каждым ударом нагревали. После штамповки кирасу в холодном виде обрезали большими ножницами, оставляя с краев кромки шириной 5 линий для загибки.

Затем кирасу снова нагревали и другим штампом загибали кромки. Полностью загнутые края выправляли ручными молотками под присмотром браковщика: соблюдались надлежащая округлость краев вокруг рук и шеи, глубина загнутых краев, округлость и ширина нижней выдающейся вперед части. После выправления кирасы браковщик проверял ее на соответствие верному калибру и, сочтя изделие готовым, клеймил его. После этого кирасу отправляли в опиловку, опиловщик отслеживал правильность «вышины и глубины краев» (чтобы во всех частях они были верны) и возвращал кирасу браковщику. Далее наступала очередь кальщика, который осуществлял равномерный нагрев кирасы в печи, а затем закаливал ее в конопляном масле, потом снова нагревал для придания упругости. После закалки кираса снова осматривалась, и если имелись дефекты, их исправляли вручную молотками. Затем кирасу отправляли на шлифовальную фабрику, где она приобретала окончательный вид — ровную и гладкую поверхность и нужный вес.

Далее делались пробы. С 20 саженей стреляли из ружей свинцовой пулей в 2 ½ золотника пороха и 6 золотников. Та кираса, которая не только не пропускала через себя пули, но и не получала ни малейшей трещины, выправлялась и считалась совершенно годной. Кирасы, выдержавшие пробу, сортировались на три группы: одни поступали в лакировку, другие получали медную оправу, третьи отправлялись в полировку — в зависимости от снаряжения конкретных родов войск.

Изготовление задней части кирасы производилось таким же образом. Однако она была легче передней части, поэтому из такого же количества стали и железа выходило вместо двух три части 11.

С середины XIX века опыты по улучшению качества стали на Златоустовской оружейной фабрике проводил Павел Матвеевич Обухов. Его кирасы из литой стали изготовлены по образцу кирас вестфальского фабриканта Круппа. Две из четырех кирас самого маленького размера (13) прошли проверку стрельбой из солдатских ружей и штуцера в присутствии особой комиссии. Выяснилось, что кирасы Обухова как по легкости, так и относительно сопротивления ударам пуль были лучше немецких аналогов 12.

Самые крупные заказы на изготовление кирас пришлись на середину XIX века. Так, в 1849 году в кратчайший срок потребовалось произвести 15 тысяч кирас. Горный начальник Бекман писал тогда: «…по Высочайше утвержденным штатам 1847 года настоящими устройствами и средствами можно изготовить в год 2 тысячи кирас. Но если значительно уменьшить выделку белого оружия и обратить всю сталь исключительно на дело кирас, то в течение года можно будет приготовить 5250 пар кирас. До 10 апреля 1850 года будет отправлено караваном до 3500 пар кирас, в том числе белых полированных 1000 и с медными накладками 2500. 1200 кирас на фабрике имеется старого образца» 13. Поступали заказы и на изготовление кирас «лучшей отделки» для великих князей 14.

Тяжелая кирасирская конница сохраняла свое значение до середины XIX века. Широкое внедрение нарезного оружия и увеличение скорострельности свели на нет тактические выгоды использования тяжелых латников. В 1860 году все кирасирские полки были преобразованы в драгунские, сохранив в память о своем славном прошлом белые воротники на мундирах (как у белых колетов). До 1917 года сохранялись четыре гвардейских кирасирских полка: Кавалергардский лейб-гвардии конный и кирасирские Его и Ее Величеств. Они сохранили кирасы и металлические каски с двуглавыми орлами как атрибут парадной одежды, но в боевой обстановке действовали как драгуны и вооружались шашками и винтовками. В экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала представлена нагрудная часть кирасы производства Златоустовской оружейной фабрики.

_________________________________________________________

Примечания

1. Кираса // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона : в 86 т. Т. 15. СПб., 1895. С. 94.

2. Аносов П. П. Собрание сочинений. М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1954. С. 181.

3. По другим источникам — Шпренгер (так называет его П. П. Аносов).

4. О приготовлении на Златоустовской оружейной фабрике кирас, непроницаемых для пуль (г. подполковника Ахматова) // Горн. журн. 1841. № 8. Ч. 3, кн. 8. С. 402.

5. Архив Златоустовского городского округа (ЗГО). Ф. И-24. Оп. 1. Д. 559. Л. 8.

6. Там же. Л. 46.

7. Huttenverwalter (нем., от Hutte — плавильня, и Verwalter — управляющий) — горный чиновник 10-го класса.

8. Архив ЗГО. Ф. И-24. Оп. 1. Д. 1745. Л. 30.

9. Аносов П. П. Указ. соч. С. 183.

10. Архив ЗГО. Ф. И-24. Оп. 1. Д. 1745. Л. 35–36.

11. О приготовлении на Златоустовской оружейной фабрике кирас…

12. Отчет о действии Златоустовских заводов в 1855 году // Горн. журн. 1857. № 3.

13. Архив ЗГО. Ф. И-24. Оп. 1. Д. 1325. Л. 9.

14. Там же. Д. 1426. Л. 1 об.


25.09.2017

Возврат к списку