Научные публикации

«Острожская Библия»


24 мая 2017 года в связи с празднованием Дня славянской письменности и культуры в Государственном историческом музее Южного Урала состоялась выставка одного экспоната: первопечатного издания Ивана Федорова – «Острожской Библии» 1581 года издания.

Имя первопечатника диакона Ивана Федорова можно поставить в один ряд с создателями славянской азбуки равноапостольными Кириллом и Мефодием, которые принесли на нашу землю письменность. Братья, обладая глубокими знаниями, создали первый славянский алфавит. Он стал большим импульсом для развития культуры и просвещения в славянских государствах1. Письменность позволила развить русское книжное дело и литературу, обучить грамоте даже простых людей.

Продолжая дело Кирилла и Мефодия, Иван Федоров создал почву не только для глубокого духовного усвоения нравственных и церковных истин во всем народе, но и для развития всей отечественной культуры. До начала книгопечатания книга была на Руси поистине уникальной и весьма дорогой вещью. Книги были рукописные, и это были преимущественно книги церковные. Богослужебные рукописные книги: творения святых отцов, житийная, богословская и иная духовная литература – ценилась буквально на вес золота. Переписка книг была трудным и длительным занятием. Зачастую переписчики допускали ошибки, при этом иногда искажался смысл текста. Печатный двор, основанный при Иване Грозном в Москве, резко изменил ситуацию.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над созданием этого печатного двора. Нужно было быть очень образованным человеком и обладать всесторонними знаниями и умениями, чтобы собственноручно наладить работу типографии: Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Стоит напомнить, что первая печатная книга «Апостол» увидела свет в 1564 году и что работа над ней заняла целый год. После этого Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем подготовили и издали «Триодь постную», «Триодь цветную», «Евангелия», «Псалтырь», «Часовник» и другие книги. Практически за 100 лет работы, до середины XVII века эта типография выпустила книг общим тиражом около 250000 экземпляров. Однако эту огромную работу выполняли уже ученики и последователи Ивана Федорова. Сам он по причине недоброжелательства светских и духовных начальников вынужден был покинуть Москву и переехать в Великое княжество Литовское, где успешно продолжал свое печатное дело2. Затем князь Константин Острожский пригласил Иоанна Федорова в город Острог (ныне город в Ровенской области на Украине) и предложил ему заняться работой над Библией. Издание «Острожской Библии» в 1581 году стало вершиной жизненного подвига диакона Иоанна. Оно было подготовлено в немыслимо короткие для человеческих возможностей сроки, в нем практически отсутствуют опечатки. Тираж был по тому времени огромен: от 1000 до 1500 экземпляров. На сегодняшний день сохранились около 350 экземпляров3. Один из них хранится в Государственном историческом музее Южного Урала.

Как и все издания Ивана Фёдорова, наша «Острожская Библия» набрана и свёрстана безупречно. В ней для основного текста применён мелкий, но удобочитаемый «острожский» шрифт, полууставный с элементами скорописных начертаний, а всего используется 6 шрифтов. Набор выполнен в 2 колонки, на каждой странице по 50 строк. Используется два языка: греческий и церковно-славянский. «Острожская Библия» начинается со слов: «Иско́ни сътворѝ богъ не́бо и зе́млю. Земля́ же бѣ неви́дима и неукраше́на, и тма̀ ве́рху бе́зъдны. И духъ бо́жїи ноша́шеся ве́рху воды̀».

Книга напечатана на белой бумаге с филигранями: подкова с крестом, серп и топор, картуш. Для печати книги применены 2 типографские краски: черная и красная. Красным цветом выделены: месяцеслов, показания зачал, оглавления книг Библии. В книге помещена гравюра, изображающая царя Давида. Она выполнена на бумаге XVIII века и очевидно, что была вставлена позднее выхода в свет издания.

В книге имеются надписи от руки, выполненные скорописью XVII века (4 надписи) и XVIII века (1 надпись), которые в числе прочего содержат имена, скорее всего, владельцев книги: Савринец Кернажицкий – XVII век и Григорий Николаев Голованов – XVIII (XIX?) века, житель Нижнетагильского завода.

Подлинный переплет книги утрачен. Он заменен картонными обложками, корешок выполнен из ткани. Книга реставрировалась в XVIII-XIX веках по разумению своих владельцев: бумага прошита белыми нитками, книжный блок обрезан, присутствуют следы попыток реставрации и самой бумаги. Говоря о сохранности книги к настоящему времени, следует отметить наличие загрязнений, желтых пятен, следов влаги и жука. В целом для артефакта, которому почти 450 лет, сохранность достаточно хорошая. К сожалению, в музее не сохранилась информация о том, когда и как эта книга поступила в фонды, однако это не умаляет ее ценности. Безусловно, «Острожская Библия» представляет собой культурную ценность национального значения.


1. 24 мая «День Кирилла и Мефодия» празднуют в Болгарии под названием «Праздник букв». В Чехии день Цирила и Методея отмечается 3 июля, в Словакии - 5 июля.


2. Соловьев А. Государев Печатный двор и Синодальная типография в Москве. Историческая справка. М., Синодальная типография, 1903. С. 12-13.


3. Немировский Е. Л. Острожские издания Ивана Федорова — выдающиеся памятники восточнославянской культуры // Федоровские чтения. 1981. М., 1985. С. 5-12.



24.08.2017

Возврат к списку