Научные публикации

Правила дорожной безопасности на спичечных этикетках


Спичечные коробки́ в Советском Союзе не только не выбрасывали, а напротив, внимательно изучали, обменивали и коллекционировали по аналогии с почтовыми марками. В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится богатая коллекция спичечных этикеток, насчитывающая около 70 тысяч единиц

Являясь уникальным источником информации, они знакомят нас с повседневной жизнью и бытом советского человека. Треть коллекции спичечных этикеток периода СССР с их многочисленными призывами и обращениями посвящена социальной рекламе. Цель статьи — показать, как именно рисунки и надписи на них акцентировали внимание граждан страны на жизненно важных вопросах. Так, например, этикетки подробно рассказывали населению о правилах дорожного движения, говорили о железной дороге как об объекте повышенной опасности.

До 1940 года правила дорожного движения разрабатывались и утверждались местными органами власти. Эти правила имели некоторые различия и во многом ориентировались на гужевой транспорт. В 1940 году в СССР были утверждены первые типовые правила, на базе которых разрабатывались местные нормативные акты. Еще большая унификация стала возможной после утверждения в 1957 году типовых правил движения, которые исключали многие неоправданные ограничения. В 1957–1959 годах в большинстве союзных республик на базе типовых были введены в действие республиканские правила движения. В 1959 году СССР присоединился к международной «Конвенции о дорожном движении» и «Протоколу о дорожных знаках и сигналах», принятым в 1949 году на конференции ООН по дорожному и автомобильному транспорту. С учетом этих международных документов приказом МВД СССР от 11 января 1960 года № 25 были утверждены и с 1 января 1961 года введены в действие первые единые по СССР «Правила движения по улицам и дорогам Союза ССР»1.

Пешеходам разрешалось «ходить только по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны, а где их нет — по левой обочине дороги». Они были обязаны «переходить улицу или дорогу только шагом по пешеходным тоннелям или мостам, пешеходным переходам, отмеченным линиями или указателями». Прежде чем сойти на проезжую часть, пешеходам необходимо было «убедиться в полной безопасности для себя и окружающих». К тому же правила запрещали использовать проезжую часть улиц и дорог «для проведения строевых занятий, игр, танцев и других подобных целей». Пассажирам не разрешалось «входить в автобус, троллейбус или трамвай и выходить из них во время движения». Запрещалось «препятствовать закрытию автоматических дверей, ездить на подножках и выступах транспортных средств, а также высовывать из окон руку, голову или какие-либо предметы».

Водители были обязаны «перед выездом и на линии проверять техническое состояние транспортного средства». Им запрещалось «управлять транспортным средством в состоянии хотя бы самого легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств». Руководители транспортных хозяйств, предприятий и организаций были обязаны «регулярно инструктировать водителей о действующих правилах и порядке движения, а также об особенностях вождения в случаях гололедицы, тумана и других особых условий». Правила призывали «всех лиц, пользующихся улицами и дорогами, быть взаимно предупредительными к окружающей обстановке и ее изменениям»2.

В 1970-е годы в связи с выходом на проектную мощность Волжского автомобильного завода интенсивность городского движения увеличилась. Горожане привыкали к этому медленно, количество дорожно-транспортных происшествий росло3. Государственной автомобильной инспекцией проводилась большая работа по пропаганде вопросов безопасности движения как среди водителей, так и среди пешеходов — взрослых и особенно детей. Выпускались брошюры и обращения, плакаты и листовки, кинофильмы и диапозитивы, устанавливались красочные щиты с предупредительными надписями, проводились беседы на предприятиях, в учреждениях, школах и на радио4. В просвещении населения принимали активное участие и спичечные фабрики страны. Были выпущены в большом количестве различные серии спичечных этикеток с рисунками на тему безопасности на дорогах и улицах городов.

«Не подвергай себя опасности, соблюдай правила уличного движения»,— напутствовала пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте, одна из этикеток 1958 года выпуска Уфимской спичечной фабрики имени 1 Мая. Другие этикетки из этой же серии предупреждали: «Не прыгайте на ходу во время движения транспорта»; «Не появляйтесь внезапно перед идущим транспортом». Этикетки также гласили: «Разъясняйте детям правила уличного движения»; «Не разрешайте детям устраивать игры на улицах». С аналогичным призывом обращалась к родителям и этикетка Брянской спичечной фабрики «Ревпуть» 1959 года. Более того, другая этикетка той же фабрики и того же года выпуска оповещала население: «Правила уличного движения — это правила безопасности».

Соблюдения правил поведения на дорогах требовали от граждан и этикетки Туринской спичечной фабрики Свердловской области: «Горит красный — стой, жди»; «Горит желтый — внимание»; «Горит зеленый — иди». Автобус и троллейбус пешеходы должны были «обходить сзади», трамвай — «спереди». Одна из этикеток давала совет: «Переходишь улицу — смотри налево, перешел половину — смотри направо». Две другие запрещали «перебегать дорогу» и «ходить по мостовой». В свою очередь этикетки фабрики «Пролетарское знамя» города Чудово Новгородской области учили: «Ожидая трамвай — стойте на тротуаре» и «Не входите в трамвай и не выходите из него во время движения». Этикетка Гомельского фанерно-спичечного комбината Республики Беларусь 1960 года вразумляла взрослых и детей: «Переходите улицу в местах, где разрешен переход».

Проявляли заботу о пешеходах и этикетки Борисовского фанерно-спичечного комбината 1965 года выпуска: «Будьте осторожны при обходе стоящего транспорта»; «Где нет тротуара, ходите по левому краю дороги». «Мостовая не для прогулок»,— сообщала одна из этикеток Гомельского фанерно-спичечного комбината 1966 года. Другая, с изображением нетрезвого мужчины, переходящего дорогу, поясняла: «Пешеход без гарантий». Не менее оригинальна и надпись на этикетке Борисовского фанерно-спичечного комбината 1967 года выпуска. «Линии перехода — линии жизни»,— со всей серьезностью утверждала она. Этикетка Барнаульской спичечной фабрики 1972 года агитировала граждан: «Пользуйтесь подземными переходами». О том, что «опасно для жизни перелезать через ограждающие устройства», уведомляла надпись на этикетке Кировской спичечной фабрики «Красная Звезда» 1977 года выпуска.

Соблюдения правил дорожного движения этикетки требовали и от водителей. «Водитель, будь дисциплинирован и внимателен на линии»,— заявляла этикетка 1958 года Уфимской спичечной фабрики имени 1 Мая. Этикетки 1959 года выпуска Гомельского, а также Борисовского (Минская область) и Пинского (Брестская область) фанерно-спичечных комбинатов наставляли водителей: «Дисциплина за рулем — залог безаварийной работы». Кроме того, этикетки Барнаульской спичечной фабрики 1963 года предупреждали: «Осторожно при гололеде», «Снижай скорость!», «Двойной обгон запрещен!». Этикетка из этой же серии с сюжетным рисунком, на котором изображен беззащитный малыш рядом с большегрузным самосвалом, взывала: «Водитель, убедись!» Этикетка Рыбинской спичечной фабрики «Маяк» Ярославской области 1964 года выпуска при наличии на дороге перехода типа «зебра» настойчиво просила: «Водитель! Уступи дорогу пешеходу!».

К безответственным водителям проявлялась особая нетерпимость. Так, «Лихача к ответу!»,— справедливо требовала этикетка Барнаульской спичечной фабрики 1963 года. Или «Лихачество — причина аварий!»,— предупреждала другая этикетка Борисовского фанерно-спичечного комбината 1965 года выпуска. И, наконец, подводила итог этикетка Гомельского фанерно-спичечного комбината 1968 года с сюжетным рисунком и надписью: «Финиш лихача». Жесткое заявление делала этикетка Калужского спичечно-мебельного объединения «Гигант» 1974 года выпуска: «Алкоголь — злейший враг водителя». Этикетки того же спичечно-мебельного объединения 1975 года извещали водителей: «На скользкой дороге берегись заноса» или «Двойной обгон — опасен».

Продолжала разговор на эту тему серия этикеток фанерно-спичечного комбината «Байкал» города Усолье-Сибирское Иркутской области 1979 года выпуска. Одна из них просила водителей и пешеходов быть взаимно вежливыми, другие призывали: «Водители! Не превышайте установленную скорость движения»; «Соблюдайте рядность»; «При маневрировании убедитесь в безопасности». Этикетки же Брянской спичечной фабрики «Ревпуть» 1981 года предостерегали: «Водители! Вы везете детей — будьте внимательны» или «Водители! При активном листопаде будьте предельно осторожны». Одна из этикеток, на которой изображена машина скорой помощи, настаивала: «Водители! Пропустите спецтранспорт». Серию этикеток на тему «Выполняйте требования дорожных знаков» в 1980 году выпустила Туринская спичечная фабрика. Этикетки же на тему «Запрещающие знаки» в 1984 году сочла необходимым выпустить и Барнаульская спичечная фабрика.

Тема железнодорожной безопасности также была представлена довольно большим количеством спичечных этикеток. Министерством путей сообщения СССР от 29 июня 1987 года были утверждены «Правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте». Пешеходы должны были «переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами». Им запрещалось «ходить по железнодорожным путям», а также «переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом». Наряду с этим пассажирам было необходимо «производить выход из вагонов и посадку в них только со стороны перрона или посадочной платформы». Им запрещалось «подходить к вагону до полной остановки поезда», «проезжать на крышах и подножках вагонов», «провозить в вагонах легковоспламеняющиеся вещества», «прыгать с платформы на железнодорожные пути»5.

Следует отметить, что целый ряд положений «Правил безопасности граждан на железнодорожном транспорте» нашли свое отражение на спичечных этикетках конца 1950-х — середины 1980-х годов.

Так, в 1958 году Кировская спичечная фабрика «Красная звезда» выпустила этикетку с предупреждением: «Ходить по путям — опасно для жизни». Этикетка 1959 года выпуска спичечной фабрики «Белка» города Слободской Кировской области также учила уму-разуму: «Проезд на крыше вагона — опасен». Этикетки же спичечных фабрик «Красная звезда», имени 1 Мая и «Маяк» того же года требовали от граждан ни в коем случае «не виснуть на поручнях вагона, не открывать двери и не прыгать на ходу поезда». Этикетка Калужского спичечно-мебельного комбината «Гигант» обращалась к пассажирам с просьбой: «Не возите в вагонах поезда легковоспламеняющиеся вещества!» К родителям взывали этикетки спичечных фабрик «Ревпуть» и «Белка»: «Не разрешайте детям выходить на железнодорожные пути».

Одна из этикеток Гомельского фанерно-спичечного комбината 1964 года выпуска инструктировала: «Выходите из вагонов только в сторону платформы». Две другие категорически не рекомендовали «выходить на межпутья» или «стоять близко к краю платформы». «Пользуйтесь переходными мостами»,— давала населению разумный совет этикетка Пинского фанерно-спичечного комбината того же года и, тем не менее, «Переходя железнодорожные пути, будьте осторожны»,— напутствовала этикетка, выпущенная Борисовским фанерно-спичечным комбинатом. Этикетки с аналогичными рисунками в том же году выпустили спичечные фабрики «Красная звезда» и Барнаульская Алтайского края. Беспечных водителей этикетка спичечной фабрики «Байкал» уговаривала: «Не спеши — пропусти поезд».

Этикетка Борисовского фанерно-спичечного комбината 1966 года выпуска говорила прямо: «Не перебегай перед поездом — можешь потерять жизнь». А этикетка Брянской спичечной фабрики «Ревпуть» 1967 года совершенно справедливо не позволяла пассажирам «входить в вагон и выходить из него на ходу поезда».

Немногословно общались с аудиторией этикетки Рыбинской спичечной фабрики «Маяк», Брянской спичечной фабрики «Ревпуть» и Томской спичечной фабрики «Сибирь», а также этикетки Бийского, Борисовского и Гомельского фанерно-спичечных комбинатов 1972 года выпуска. Надписи на них гласили: «Берегись поезда!», «Смотри в оба!», «Стой! Проходит поезд». Наверняка привлекали внимание две, на мой взгляд, примечательные этикетки Калужского спичечно-мебельного объединения «Гигант» того же года. Одна из них задавала философский вопрос: «Выигранное время или жизнь?». Другая, с сюжетным рисунком, демонстрирующим итог безрассудного поведения молодого человека, и надписью: «Не перебегайте путь перед поездом», давала на него ответ. Этикетки с аналогичными рисунками также были выпущены: в 1973 году — спичечной фабрикой «Маяк», в 1974 году — спичечной фабрикой «Белка», в 1975 году — спичечной фабрикой «Победа» села Верхний Ломов Пензенской области.

В 1977 году Череповецкая спичечная фабрика выпустила этикетку с изображением дорожного знака и надписью: «Железнодорожный переезд без шлагбаума». В 1980 году этикетку с тем же рисунком выпустила и спичечная фабрика города Туринска Свердловской области.

Таким образом, спичечные этикетки с множеством различных инструкций и наставлений вносили свой посильный вклад в обучение населения правилам безопасности как на дорогах городов, так и в зоне железнодорожного транспорта. Они призывали граждан быть бдительными, лишний раз напоминали о том, что автомобильные и железные дороги — объекты повышенной опасности и отнюдь не место для прогулок и развлечений.

А. С. Василенко, хранитель фондов филумении

Примечания:

1 Лукьянов В. В. Правила дорожного движения. М., 1974. С. 17.

2 Справочная правовая система КонсультантПлюс (база «Документы СССР»). URL: www.consultant.ru

3 Савельева О. О. Повседневность и мифология при свете спички // Человек. 2005. №1.

4 Соловьев Г. М., Иванов Д. Н. Пособие по Правилам дорожного движения автотранспорта. М., 1957. С. 23.

5 Справочная правовая система Консультант Плюс.


18.08.2017

Возврат к списку