Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Реставрация кинжала из кургана Котлик


Оружие, особенно древнее, всегда привлекает внимание посетителей музея и специалистов. Оно иллюстрирует развитие военного дела в обществе: на протяжении всей истории человечества все самые передовые технологии и самая оптимальная организация производства в первую очередь сосредоточиваются в производстве оружия (война — двигатель прогресса).

Одна из жемчужин экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала — железный кинжал V века до н. э. (рис. 1). Он был найден в насыпи кургана у села Котлик Пластовского района Челябинской области и передан в дар нашему музею в 1983 году.

Кинжал (от арабскогоخنجر, ханджар) — это колющее оружие рукопашного боя с обоюдоострым коротким клинком. Длина кинжала обычно не превышает 40 сантиметров.

Кинжал из кургана у села Котлик ученые датируют V веком до н. э. (следовательно, кинжалу 2600 лет) и относят его к скифо-сарматской культуре, то есть к культуре, которую создали кочевники-сарматы.

Сарматы (вторая половина VI век до н. э.— I век н. э.) — собирательное название, данное древнегреческими, а затем и древнеримскими историками и географами различным ираноязычным племенам, первоначально обитавшим к востоку от Дона, а позднее занявшим обширные степные районы от Южного Зауралья до Дуная. Сарматы являлись частью обширного кочевого мира, освоившего в раннем железном веке (I тысячелетие до н. э.— начало I тысячелетия н. э.) евразийские степи.

Кинжалы сарматского типа появились в VII веке до н. э. и стали массово использоваться в VI–IV веках до н. э. Кинжалом воевали сарматские воины-аристократы, что запечатлено на произведениях искусства (рис. 2).

Характерной особенностью мечей и кинжалов сарматской эпохи является наличие металлического навершия. Это верхушка («головка») на окончании рукояти, своеобразный ограничитель, помогавший воину более прочно охватить рукоять ладонью. Навершие часто выковывали вместе с клинком и рукоятью из одной металлической заготовки.

Рукоять кинжала из села Котлик украшает навершие, выполненное в виде пары голов ушастых грифонов с загнутыми вниз клювами. Круглые уши слегка выступают из головы (рис. 3).

Рукоять короткая, рубчатая, с тремя валиками с одной стороны и двумя валиками, разделенными широким желобком,— с другой. Перекрестие бабочковидное (перекрестие предохраняло ладонь воина при фехтовании от повреждения и помогало крепче держать клинок). Клинок ромбический в сечении, с параллельными лезвиями, то есть кинжал обоюдоострый. Длина кинжала 39,0 сантиметра, ширина — 2,6 сантиметра.

Надо отметить, что всего кинжалов сарматского типа в Челябинской области в настоящее время известно меньше десятка.

Музейные предметы, как и люди, могут недомогать, болеть. Реставратор, как врач, регулярно осматривает своих «пациентов» — музейные экспонаты, то есть проводит осмотр предметов. По результатам таких осмотров некоторые предметы направляются на реставрацию.

На «состояние здоровья» предметов (сохранность) влияют физические и химические факторы. Под их воздействием предметы деформируются, ломаются, разрушаются. Для изделий из металла главной «болезнью» является коррозия.

Слово «коррозия» происходит от латинского corrodo — «грызу» (позднелатинское corrosio означает «разъедание»). Коррозия — это разрушение металлов и сплавов вследствие химического взаимодействия с окружающей средой. Надо отметить, что коррозия — естественный процесс. Выплавляя металл из руды, мы переводим его из естественного состояния руды в неестественное состояние металла. Все время своего существования в неестественном состоянии металл будет стремиться перейти в естественное. Все металлические предметы стремятся к минерализации.

Минерализация — это коррозионный процесс, в результате которого идет постепенная замена металла его соединениями. Начинается он с появления тонкой оксидной пленки на поверхности предмета и продолжается, пока весь оставшийся металл не заменится продуктами коррозии, то есть пока предмет не окажется полностью минерализован — металл превратится в «руду» (рис. 4).

Коррозию нельзя остановить полностью, ибо все вокруг стремится к энтропии (смерти, разрушению). Мы можем лишь уменьшить скорость или изменить ход коррозионного процесса при создании благоприятных условий хранения экспоната и при необходимости назначить «лечение», то есть направить предмет на реставрацию, в результате которой процесс коррозии значительно замедлится.

При осмотре кинжала из кургана у села Котлик были выявлены признаки активных коррозийных процессов. Поверхность клинка покрывали бурые бугристые наросты, в кавернах содержались рыжие порошкообразные образования. Поверхность клинка потемнела (рис. 5, а, б).

Такие изменения — следствие взаимодействия железа с внешней средой (атмосфера, газы, химические вещества, содержащиеся в почве — ведь кинжал был извлечен из земли). Взаимодействие железной поверхности кинжала с кислородом вызвало ее потемнение (она покрылась оксидной пленкой), а реакция железа с солями хлоридов привела к высыпанию на поверхности и в кавернах порошкообразных образований. Другие минеральные образования железа образовали бугристые наросты красно-коричневого, коричневого и рыжего цвета.

Таким образом, кинжал нуждался в срочной реставрации. Была разработана программа «лечения». Проведена диагностика и установлена степень активности коррозийных процессов. Тестирование показало, что коррозия протекает не бурно (вялотекущая), однако наросты хрупкие и могут разрушаться, что может привести к утрате фрагментов поверхности клинка. Таким образом, для недопущения развития активной (быстротекущей) коррозии и придания предмету экспозиционного вида было принято решение удалить коррозийные образования, укрепить поверхность и обработать предмет специальными составами, замедляющими коррозийные процессы (ингибиторами). Не менее важной задачей было сохранить исторический облик кинжала.

Коррозийные образования были удалены механическим способом. После этого кинжал ингибирован специальным составом, локально тонирован натуральными пигментами, производными от железа. Проведена консервация раствором на основе полимера, который образовал на поверхности предмета тончайшую пленку, непроницаемую для воздуха. Консервирующий раствор еще более замедлил коррозию и укрепил тело клинка, то есть замедлил во много раз процессы разрушения. Отметим еще раз, что полностью прекратить эти процессы невозможно.

После реставрации почетный «пациент» вернулся в постоянную экспозицию музея и ныне доступен для осмотра и изучения (рис. 6).

А. Д. Шапиро, художник-реставратор

Иллюстрации: 

Рис. 1. Кинжал из кургана Котлик до реставрации

Рис. 1.jpg












Рис. 2. Золотой гребень из кургана Солоха, раскопанного в 1913 году Н. И. Веселовским в Приднепровье. IV в. до н. э. Золото. Государственный Эрмитаж. В правой руке пешего воина — кинжал.

Рис.2.jpg













Рис. 3. Рукоять кинжала из кургана Котлик. Прорисовка Н. Н. Бойко

Рис. 3.jpg













Рис. 4. Фрагмент железного меча. Почвенная коррозия. Полная минерализация.

Рис 4.jpg







Рис. 5. Фрагменты кинжала из кургана Котлик с коррозийными образованиями (до реставрации).

Рис. 5 а.jpg       Рис. 5 б.jpg













Рис. 6. Кинжал из кургана Котлик после реставрации

Рис. 6.jpg


30.05.2017

Возврат к списку