Научные публикации

Коллекция скульптурных реконструкций из фондов Исторического музея Южного Урала


Коллекция скульптурных антропологических реконструкций из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

В процессе археологических раскопок ученые-археологи находят костные останки человека, которые изучаются антропологами. По скелету человека исследователи могут определить пол, возраст, антропологический тип, рацион питания, заболевания и травмы. Кроме этого, антропологические методы позволяют воспроизводить портретный облик по сохранившимся черепам, это дает возможность современному человеку познакомиться с внешностью и этническими чертами людей древности1. Автором этого метода является Михаил Михайлович Герасимов (1907-1970)- известный советский антрополог, археолог, доктор исторических наук 


Рис. 1. М.М. Герасимов.jpg

Рис. 1. М.М. Герасимов за работой.


В 30-е годы Михаилу Михайловичу удалось установить взаимосвязь между лицевым скелетом и мягкими тканями. Он первым доказал, что восстанавливая облик человека по черепу, можно достичь близкого портретного сходства2. Михаил Михайлович создал более 200 скульптурных реконструкций исторических личностей, среди них – мальчик-неандерталец из грота Тешик-Таш, Тамерлан, Иван IV, Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский и другие.
Было несколько попыток сотрудничества Михаила Михайловича с Челябинским музеем, о чем свидетельствует переписка М. М. Герасимова и известного археолога К.В. Сальникова и одна скульптурная реконструкция, хранящаяся в фонде археологии. В конце 1970 года археолог Геральд Николаевич Матюшин прислал в Челябинский областной краеведческий музей скульптурную антропологическую реконструкцию мужчины эпохи неолита, по материалам им раскопанного Давлекановского погребения.
Давлекановское поселение находится на левом берегу р. Демы, в 300 м к северо-востоку от г. Давлеканово. Это многослойное поселение имеет горизонты неолита-энеолита, эпохи бронзы и раннего железного века. В полевой сезон 1967 года в восточной части неолитического жилища было обнаружено скопление очагов, под которыми найдено погребение взрослого мужчины. Он был захоронен скорченным на правом боку и присыпан охрой. Головой погребенный был ориентирован на северо-запад. Под подбородком у груди мужчины обнаружен высокий скребок на ножевидной пластине с ретушью по одной боковой стороне. Перед головой второй концевой скребок, у колен найдены 2 небольших обломка ножевидных пластин3. Таз погребенного был сожжен выше расположенными очагами неолитического времени. Следов могильной ямы не было обнаружено, очаг неолитического времени от костей таза погребенного отделяло всего несколько сантиметров слоя. По мнению Г.Н. Матюшина между временем погребения и устройством очагов прошел сравнительно небольшой срок, но люди с поселения, скорее всего, не знали о захоронении4. Погребения каменного века довольно редки, людей хоронили в гроте пещер или одиночно. Хорошая сохранность черепа и верхней части скелета позволили М.М. Герасимову произвести реконструкцию портретного облика мужчины (рис. 2).


Рис. 2.JPG

Рис. 2. Скульптурная антропологическая реконструкция мужчины из Давлекановского погребения (Республика Башкортостан). Неолит. Фонд ЧОКМ ОФ-2769. Автор М.М. Герасимов. Фото О.Г. Ивановой.


Скульптурная антропологическая реконструкция представлена в виде бюста из гипса на подставке. Это длинноголовый европеоид с относительно высоким лицом и высокими орбитами, с сильно выступающим горбатым носом. В чертах лица фиксируются некоторые признаки монголоидности. Голова с обеих сторон украшена стилизованными накосниками. По этнографическим данным воссоздали прическу таежных охотников на всем северо-востоке от Урала до Дальнего Востока5.
Сейчас по этому методу работает Алексей Иванович Нечвалода — кандидат исторических наук, антрополог из Уфы.


3VI~1.JPG

Рис. 3. А.И. Нечвалода на публичной лекции. VI Этнические взаимодействия на Южном Урале. 2015 г.


Он является автором антропологических скульптурных реконструкций, которые размещены в постоянной экспозиции исторического музея. В витрине, посвященной бронзовому веку представлены антропологические, скульптурные реконструкции лица по черепу женщины и мужчины. Антропологическая скульптурная реконструкция лица по черепу молодой женщины 18-21 года европеоидного типа (по материалам Большекараганского могильника, курган 25, могильная яма 12).


Рис. 4.jpg

Рис. 4. Антропологическая скульптурная реконструкция лица по черепу молодой женщины европеоидного типа (по материалам Большекараганского могильника, курган 25, могильная яма 12, Кизильский район, Челябинская область. ХХ- XVIII вв. до н.э.). О.Г. Ивановой.


Женщина была захоронена в погребальной камере с еще одной женщиной 50 лет. Это погребение было ограблено еще в древности, но археологам удалось обнаружить молоток, сплеск металла, долото, мелкие изделия из меди, набор наконечников стрел и мелкие фрагменты керамики6. Коллекция предметов хранится в Музее археологии и этнографии ЧелГУ. Другая антропологическая скульптурная реконструкция лица по черепу мужчины европеоидного типа, 25 летнего возраста происходит из погребения 9 того же кургана.


Рис. 5.JPG

Рис. 5. Антропологическая скульптурная реконструкция лица по черепу мужчины европеоидного типа, возраст 25 лет (по материалам Большекараганского могильника, Кизильский район, Челябинская область, ХХ- XVIII вв. до н.э). Автор А.И. Нечвалода. О.Г. Ивановой.


В результате ограбления могильной ямы 9 в древности, костные останки шести человек были перемешаны, среди которых было возможно выделить скелет мужчины в возрасте старше 18 лет. Погребенный имел рост около 170 см. Погребение сопровождалась обломками сосудов, костяным изделием, наконечником стрел и костями животных7.

Антропологи выяснили, что жители бронзового века относились к европеоидному антропологическому типу. Средний рост мужчин составлял около 171,5 см, женщин – 163,3 см. Население не страдало от голода и не подвергалось сильным физическим перегрузкам. У некоторых из погребенных детей обнаружены последствия перенесенных болезней, некоторые взрослые имели следы залеченных травм, но в целом население обладало довольно хорошим здоровьем. В рационе людей было много белка8.
В музее имеются антропологические реконструкции кочевников раннего железного века по материалам из раскопок А.Д. Таирова могильника Кичигино I. Антропологическая скульптурная реконструкция лица по черепу мужчины-сармата европеоидного типа (рис. 6).  Представляет собой погрудное изображение мужчины европеоидного типа, возраст примерно 35-40 лет, волосы зачесаны назад, лоб широкий, слегка скошен, брови тонкие, слегка изогнутые, нос тонкий, прямой, губы тонкие, уголки рта слегка опущены, мужчина имеет короткую густую бороду и бакенбарды.


Рис. 6.JPG

Рис. 6  Антропологическая скульптурная реконструкция лица по черепу мужчины-сармата европеоидного типа 35-40 лет (по материалам могильника Кичигино I, курган 3. Челябинская область, Увельский район. IV в. до н. э. ). Фото С.М. Арканова


В этом же могильнике было раскопано уникальное погребение знатной женщины. Антропологическая скульптурная реконструкция лица по черепу представляет собой погрудное изображение женщины европеоидного типа, возраст примерно 55 лет (рис. 7). На шею погребенной была надета бронзовая гривна обернутая золотой фольгой с зооморфными окончаниями в виде кабанов9.

Руки украшали бронзовые браслеты в золотой фольге и бусы из сердолика и полосчатого агата изготовленные в индийских и иранских ремесленных центрах10. В ногах женщины находились бронзовый котелок и зеркало необычной формы. Погребение датируется первой половиной IV в. до н.э.


Рис. 7.JPG

Рис. 7. Антропологическая реконструкция лица по черепу из женского погребения сарматского времени могильника Кичигино I, курган 3, раскопки 2007 г. Челябинская область, Увельский район. IV в. до н. э. Фото С.М. Арканова


В постоянной экспозиции представлены антропологические реконструкции людей гунно-сарматского времени по материалам могильника Соленый Дол (Брединский район), раскопки И.Э. Любчанского. 


Рис. 8.JPG

Рис. 8. Антропологическая скульптурная реконструкция лица по черепу женщины, возраст 25-35 лет (по материалам могильника Соленый Дол, Брединский район, Челябинская область). III в. н. э., погребение гунно-сарматского времени. Автор А.И. Нечвалода.


Антропологическая скульптурная реконструкция лица по черепу женщины представляет собой погрудное изображение женщины европеоидно–монголоидного (уралоидного) типа, возраст примерно 25-35 лет11. Череп искусственно деформирован. На голове островерхая шапочка, украшенная рядами круглых бляшек (одинарные бляшки чередуется со сдвоенными). В ушах – серьги-лунницы, отвороты платья украшены рядами V-образных накладок. 


Рис. 9.JPG

Рис. 9. Антропологическая скульптурная реконструкция лица по черепу мужчины, возраст 45-55 лет (по материалам могильника Соленый Дол, Брединский район, Челябинская область). III в. н. э., погребение гунно-сарматского времени. Автор А.И. Нечвалода. Фото С.М. Арканова


Скульптурная реконструкция лица по черепу мужчины (по материалам кургана 4) представляет собой погрудное изображение мужчины европеоидного типа, возраст примерно 45-55 лет.  Мужчина имел прижизненные боевые раны: на щеке шрам, следы рубленой раны на темени и перелом носа12. Череп был искусственно деформирован (вытянут), деформация лобно-затылочного типа. Травмы свидетельствуют о военизированности населения. На примере могильника Соленый Дол хорошо прослеживается этническая неоднородность гунно-сарматов. Наличие в одном могильнике людей с европеоидно–монголоидного (уралоидного) типом и европеоидного указывает на особенности брачных и иных контактов гунно-сарматского общества13.

В 70-80% населения гунно-сарматов был распространен обычай деформации черепа. С раннего возраста череп ребенка искусственно вытягивали путем пеленания головы плотной тканью, закрепленными дощечками или планомерным ручным давлением. Возможно, вытянутая форма черепа считалась красивой и служила отличительным признаком знатности или благородства, но со временем превратилась в массовую традицию14. Таким образом, антропологический материал дает возможность сделать выводы об образе жизни людей, их этнической принадлежности, что расширяет знания об истории людей древности.

З.А. Валиахметова

Зав. сектором археологии и естественнонаучных коллекций научно-фондового отдела


1 Боталов С.Г., Грудочко И.В. Великое переселение народов. В сборнике "Край, заслуживший свои победы". Челябинск, 2019. С. 14-17. 

2 Лицо как образ истории: брошюра / автор-составитель А.И. Нечвалода. — Уфа: ИИЯЛ УФИЦ РАН, 2022.- 4 с.

Матюшин Г.Н. Неолитическое поселение и погребение у г. Давлеканово на Южном Урале// Советская археология. 1970. № 4. С. 164.

4  Матюшин Г.Н. Неолитическое поселение и погребение у г. Давлеканово на Южном Урале// Советская археология. 1970. № 4. С. 164

5 М атюшин Г.Н. Неолитическое поселение и погребение у г. Давлеканово на Южном Урале// Советская археология. 1970. № 4. С. 164

6  Зданович Д.Г. и др. Аркаим: некрополь (по материалам кургана 25 Большекараганского могильника). Кн. 1 / Сост. Д.Г. Зданович. Челябинск: Юж.-Урал. кн. Изд-во, 2002. С. 54.

7 Зданович Д.Г. и др. Аркаим: некрополь (по материалам кургана 25 Большекараганского могильника). Кн. 1 / Сост. Д.Г. Зданович. Челябинск: Юж.-Урал. кн. Изд-во, 2002. С. 41.

8 Линдстром Р.У. Антропологические характеристики популяции кургана 25 Большекараганского могильника // Аркаим: некрополь (по материалам кургана 25 Большекараганского могильника). Кн. 1 / Сост. Д.Г. Зданович. Челябинск: Юж.-Урал. кн. Изд-во, 2002. С. 163.

9 Переводчикова Е.В. Произведения скифского свериного стиля из курганов у с. Кичигино как индикатор историко-культурных изменений на Южном Урале в середине I тысячелетия до нашей эры// Этнические взаимодействия на Южном Урале: сб науч. тр./ отв. Ред. А.Д. Таиров и Н.О. Иванова. Челябинск : Рифей, 2013. С. 146

10  Аникеева О.В. Происхождение и время появления на Южном Урале бус из наборов погребения 5 кургана 3 могильника Кичигино I// Этнические взаимодействия на Южном Урале. Сарматы и их окружение : материалы VII Всерос. (с международным участием) науч. Конф. / ред. Кол.: В.И. Богдановский (предс.) и др.; отв ред. А.Д. Таиров. - Челябинск, 2017. С. 22.

11 Китов Е.П., Хохлов А.А. Краниология могильника Соленый Дол позднесарматского времени в Южном Зауралье (Приложение) // Любчанский И.Э. Курганный могильник Соленый Дол (итоги исследования 2006-2010 годов) Челябинск: Абрис. 2017. С. 126.

12 Боталов С.Г., Грудочко И. В. Великое переселение народов В сборнике: Край, заслуживший свои победы. Челябинск, 2019. С. 15.

13 Боталов С.Г., Грудочко И.В. Великое переселение народов В сборнике: Край, заслуживший свои победы. Челябинск, 2019. С. 15.

14  Боталов С.Г., Грудочко И.В. Великое переселение народов В сборнике: Край, заслуживший свои победы. Челябинск, 2019. С. 15.


10.01.2023

Возврат к списку