Научные публикации

История «Уральского биттервассера»


О. Н. Василенко

      хранитель фонда «Редкая книга»

 

История «Уральского биттервассера».

    О целебном озере Горьком - одна из первых книг фондовой коллекции музея

 

          В фондах Челябинского исторического музея Южного Урала хранится книга «Уральский Биттервассер (бальнеологический курорт "Горькое-Тихоновка"). Автором книги является Ал. Егоров, директор курорта. Книга была издана в декабре 1923 года Челябинским окружным отделом здравоохранения. И, судя по записи в книге поступлений музея, сделанной рукой первого директора И. Г. Горохова — издание поступило в фонды музея 16 декабря 1923 года и было записано под номером 163. Стало быть, едва книга вышла из печати, то сразу же была передана автором нашему музею с дарственной надписью. То есть это издание поступило в фонды музея практически в первый год формирования музейного собрания.

1.jpg

(рис. 1)

          Книга рассказывает об одном из бальнеологических курортов Курганской области, который и в нынешнее время продолжает заниматься оздоровлением с помощью целебных грязей. Это позволяет говорить о том, что слава Урала связана не только с его колоссальными рудными богатствами, но и с целебными свойствами минеральных вод и грязей, свойства которых были до некоторых пор неизвестны и мало изучены.

          По своему содержанию, с современной точки зрения, книгу можно назвать ни чем иным, как рекламным проспектом, написанным директором грязелечебницы, с описанием местоположения курорта, флоры и фауны, климатических условий, целебных свойств озера Горькое — его грязей и воды. Здесь стоит пояснить название издания «Уральский биттервассер». Bitterwasser – минеральная вода, содержащая английскую соль, употреблявшаяся для лечения желудочно-кишечных заболеваний. Директор грязелечебницы отмечает, что воды этого уральского озера по своим свойствам не уступают минеральным водам Кавказа или заграничных водолечебниц. При этом он пеняет на то, что курорт пребывает в неустроенности и требует значительного технического усовершенствования «для извлечения maximum’а медицинской пользы», чтобы «дать возможность страждущему пролетарию вновь укрепить свое здоровье и силы для дальнейшей борьбы за лучшее счастливое будущее и строительство коммунистического общества».

                О целебности уральских озер к тому времени говорилось уже давно. Также отмечалась неприспособленность курортов к лечению и необходимости пробудить интерес к ним со стороны «как со стороны правительственных и общественных учреждений, так и самого общества». Еще до революции поднимался вопрос о наилучшем использовании всех целебных средств Уральского края. Из дореволюционных газет: «В настоящем времени департамент государственных земельных имуществ министерства земледелия заканчивает работу по обследованию местностей на казенных землях, пригодных для устройства на них курортов, климатических станций и дачных поселков. В прошлом году названным департаментом были разосланы особые циркуляры, где местные управления министерства земледелия приглашались доставить к определенному сроку все нужные сведения по вопросу о лечебных местах… Получается грандиозная картина бесконечного богатства природных лечебных средств России, самых разнообразных по своему качеству и местным населением давно уже признанным за чудодейственные в лечебном отношении». Об этом говорит и В. А. Весновский в своей книге «Целебные силы Урала». Подчеркивая исключительную целебность минеральных вод Урала, Весновский отмечает неустроенность и отсутствие самых элементарных удобств и приспособлений для лечения, отсутствие благоустроенных ванных зданий новейшими приспособлениями для лечения минеральными водами и квалифицированного медицинского персонала.

          В очерке А. М. Нечаевой «Челябинские впечатления» (1909), посвященном дореволюционному Челябинску, сказано: «…Зауралье благословенный край не только обилием и тучностью земли, но и иными дарами природы… За последнее время все чаще и чаще начинают открываться целебные свойства зауральских восточных озер. В большинстве случаев это горько-соленые и йодистые воды. Разбросанные среди степей, зачастую не имея никакого названия, озёра делают свое дело, предотвращая и исцеляя недуги населения, живущего по их берегам. За границей эти целебные пункты давно бы уже эксплуатировались находчивыми предпринимателями и собирали бы публику со всех концов света. У нас же эти озера обслуживают лишь местных прибрежных жителей...».

          В Челябинском уезде насчитывалось 1200 озёр. И множество из них обладают целебными свойствами, которыми были подтверждены научными исследованиями их ресурсов. Одним из таких озёр является и озеро Горькое, на берегах которого и был некогда основан курорт под названием «Вилла «Виктория».

          Сначала стоит сказать об истории курорта и каким было это место до его строительства.

          Озеро Горькое — мелководный водоём в Щучанском районе Курганской области, около села Сухоборского, глубиной не более 4х метров. В дореволюционное время территория относилась к Сухоборской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии. Народы тюркоязычные называли это озеро Коел-Топ, или Коюлтуп (согласно книге), что в переводе с башкирского означает «осыпавшееся дно» или «трухлявое дно», другая трактовка названия - «рассыпавшийся пень». Названия странные. Но этому есть объяснение, для чего стоит коснуться истории заселения края, а точнее появления ближайших к курорту сёл, так как их позднейшая судьба тесно связана с жизнью курорта.

          В глубокой древности окрестности озера представляли собой глухое место, покрытое непроходимым лесом. До 1854 года эти земли, что близ озера, принадлежали башкирам и татарам. Вопрос о праве собственности на эту землю рассматривался в Сенате. Земля в районе озера Горькое в 1837 по 1855 гг. оказалась передана мещерякам (это тюркская народность, которая проживала в Среднем Поволжье, на территории современных республик Татарстан и Башкортостан) и мурзам (мелкое татарское дворянское сословие), потеснив при этом башкир.

          В 1854 году башкиры и татары снова оказались потеснены, когда на этих землях поселили государственных крестьян из Казанской губернии. Они получились здесь надел земли в количестве 800 десятин. Образованная ими деревня стала называться Тихоновкой, по имени её основателя Флегонта Тихонова. Башкирам же и татарам выделили землю, которую они сами предпочтут по выбору. И получается, что в районе озера сначала проживали башкиры, а затем появились мещеряки (татары), поэтому у озера имелось и тюркское название.

          Насчёт происхождения озера есть легенда. На том месте, где сейчас находится это озеро, стоял вековой сосновый лес. Затем неожиданно образовалась впадина в виде чаши, и лес провалился в неё. А из подземных источников стала поступать вода. Постепенно эта впадина заполнилась водой, вследствие чего и образовалось небольшое озерцо. Провалившийся в воды озера лес перегнил и перемешался с тиной, которая зацветает летом и затем опускается на дно озера. Вот так и получилась лечебная грязь. Вода озера (рапа), также приобрела целебные свойства. Подземные минеральные источники питают озеро и по сей день. Кстати говоря, по словам местных жителей, в 1970-1980-е годы прошлого века при механизированной добыче грязи в ней попадались остатки хвойных деревьев. Возможно, это остатки того векового соснового бора, о котором рассказывают легенды.

          Согласно результатам научных исследований, опубликованным на официальном сайте санатория Озеро Горькое, грязеобразование в озере началось примерно 400 лет назад. Получается, что процесс образования и накопления лечебной грязи начался в конце XVI века. И это озеро довольно молодое.

 

          По словам местного населения, целебность воды и грязи озера была совершенно не известна до осени 1900 года, когда в д. Тихоновку приехал с двумя больными золотухой детьми священник г. Шадринска Дмитрий Троицкий. Сам он сильно страдал от ревматизма, и, безуспешно пытаясь лечиться традиционным способом, с помощью лекарств, по совету столичного врача, отправился на это соленое озеро. После трех сезонов купанья и обтирания грязью ему стало лучше, и вскоре болезнь совершенно прошла. Так гласит легенда. Но по другим данным, до Дмитрия Троицкого дошли сведения о целебных свойствах местных озёр и, в частности, озера Горького, от своего родственника Михаила Фёдоровича Троицкого, служившего в тех краях сначала учителем в деревне Тихоновке, потом помощником настоятеля церкви села Сухоборского, а затем в храме в селе Чистом. Как бы то ни было, но про целебные свойства грязи и воды озера он рассказал своим знакомым, а те — рассказали своим. Так всё и началось. В деревню Тихоновку потянулись толпы желающих поправить здоровье. Ехали за десятки вёрст — из Шадринска, Перми, Тюмени, Челябинска, даже из Петрограда. Поначалу «лечение» носило самодеятельный характер. Для размещения всех больных не хватало места — они занимали все сколько-нибудь пригодные для проживания помещения, вплоть до конюшен, амбаров и сараев, на берегах озера располагались бесчисленные палатки. Дело доходило до того, что больные в минимально закрытое помещение пускались только на ночлег и за плату, а днем были вынуждены находиться под открытым небом.

          Лечение было организовано так же непритязательно. Почувствовав возможность заработать, жители Тихоновки организовали лечение недужных, устраивая примитивные ванны - нагревали воду в кадках или бочках до произвольных градусов или использовали второй способ лечения — обкладывали больное место вынутыми из озера водорослями. И брали при этом за услуги большие по тем временам деньги (50 коп. за ванну), зарабатывая в день до 50 рублей.

              В это время в деревне Тихановке появился Фаддей Викторович Шейко, заведующий депо ст. Шумиха Омской железной дороги. Вот как о нём пишет директор лечебницы Ал. Егоров в своей книге: «Заарендовав на 10-ть лет в октябре месяце 1909 года у Тихановского о-ва участок земли шириною 30 саженей и длиною 40 саженей за 125 руб., «Чудодей Викторыч», как его прозвали тихоновцы за предприимчивость и энергию, принялся за устройство курорта. Не доедая (ел несеянный хлеб), не досыпая, гр. Шайко решил за счет страдающего человечества «сколотить себе капиталец». Скупал в деревне ветхие постройки, подмазав и подлепив их, превращал в курортные помещения… Для того, чтобы убить конкуренцию деревенских «эскулапов», «Чудодей Викторыч», во-первых, удешевил плату за ванны, во-вторых, давая крестьянам д. Тихоновки заимообразно деньги, как на общественные, так и личные дела, поставил условием совершенно прекратить лечение».

            Вскоре Шейко выстроил двухэтажное здание — это было общежитие для больных на 50 номеров и грязе-водолечебница, куда вода и грязь подавались вначале ручным, а потом и конным приводом. Созданному Шейко курорту он дал название «Вилла Виктория», от слова «victoria» - победа, то есть победа над болезнью.

         После пожара 1914 года всё вновь было отстроено: курзал, пансион, ванное и машинное отделения. Курорт вмещал 250 бальнеологических коек. Большей частью это были постройки летнего типа, без отопления, но были и капитальные тёплые помещения. За сезон — с 1-го июня по 1-е сентября — курорт принимал на лечение 650-750 больных. В 1915 году по направлению врача А. И. Хрущева из Екатеринбурга туда съезжались больные ревматизмом. Причем поступали они в крайне неважном состоянии — их выносили из экипажей на руках. Но после нескольких ванн наступало значительное улучшение, и они уже ходили на лечебные процедуры самостоятельно.

        Если говорить о реальных результатах лечения на озере, то небезынтересно взглянуть на таблицу результатов лечения больных на озере за 1920-1923 гг. 

2..jpg

(рис. 2).

          Заодно можно оценить перечень недугов, на которые положительно воздействовали целебные воды и грязи озера, что объяснялось уникальным химическим составом местных источников. В. А. Весновский отмечает: «По своему химическому составу некоторые минеральные источники … не уступают источникам Кавказа и Западной Европы. Относительно целебности вод Урала можно сказать, что она стоит очень высоко. По отзывам врачей, результаты лечения часто получаются настолько блестящие, что приводят в изумление самих медиков. Больные, при пользовании уральскими минеральными водами, быстро и полно избавляются от таких недугов и страданий, которые упорно не поддавались лечению аптечными средствами в продолжение многих лет». Но, к сожалению, по причине неправильной организации водолечения, эти минеральные источники даже нельзя было назвать курортами.

                Это возвращает нас к книге Ал. Егорова, который, будучи директором курорта, также затрагивал тему далекого от совершенства благоустройства уральских курортов. Книга издана в 1923 году. И ко времени его директорства курорт, очевидно, сменил не одного начальника.

        Разрушительное воздействие революции и гражданской войны внесли свои коррективы в положение и курорта, и его основателя. Фаддей Викторович Шейко, в поисках путей сохранения своего детища, продал его за бесценок, а фактически подарил Челябинскому Губздравотделу. В 1920 году он был уволен с должности заведующего курортом без объяснения причин. К тому времени курорт находился в крайне запущенном состоянии, был полностью разворован и разрушен. О состоянии лечебницы в то время говорят следующая выдержка из доклада комиссии обследования курорта «Виктория» от февраля 1923 г.: «На курорте в данное время существует двоевластие, вредно отражающееся на интересах дела. Официальным представителем в качестве заведующего курортом от Губздравотдела является тов. Деев, но он фактически на курорте никакой роли не играет, а вся полнота власти принадлежит коменданту от отдела социального обеспечения по призрению на курорте детей, стариков и инвалидов, – тов. Климову, который узурпировал власть и почти совершенно устранив от заведывания Шейко, сам не смог справиться с делом, и ни за чем не следил. Например, в домах инвалидов, по заявлению последних, Климов в течении двух месяцев ни разу не был. Плохо смотрел он и за тем, что делается и в других зданиях курорта (из-за недосмотра и нераспорядительности). Около зданий, занятых инвалидами и детьми – ужасная нечистоплотность и грязь...»

          Что касается судьбы Ф. В. Шейко, то он, получив небольшие деньги за курорт, не уехал, а остался работать в машинном отделении, пытаясь исправить положение дел в курорте и предотвратить его полное запустение и разрушение. На какое-то время он даже временно был возвращен на должность заведующего. Бывшего владельца регулярно вызывали на допросы в ЧК, в итоге он был окончательно отстранен от должности и выслан в село Чумляк. Дальнейшая его судьба неизвестна. А в санатории с 1924 года начались преобразования и новое строительство, и к 1941 году он принимал круглогодично до 600 человек.

3..JPG

                 Рис. 3.

         Несмотря на исторические перипетии, целебные силы грязи и минеральной воды уральского озера неиссякаемы, и санаторий на озере Горькое продолжал врачевать недуги и делает это и по сей день.

 

Список литературы

 

1. Весновский В. А. Целебные силы Урала. Пермь, 1916. С. 1.

2. Весновский В. А. Путеводитель по курортам Урала. 1902. С. 3-6.

3. Камалов И. Озеро Горькое : история, факты… : [Электронный ресурс]. URL: https://nashural.ru / (Дата обращения: 13.12.2022)

4. Камалов И. Рассыпавшийся пень : [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/ (Дата обращения: 13.12.2022)

5. Щеткова О. А. Первый владелец курорта «Вилла «Виктория» в Зауралье // Гороховские чтения: сборник материалов. Челябинск, 2011. С. 113-118.


Возврат к списку