Научные публикации

Музей местного края в соборе Рождества Христова


Продолжаем наш рассказ о зданиях, с которыми связана история Государственного исторического музея Южного Урала, отмечающего в 2023 г. столетие с момента открытия. Кратковременный период в начале 30-х гг. прошлого века фонды музея находились в Христорождественском соборе XVIII в. — первом каменном здании Челябинска.

Рис. 1.jpg                                                                      

Собор Рождества Христова. 1894 г. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

История его появления такова. 5 апреля 1748 г. из Исетской провинциальной канцелярии архимандриту Далматовского монастыря Сильвестру пришла «промемория», в которой сообщалось, что в Челябинске состоялся «совет» священнослужителей и прихожан, на котором принято решение о постройке «вторичной церкви», то есть второго храма. Первой была Николаевская церковь, но небольшая и деревянная, появившаяся еще на заре существования поселения. К середине XVIII в. в крепости насчитывалось уже 365 дворов, где проживало 2329 человек1.
Новая церковь по решению жителей столицы Исетской провинции, каковой тогда являлся Челябинск, должна была стать каменной. Тогда же решился вопрос и об освящении храма в честь Рождества Христова с двумя приделами: южного — во имя святого апостола Иоанна Богослова, северного — во имя святителя Николая Чудотворца2. Решение прихожан одобрила Оренбургская губернская канцелярия, которая постановила: строить пятиглавую церковь.
В связи с этим исетский воевода Никон Филиппов обратился к настоятелю Далматовского монастыря Сильвестру, который ведал духовными делами в округе, с просьбой испросить благословенную грамоту на строительство нового храма в Челябинской крепости. К этому времени местные власти уже озаботились вопросами подготовки рабочих и строительных материалов. Весной 1748 г. они отрядили на изготовление полумиллиона штук кирпичей исетских казаков, освободив их от службы на границе3

Рис. 2.jpg
Вид на север со строящегося дома купца В. И. Кузнецова. Около 1904 г. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

В той же «промемории» канцелярия высказала еще одну просьбу — выслать на строительство трех мастеров-каменщиков для руководства работами по изготовлению кирпича и его кладке4. Дело в том, что Христорождественский собор должен был стать первым каменным зданием Челябинска и до сих пор здесь каменные работы не велись, а значит, и специалистов в этом деле не имелось.
Заложили собор южнее Николаевской церкви (ныне это северо-восточная часть сквера перед театром оперы и балета). Тем временем из Далматовского монастыря от архимандрита Сильвестра в Челябинск прибыли мастера, о которых просил воевода Никон Филиппов. К лету 1764 г. были закончены своды храма5. Затем он долгое время стоял без кровли. Оренбургский губернатор князь Авраам Путятин видел причину подобного отношения прихожан в том, что они «находятся ныне уклонными в раскол»6. Видимо, после письма губернатора исетский воевода нашел способы мотивировать казаков на достройку собора. Вскоре основные строительные работы завершились, и здание покрыли тесом.

Рис. 3.jpg
Собор с южной стороны. Начало XX в. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

В 1766 г., как и предполагалось изначально, соборную церковь освятили в честь Рождества Христова7. После освящения главного престола работы продолжились. На их интенсивность значительно повлияло восстание под предводительством Е. И. Пугачева, отряды которого в феврале 1774 г. взяли Челябинскую крепость. Лишь к 1780 г. завершилось возведение колокольни, при этом верхняя часть ее поначалу была сделана деревянной8.
Таким образом, строительство собора растянулась более чем на полвека: сначала 18 лет возводилось само здание, еще через 14 лет построили колокольню, а затем еще 20 лет решался вопрос с железной кровлей. В это же время, в 1798 году, на Сысертском заводе были приобретены чугунные плиты для пола. Уже в начале XX столетия его выстлали метлахской плиткой, тогда же в храме появилось электрическое освещение9.

Рис. 4.jpg
Христорождественский собор в Челябинске. 1910-е гг. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Нужно отметить, что здание Христорождественского собора не отличалось особым изяществом. «Около челябинского базара — старинный и типичный собор в честь Рождества Христова. Он мрачный, с высокими сводами и с иконами старого письма. Массивные стены собора переносят нас в прошлое столетие», — так в 1909 г. описывал храм посетивший Челябинск журналист Николай Лендер10.
В соответствии с декретом об отделении церкви от государства, 3 апреля 1922 г. с общиной Христорождественского собора был заключен договор на пользование зданием и имуществом храма11. В том же году оттуда изъяли церковные ценности — всего 25 килограммов серебра. По этому поводу настоятель собора отец Петр Холмогорцев в интервью сотруднику челябинской газеты «Советская правда» пояснил, что собор сдал ценности, которые подлежали изъятию согласно декрету ВЦИК: «Само собой понятно, что на этот шаг советскую власть толкнул исключительно страшный голод. Представители губисполкома вели себя прекраснейшим образом, даже не дотрагивались до святыни руками, были вежливы и произвели очень хорошее впечатление на прихожан. Я благодарил их за такое отношение к совершению изъятия»12.

Рис. 5.jpg
Собор Рождества Христова. 1924 г. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

В 1924 г. собор передали обновленцам, с которыми 1 октября того же года был заключен новый договор. При общине тогда числилось три священника и один диакон, а прихожан насчитывалось 126 человек13. К 1930 г. относится первая попытка закрытия собора, когда административный отдел Челябинского горисполкома обратился в президиум горсовета с соответствующим письмом14.
Договор с общиной на пользование имуществом и зданием собора был продлен 25 декабря 1930 г.15. Однако после этого он недолго служил своим прихожанам. 9 сентября следующего года постановлением Челябинского горсовета храм был закрыт. В октябре 1931 г. распоряжением председателя горсовета Козицына в здание собора из Свято-Троицкой церкви перевезли экспонаты и имущество Челябинского музея местного края, но так как в нем еще находилось церковное имущество, то собор опечатали, и доступ в него был запрещен и верующим, и музейным сотрудникам. В конце 1931 г. вопрос о закрытии решился окончательно, при этом рассматривалась возможность переоборудования здания под музей16.
Председатель Общества изучения местного края Иван Николаевич Сверчков так описывал передвижения музея из одного здания в другое: «10 сентября 1931 г. председатель Козицын предложил свернуть работу музея. Свернули, упаковали в ящики все экспонаты. Но помещение музею не предоставили. И лишь 1 октября от секретаря горсовета была получена служебная записка, в которой предлагалось “все имущество музея в трехдневный срок перевезти из помещения бывшей Троицкой церкви в здание бывшего собора”. Помещение собора не было освобождено. Официально собор еще не был закрыт. Перевезенные экспонаты музея были помещены в собор, а так как имущество религиозного культа собора вывезено не было, то собор опечатали.
Таким образом, работники музея доступа к своим экспонатам не имели. И лишь в конце декабря 1931 г. было утверждено решение о закрытии собора, собор передали музею, но так как собор решили сносить, то ящики с экспонатами вскрывать не стали, дожидаясь предоставления музею нового помещения. Создалась необычайно напряженная обстановка: с одной стороны, торопили освободить от экспонатов музея собор, с другой стороны, помещения, куда можно было бы перевезти экспонаты, не давали.
Наконец, в июне 1932 г. началась спешная переброска экспонатов музея вновь в помещение бывшей Троицкой церкви… Пришлось проводить капитальный ремонт здания, и музей смог начать работу лишь с 1 мая 1933 г. В результате этих перебросок 20 месяцев музей не мог быть открыт для обозрения»17.
Часть имущества из Христорождественского собора в ноябре 1931 г. попала в фонды Челябинского музея местного края: плащаница, изготовленная в 1800 г. в Арзамасском девичьем Никольском монастыре, деревянная скульптура святителя Николая, иконы Божией Матери «Казанская», «Троеручица» и «Тихвинская», образ святого Иоанна Богослова, а также янтарные, хрустальные и стеклянные четки18. Часть этих предметов до сих пор хранится в фондах и представлена в постоянной экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала.
Рис. 6.jpg
Начало разрушения храма. 1932 г. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

13 сентября 1932 г. заместитель председателя Челябинского городского совета Брагин подписал постановление, определившее дальнейшую судьбу храма: «Имея в виду ветхость и непригодность помещения бывшего собора для использования под культурные и другие учреждения, а также полученный при разборке его строительный материал не покроет стоимости рабочей силы, предложить ГорФО передать помещение ликвидированного собора в безвозмездное пользование на слом отделу ГПУ для использования его на постройку нового здания ГПУ»19. Вскоре храм снесли, а из кирпича возвели четырехэтажное здание ОГПУ на улице Васенко. Сегодня здесь располагается Главное управление Министерства внутренних дел России по Челябинской области.
В. Г. Демаков,
сотрудник научно-исследовательского отдела

1 Чернавский Н. М. Когда возник город Челябинск? // Сборник материалов по изучению Челябинского округа. Кн. 1. Челябинск, 1927. С. 80.

2 ГАГШ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 340. Л. 31.

3 Лингвистическое краеведение на Южном Урале. Ч. II. Материалы к истории языка деловой письменности XVIII в. Челябинск, 2001. С. 74–75.

4 ГАГШ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 340. Л. 31 об.

5 Дегтярев И. В., Боже В. С. Купола над городом : исторические судьбы челябинских церквей. Челябинск, 1992. С. 16.

6 Там же.

7 Самигулов Г. Х. Из истории Челябинска. Кн. 1. Крепость и провинциальный город с 1736 по 1781 г. Челябинск, 2015. С. 81.

8 ОГАЧО. Ф. И-15. Оп. 1. Д. 2263. Л. 1.

9 Чернавский Н. М. К истории церквей в г. Челябе // Летопись добра : три века благотворительности на Южном Урале. Т. 3. Челябинск, 2006. С. 102–104.

10 Лендер Н. Н. По северу и югу (картинки России) // Исторический вестник : историко-литературный журнал. 1909. Т. CXV. Февраль. С. 762.

11 ОГАЧО. Ф. Р-220. Оп. 4. Д. 217. Л. 10 об.

12 Завалишин А. Сдача церковных ценностей в Челябинске // Совет. правда. 1922. 2 апр.

13 ОГАЧО. Ф. Р-220. Оп. 4. Д. 27. Л. 16 об.

14 Там же. Д. 34. Л. 92–93.

15 Там же. Д. 27. Л. 16 об.

16 Там же. Д. 94. Л. 209.

17 Боже В. С. Краеведы и краеведческие организации Челябинска (до 1941 г.) : справ. пособие. Челябинск, 1995. С. 39.

18 ОГАЧО. Ф. Р-627. Оп. 3. Д. 400. Л. 9.

19 Там же. Ф. Р-220. Оп. 4. Д. 112. Л. 5.



12.09.2022

Возврат к списку