Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Научные публикации

Жизнь рабочих Катав-Ивановска в 1953 г


Повседневная жизнь рабочих Катав-Ивановска в 1953 г.
(по материалам этнографической экспедиции Челябинского областного краеведческого музея)

В 1953 году в Советском Союзе начались аресты по так называемому "делу врачей", ушел из жизни И. В. Сталин, была создана первая в мире водородная бомба, началось строительство первого атомного ледокола… А как в это время жили рабочие в небольшом промышленном уральском городке? Используя результаты этнографической экспедиции, которую осуществили сотрудники Челябинского областного краеведческого музея (ныне — Государственный исторический музей Южного Урала), мы познакомимся с повседневностью рабочих Катав-Ивановска.
Основанный в 17551 году при чугуно-литейном заводе как рабочий поселок Катав-Ивановск, расположился в 320 км от Челябинска в горах на берегу реки Катав. На протяжении XIX в. Катав-Ивановский завод являлся одним из лучших в России: его домны давали в год свыше 100 тысяч пудов чугуна каждая против 35 тысяч в среднем по России и превосходили по производительности, экономичности, качеству выпускаемого чугуна лучшие иностранные образцы. 6 июля 1919 г.2 в поселке была установлена Советская власть. В годы первых пятилеток катав-ивановский цемент и стальные конструкции поставлялись на строительство крупных промышленных объектов страны. Были возведены мастерские по оказанию помощи кустарям в обработке деталей сельскохозяйственных машин, позднее на их базе был построен весовой завод.
Согласно сведениям, отмеченным в отчете сотрудницы музея А. Чекутовой, в 1939 году население города насчитывало 15 тысяч человек. В годы Великой Отечественной войны и послевоенные пятилетки город не развивался. К 1953 году население стало составлять 20 тысяч, основная часть населения проживает в центральной части города. В центре расположен пруд. Улицы центральной части города начинаются от пруда и идут параллельно заводу, заводской канаве и друг другу с северо-востока на юго-запад. От центральной площади идут улицы Карла Маркса и Дмитрия Тараканова. К северу от них идет ул. Октябрьская, к югу – ул. Пролетарская, Степана Разина, Красноармейская, Пугачевская, Свердловская, Красноуральская3.

Фото 1. Город Катав-Ивановск. Вид с пруда..jpg

  Город Катав-Ивановск. Вид с пруда. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

С 1917 года построено более 3-х тысяч домов, большую часть из них составляют деревянные одноэтажные дома. Учреждения передают в пользование рабочим многоквартирные и двуквартирные дома, построенные на основе прошлых традиций с учетом запросов трудящихся. В настоящее время литейно-механическим заводом строится два двенадцатиквартирных дома в центре города. Несмотря на значительные работы по жилищному и культурно-бытовому строительству, осуществленному за последние 10 лет, культурно-бытовое обслуживание населения отстало от развития промышленности. В городе отсутствовали благоустроенные жилые дома, мало школьных зданий, в связи с чем обучение проводится в 2 смены, в 3-ю же смену учатся взрослые. Клубы не имеют специальных помещений, размещены в приспособленых жилых домах, недостаточно количество детских учреждений, причем и они также не имеют специальных помещений. В городе нет гостиницы, есть только небольшой заезжий дом. Единственная баня на 36 мест не обеспечивает потребностей населения. Центральная часть города не имеет водопровода, а канализация сточных вод отсутствует вообще.

Фото 2. Дома цементного и литйено-механического заводов..jpg

Дома цементного и литйено-механического заводов. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Катав-Ивановск вырос за годы советской власти. Однако работы по строительству и благоустройству города ведутся еще недостаточно, многие требования рабочих еще не выполнены. В связи с этим перед городом Катав-Ивановском стоят большие неотложные задачи4.
Этнографический отчет другого исследователя Н. Овчинниковой позволяет познакомиться с населением города, которое в основном состоит из рабочих. В фабричных семьях до сих пор сохранилась религиозность. Во многих домах можно встретить иконы, которые весят рядом с портретами В. И. Ленина и И. В. Сталина. Люди еще охотно посещают церковь, особенно в религиозные праздники и по воскресеньям. Обычно в храм идут в праздничной одежде. Старушки же посещают церковь ежедневно. Часто венчаются и крестят детей5.
В городе есть школы. В основном образование заканчивается 7-ю классами, особенно у девушек. Улучшилось культурное обслуживание трудящихся, хотя нельзя сказать, чтобы оно было на высоком уровне. Почти в каждом доме есть радио, которое слушают все члены семьи. Многие выписывают газеты, преимущественно центральные («Правда», Гудок») и областные («Челябинский рабочий»). Местная газета «Авангард» не пользуется популярностью. Большинство школьников выписывает «Пионерскую правду». У многих жителей есть патефоны. Репертуар пластинок самый разноообразный, но преимущественно — классические народные песни и песни советских композиторов.
Молодежь увлекается спортом (лыжным, водным и др.). Но стадион работает плохо, не удовлетворяет запросов молодежи. Интересно отметить, что на существующей водной станции девушкам не принято купаться, и они не купаются на пляже. Их совсем нет. Женщины также осуждают тех девушек, которые выезжают на лыжах или на велосипеде в шароварах6.

Фото 3. Участники экспедиции.jpg

Участники экспедиции. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Заглянем в дом рабочих Прохоровых. Семья их состоит из 6 человек. Глава семьи – Владимир Капитонович, он работает на Южно-Уральской железной дороге (45 лет), его супруга Мария Петровна занимается домашним хозяйством (44 года). С ними живут дочери Римма (22 года) и Зина (9 лет), а также сыновья Геннадий (12 лет) и Виктор (5 лет). Римма учится на втором курсе в педагогическом институте г. Челябинска, до поступления девушка 3 года работала сверловщицей на литейно-механическом заводе, стала одной из лучших работниц-стахановок. В 1948 году Римма потребовала увольнения с предприятия, с целью получить профессиональное образование. Только с помощью прокурора ей удалось поступить в Казанское педучилище, которое она закончила в 1952 году.
Брат Риммы – Геннадий учится в 6-м классе, отличник. Увлекается фотографией. За отличную учебу ему родители подарили фотоаппарат «Любитель». Любит спорт, особенно футбол и плавание. Читает газеты и пионерские журналы «Затейник» и «Пионер». В пионерском отряде является председателем совета отряда. Младшая сестра Геннадия Зина учится во втором классе. Она очень хочет вступить в пионеры, чтобы носить галстук брата и учиться отдавать пионерский салют.
Прохоровы, как и многие рабочие в Катав-Ивановске имеют приусадебный участок, а также корову, овец и кур. Это оказывает влияние на их питание7.

Фото 4. Дворовые постройки.jpg

Дворовые постройки. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

В рабочей семье употребляли пищу 3 раза в день. Завтракали в 9 – 10 часов утра, обедали в 14:00. Ужин начинался в разное время, все зависело от сезона. Летом, например обедали поздно, после того как сделана работа по домашнему хозяйству, в основном в 21:00. Зимой ужин начинался на час-полтора раньше. В рационе семьи рабочего была как растительная, так и животная пища. Роль домашнего хозяйства снижается. Раньше хлеб в каждом доме выпекали ежедневно, а теперь только по праздникам. Его покупают в магазине. Пекут пироги с различной начинкой с изюмом или ягодами. Популярны курники и косники (пироги в форме треугольника). Готовят пельмени, широко распространены, как и раньше щи. Стол сервируется не деревянными, а металлическими ложками, вместо деревянных и глиняных чашек – эмалированная посуда («хлебальные» чашки и тарелки преимущественно из белой глины). Семья обедает из общей чашки. Бывает, что детям наливают в отдельную посуду. Гостям ставят отдельные тарелки. Практически у всех имеются самовары, чайники – редкость. Чайные чашки распространены больше чем стаканы. Широко используются в рабочих семьях вилки. Практически всю посуду и домашнюю утварь рабочие приобретают в магазинах.

Фото 5.Интерьер дома.jpg

Интерьер дома. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Некоторые традиционные блюда перестали употреблять, не едят кулагу, из которой пекли пряники солодельники. Редко готовят овсяные блины. Любимый напиток – квас. Часто варят брагу («кислушку»), обычно к праздникам. Самогон из ржаной муки уже не гонят. Обрядовую пищу употребляют в основном в религиозные праздники8. У рабочих на заводе преобладает домашнее питание. Они берут с собой из дома хлеб и молоко, несмотря на наличие столовых. Общественное питание становится популярным у молодежи, однако рабочих одиночек, оно не обеспечивает полностью в связи с отсутствием условий9.
В целом, пища жителей города Катав-Ивановска по составу, способу приготовления, традиционным блюдам подобна крестьянской. Связано это с тем, что жизнь рабочих в городе имела признаки деревенской действительности.

Фото 6. Местная жительница.jpg

  Местная жительница. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Она проявляется и в гардеробе населения. Женская одежда имеет большое разнообразие фасонов. Представительницы старшего поколения ходят в платьях из старого покроя, только без пышной отделки. Кофта надевается поверх юбки. Носят платки. Девушки только на работе повязывают косынки.

Фото 7. Местные жители.jpg

  Местные жители. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Мужчины на работе носят спецовки, под пиджак надевают чаще всего рубашку-косоворотку. На ногах ботинки или сапоги. Иногда брюки заправляют в сапоги. На голове носят фуражку. У молодежи летом популярны пиджаки. Широко распространено ношение калош зимой и летом. В них ходят и мужчины, и женщины10.

Фото 8. Мебелировщик Анатолий Васильевич Шибанов.jpg

Мебелировщик Анатолий Васильевич Шибанов. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Каждое из описаний характеризует тот или иной аспект жизни рабочих. Благодаря подробным сведениям, содержащимся в выбранных нами источниках, удается воссоздать «образ» жизни отдельного человека и соотнести его существование с ходом масштабных исторических событий целой страны.

Д.Е. Васильев,

сотрудник научно-исследовательского отдела

Примечания

1 Челябинская область: Энциклопедия в 7 томах. Челябинск : Каменный пояс, 2008. Т. 3. С. 143.

2Там же. С. 144.

3ГИМЮУ. Ф. 1306/11. Оп. 4. Д. 290. Л. 5-6.

4Там же Л. 8-9.

5ГИМЮУ. Ф. 1306. Оп. 4. Д. 292. Л. 2.

6Там же. Л. 4–5.

7Там же. Л. 5–8.

8ГИМЮУ. Ф.1306/1. Оп. 4. Д. 294. Л. 2-11.

9Там же. Л. 2.

10ГИМЮУ. Ф. 1306/11. Оп. 4. Д. 290. Л. 4.



17.05.2022

Возврат к списку