Приглашаем на открытые площадки выставки «Одна на всех Победа!»

Любимая народом «Песенка военных корреспондентов» (в оригинале у Константина Симонова — «Корреспондентская застольная») в исполнении челябинских музейщиков обрела вторую молодость, новый смысл и стала приглашением на новую экспозиционную площадку «Открытый мир».
Сейчас под волнообразной крышей «Открытого мира» размещаются фотовыставка, посвященная истории военных парадов на Южном Урале, и персональная выставка Александра Кондратюка «Герои войны». Вход на них свободный. Кроме того, на центральном входе в музей появилась выставка о «Рапорте большевиков Челябинской области И.В. Сталину». Также напоминаем, что выставка раритетной военной техники времен Великой Отечественной на «Красной площади» продолжит свою работу до 12 июля. Вход на нее также свободный.
Эти экспозиции – часть нашего грандиозного выставочного проекта «Одна на всех Победа!», подготовленного к 75-летию разгрома фашистской Германии. Целиком выставку можно будет увидеть после окончания карантина.



Реставрация холодного оружия: златоустовская шашка

Драгунская шашка образца 1881 года из фондов Исторического музея — прекрасный образчик наиболее универсальных приемов, к которым прибегает художник-реставратор для решения типичных проблем старинного холодного оружия.

В 2018 году эта шашка была одним из экспонатов выставки «Блеск золота и стали. Шедевры мастеров Златоуста». Перед реставратором стояла задача в ограниченное подготовкой выставки время привести ее в экспозиционный вид.

До реставрации по всей поверхности клинка шашки имелись многочисленные каверны, заполненные продуктами коррозии, и зазубрины на лезвии. Элементы эфеса были расшатаны, на деревянной рукояти — сколы древесины, трещины и пятна белой краски. Латунные части эфеса были покрыты патиной, бугристыми коррозионными образованиями, вмятинами, царапинами и отпечатками пальцев. Кроме того, вся поверхность шашки была покрыта старым защитным покрытием на основе олифы, которое пошло вздутиями и трещинками и этим только способствовало окислению металла.

Именно с механического удаления некачественного консерванта, а также рыхлых коррозионных соединений и загрязнений началась реставрация предмета. Плотные коррозионные соединения удалялись наложением тампонов, смоченных в 5-процентном растворе ортофосфорной кислоты. Поскольку это достаточно болезненная для металла процедура, кислоту потом нужно было смыть проточной водой, нейтрализовать ее остатки раствором едкого натра, почистить клинок металлической щеткой, промыть в дистиллированной воде и высушить в термостате.

После этого металл был готов к ингибированию, то есть преобразованию активных коррозионных процессов в пассивные. Для предварительного ингибирования использовалось нейтральное оружейное масло, а для основного — спиртовой раствор танина. Оба состава наносились на предварительно прогретый металл несколько раз с перерывом в сутки.

Последний этап — консервация. Но перед этим следовало устранить расшатанность эфеса и укрепить деревянную рукоятку. Первая задача была решена с помощью деревянных и кожаных прокладок между подвижными частями эфеса. Прокладки дополнительно обрабатывались клеем Paraloid B72. Трещины на деревянной рукояти были проклеены рыбным клеем с последующим плотным сжатием рукоятки струбциной. Затем она была законсервирована смесью скипидара и микрокристаллического воска.

Консервация клинка производилась микрокристаллическим воском, смешанным с уайт-спиритом в равных пропорциях. Состав наносился кистью и втирался фильтровальной бумагой и дубленой кожей. Процедура была проведена дважды.

Возврат к списку