Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Международный фестиваль фотографии «Фотофест»

2022


"Фотофест-2022". Первые итоги и комментарии


 Закончилась первая часть XIII фестиваля «Фотофест-2022», проходившего в Государственном историческом музее Южного Урала. С 12 по 15 мая на них работало жюри фотосалона Grand Eurasia 2022, прошло шесть выставок: «Челябинская область в фотографиях 2019-2021», выставка российских и зарубежных участников салона Grand Eurasia 2020, Работы с Кубка мира FIAP 2020, проходившего в Историческом музее два года назад, выставка «Фотограф года-2021» и персональная фотовыставка Дмитрия Челяпина «Зимние Олимпиады 2022».


Состоялось и творческие встречи с гостями фестиваля: Александром «Ежом» Осиповым (Екатеринбург), Элиной Гариповой (Уфа) и с Александром Дымниковым (Санкт Петербург). До 31 мая продлится конкурс «Майский фотомарафон».

В рамках последней встречи удалось сформулировать ответ на вопрос «какая фотография претендует на право быть произведением искусства?».
A54T2623.JPG

Александр Дымников предложил такое определение: художественная фотография в отличие от остальных имеет эстетическую ценность, она вложена автором, и она первична.

Все творческие встречи можно посмотреть в записи, каждая содержательна, спикеры дают много информации для размышления:




12 мая ветеран челябинской фотографии Евгений Ткаченко встретился в музее с гостем из Пензы Сергеем Майоровым — представителем FIAP (Международная федерация фотографического искусства) в России, известным фотохудожником, создавшим всероссийский клубный фотоконкурс «Берега». Разговор шёл и о творчестве, и о магии фотографического искусства, которую далеко не всем дано постигнуть.

Говорит главный вдохновитель фестиваля, директор исторического музея Южного Урала, председатель Челябинского регионального отделения Союза фотохудожников России Владимир Богдановский:
_SHU0373.jpg

«Хочу объяснить, для чего в нашем музее проводятся «Фотофесты». Дело в том, что эти фестивали год за годом питают музей информацией о времени, о событиях, происходящих в Челябинске и на Южном Урале. Благодаря этому в наших фондах есть снимки, которые рассказывают о нашей области везде: за рубежом, в столицах и в маленьких муниципальных музеях. Множество фотовыставок по истории Челябинской области (практически на любую тему) уже состоялись и будут проводиться дальше. Собрана богатая коллекция, представляющая весь XX век, показанный глазами фотографов.
…Нынешний «Фотофест» помолодел. Мы стараемся, чтобы состав участников менялся, чтобы не было застоя ни в творчестве известных авторов, ни в фестивальных номинациях. Отслеживаем все новости фотографического сообщества Челябинска, отмечаем подающих надежды молодых авторов. Мы не стремимся заполучить их всех в студию «Каменный пояс»; просто хотим объяснить, в каком направлении они могут расти и развиваться — как в Челябинске, так и на мировом уровне. Теперь о конкурсе Grand Eurasia 2022. Это международный конкурс, организованный Международной федерацией фотографического искусства (FIAP). Очень много вопросов появилось к FIAP и к нам, российским организаторам, со стороны тех, кто против участия России в каких-либо международных художественных конкурсах и, по сути, против лозунга «Фотография – посол мира».
Россия заявилась с конкурсом Grand Eurasia под эгидой FIAP (участвуют 52 страны из 80 стран-участниц — редкий случай!) и получила разрешение на его проведение. Федерация не закрыла нам дорогу, вице-президент FIAP участвует сам в конкурсе, предоставив коллекцию своих работ. Многие ведущие фотографы мира дали нам свои коллекции из принципа — потому что поддерживают устав федерации где сказано: «Фотография – вне политики». И это очень важно, особенно в свете последних международных событий. Выставка победителей конкурса Grand Eurasia 2022 у нас появится в июле, на ней мы соберем победителей конкурса».



 Комментирует куратор «Фотофеста», заведующий отделом фотонаследия Максим Грицук:

«Встречи, творческие разговоры, общение – это было главное на «Фотофесте». Но нужно еще провести жюри майского фотомарафона, объявить победителей, провести итоговую выставку и подготовить выставочный каталог. Впереди – открытие выставки Grand Eurasia 2022, приезд в Челябинск его победителей и кого-то из членов жюри. Так что впереди еще много событий, имеющих непосредственное отношение к «Фотофесту-2022».


А теперь слово гостям «Фотофеста-2022».

_SHU0626.jpg

Анна Баженовская, член жюри «Евразии» (г. Москва):
«Спасибо Владимиру Богдановскому и Рашиду Усманову за приглашение на судейство великолепного конкурса Grand Eurasia под эгидой FIAP. Судить объективно и не поддаваться эмоциям — это самое сложное. На мой взгляд судейство прошло замечательно, победили отличные работы. Я видела небольшое превью и мне кажется, что в июле будет очень крутая выставка в замечательном музее – надеюсь прилететь на её открытие».



Сергей Майоров (г. Пенза):
«Нынешний конкурс Grand Eurasia проводится по-новому – теперь это «круговой» конкурс, где работы оценивают члены жюри, разделенные на три «тройки». Что касается фотомарафона, то у него тоже поменялся формат (теперь можно снимать на протяжении всего мая в любой точке России) — и это хорошо. Порадовала четкая организация фестиваля, спайка «Гранд Евразии» и Исторического музея. Ваш музей — как родной дом для челябинских фотографов и гостей из других городов! Все три состава жюри провели в Челябинске несколько дней и у всех нас сложилось впечатление, что мы никуда не уезжали из дома — настолько на «Фотофесте» радушная и теплая атмосфера».




Александр Дымников (г. Петербург):
«Музей у вас просто шикарный, я его прошел от начала до конца — все сделано современно и со вкусом. Что касается фотоконкурса Eurasia, то интересно было участвовать в работе жюри с коллегами и обсуждать особенности развития современной фотографии. Раньше я не очень близко соприкасался с фотографиями, созданных под эгидой FIAP, но после нескольких дней размышления понял, что эти работы поражают мое воображение — причем в информационном, а не в эстетическом канале восприятия. Это наблюдение пробное, но я склоняюсь именно к нему».



Возврат к списку