Международный фестиваль современного искусства «Дебаркадер»

2021


Седьмой фестиваль современного искусства «Дебаркадер», проходивший в Государственном историческом музее Южного Урала с 1 по 7 ноября, был экспериментальным, а эксперимент — это всегда риск. Сейчас можно смело утверждать, что риск себя оправдал. Физическая аудитория мероприятий «Дебаркадера», как и прогнозировалось с учетом ковидных ограничений, составила около 1000 человек. А в режиме онлайн за ними следили более 125 тысяч зрителей.

В отличие от предыдущих лет, где акцент делался на театральной и поэтической программах, в этот раз было решено попробовать что-то принципиально новое. Центральными событиями фестивальной программы стали танцы и татуировка. Не всем постоянным посетителям «Дебаркадера» эти перемены пришлись по вкусу. В то же время они помогли привлечь к фестивалю свежую аудиторию. Что до споров о том, можно ли отнести выбранные направления к современному искусству, то вот пример: выставки, посвященные татуировке, проводили у себя Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) и Корнельский музей изящных искусств (Флорида). Выход этого направления в актуальное культурное пространство уже зафиксирован, о чем говорил, в частности, гость «Дебаркадера» тату-эксперт Константин Тайл (Санкт-Петербург). Как показал фестиваль, в татуировке сегодня работает множество талантливых художников, и она уже не имеет ничего общего с тюремными или армейскими наколками, с которыми ее многие по привычке ассоциируют. Для многих носителей нательных изображений татуировка также стала формой художественного самовыражения.

Что касается танцев, то это направление было подсказано, с одной стороны, открытыми танцевальными уроками на Летней эстраде музея, а с другой — открытием в 2021 году возрожденного Зала общественного собрания в доме Покровского, где в XIX веке проводились городские балы. Благодаря участникам студии исторических танцев «Гаттака» настоящие балы в аутентичных костюмах спустя 150 лет вернулись в стены исторического здания. Чем не перформанс?

— Когда мы реставрировали Зал общественного собрания, мы мечтали, чтобы он снова ожил, чтобы здесь звучала музыка и танцевались старинные танцы. Я рад, что это случилось и я смог увидеть это своими глазами, — подчеркнул директор Исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский.

Отдельно стоит сказать о технической стороне нынешнего «Дебаркадера». Впервые основные события фестиваля полностью транслировались в прямом эфире в сети интернет. Благодаря этому аудитория «Дебаркадера» выросла по сравнению с предыдущими годами многократно.


Возврат к списку