Международный фестиваль современного искусства «Дебаркадер»

Design


Дизайн на «Дебаркадере»

Сама идея отнести к современному искусству дизайн и, мало того, сделать отдельную дизайн-площадку в рамках фестиваля современного искусства «Дебаркадер» кому-то может показаться крамольной.

Известно же, что дизайн — не искусство, а уж для настоящего художника слово «дизайнер» и вовсе звучит как оскорбление: ведь он, художник — творец, создает новые миры, выражает себя, а дизайнер — лишь обычный ремесленник, который обслуживает бизнесменов с деньгами: логотипчик состряпать, буклетик заверстать упаковку оформить или растяжку рекламную по-быстрому собрать, чтобы оповестить все население о выходе нового прекрасного продукта, за которым оно должно выстроиться в очередь.

Но все же такой взгляд на дизайн — взгляд ограниченный и примитивный. Конечно, ключевое отличие дизайна от искусства в том, что дизайнер, помимо художественных, решает еще и целый набор утилитарных задач своего клиента: увеличить продажи, уменьшить расходы, сделать товар/услугу/фирму узнаваемыми и так далее.

Искусство в этом смысле независимо и самодостаточно: оно может послужить утилитарной цели (как в известном мультфильме, «От этой картины очень большая польза, она дырку на обоях закрывает»), но только после того, как автор произведения создал его таким, каким он считал нужным («я — художник, я так вижу»).

Сторонники позиции «дизайн — не искусство» часто приводят в пример флаер, рекламную листовку, которую мы получаем от молодого парня или девушки, раздающих их на улице или в крупном торговом центре. «Флаер, безусловно, дизайнерский продукт, но разве это искусство?» — говорят они. Но все ли картины тех, кто называет себя художником, действительно искусство? Другими словами, можно ли говорить, что все, созданное художником — искусство, а все, что создано дизайнером — нет? Ответ тут очевиден, и сегодня лучшие образцы дизайна — это безусловно искусство в той же мере, в которой искусством являются лучшие образцы живописи, скульптуры, музыки.

Дизайн для нас — это деятельность по преобразованию мира, среды, которая нас окружает, через предметы, объекты и образы, создаваемые дизайнерами, поэтому дизайн-площадка фестиваля всегда строится по формуле «образы+люди», давая возможность всем посетителям погрузиться в пространство современного мирового дизайна на выставках, познакомиться с прекрасными мастерами во время их лекций и поработать с ними во время мастер-классов.

Образы

Выставки дизайн-площадки всегда демонстрируют самые интересные российские и международные проекты: в 2016 году это были выставка лучших работ в области типографики и шрифта Type Directors Club из Нью-Йорка, а также кураторский проект Андрея Логвина — выставка текстовых плакатов «Я бы обнял тебя, но я просто текст».

В 2017 году все пространства площадки заполнила одна выставка «Золотая пчела. Полёт в четверть века» — выставка избранных работ (всего лишь 1/7 часть!) Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела», пожалуй, самой большой мировой биеннале графического дизайна на сегодняшний день.

В 2018 году выставки площадки вышли из стен музея на улицу: прямо на набережной реки Миасс у музея состоялась на тот момент, наверное, самая длинная выставка плакатов звёзд мирового дизайна в Челябинске (более 83 метров!) — выставка международного проекта «Толерантность» (куратор проекта — Мирко Илич, Нью-Йорк), дизайн-площадка фестиваля стала первым местом в России, где была показана эта выставка. Некоторых челябинцев настолько поразили эти плакаты, что они, не дождавшись окончания выставки, унесли их с собой.

Помимо этого, дизайн-площадка 2018 года под единым названием «Плакат без границ» приняла четыре проекта: выставки «1917-2017» и «Цареубийство», посвященные осмыслению современными дизайнерами двух важных дат из истории России — 100-летия Революции и 100-летия расстрела царской семьи, выставку «Gemaakt In Nederland» с работами лучших голландских дизайнеров и «East West Post» — дизайн-акцию Московского международного фестиваля «Типомания» — 24 шелкографских листа (оригиналы, а не цифровые копии!) известных графических дизайнеров со всего мира, трактующих тему Востока и Запада.

В 2019 году дизайн-площадка впервые показала выставку, которая была специально собрана для фестиваля, — «Путь в дизайне», на которой были представлены работы тех, кто по сути сформировал современный российский графический дизайн в 1990-х — начала 2000-х годов: Юрий Сурков, Юрий Гулитов, Игорь Гурович, Эрик Белоусов, Андрей Шелютто. Уникальность этой выставки в том, что на ней были представлены как работы «тех лет», так и работы «сегодняшнего дня». Второй выставкой 2019 года была выставка «Типомания на Дебаркадере» — выставка избранных работ Московского международного фестиваля «Типомания», где были представлены Никлас Трокслер и Анник Трокслер из Швейцарии, студии Lava и The Rodina из Голландии.

Помимо выставок мы всегда стараемся показывать актуальные фильмы о дизайне и обсуждать их со своими посетителями и гостями. В 2016 году благодаря студии SHANDESIGN Сергея Шановича были показаны «Art of Type: известные русские дизайнеры о кириллице и шрифте в целом», «Современный русский дизайн», эксклюзивные интервью с Михаилом Аникстом, Петром Банковым и Артемием Лебедевым. В 2017 году на фестивале состоялась российская премьера фильма «Графические средства. История производства в графическом дизайне» (Graphic Means), снятом Бриар Левит (США). Для показа на фестивале были специально созданы русские субтитры, которые затем стали официальным переводом фильма на русский язык. В 2018 году был показан документальный альманах «100 лет дизайна», снятый онлайн-школой дизайна BangBangEducation при поддержке Издательства Яндекса, а в 2019 году — киноальманах «33 слова о дизайне» также снятый BangBangEducation при поддержке Yellow Images.

Люди

Гости дизайн-площадки фестиваля — это прекрасные мастера, чьё отношение к дизайну, к работе и жизни в профессии вдохновляет всех без исключения и задаёт систему координат для тех, кто только начинает свой путь в дизайне. В 2016 году гостями дизайн-площадки стали известный шрифтовой дизайнер Илья Рудерман, который говорил о «сегодняшнести» в шрифте и типографике, а также о новом проекте type.today, и одна из легенд современного российского дизайна — Андрей Логвин, плакатист, художник, дизайнер, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства, который не только открыл выставку своего кураторского проекта, провёл мастер-класс «Я хочу иметь текст с тобой!», но и выступил с печатным шоу «Невыносимая тяжесть слов», где главными действующими лицами были он сам и трёхтонный асфальтовый каток. Гость 2017 года — Юрий Гулитов, дизайнер, плакатист, шестикратный лауреат «Золотой пчелы», работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее и других музеях дизайна по всему миру. Он был на фестивале с лекцией «От шрифта к плакату» и мастер-классом «Поэзия в пространстве плаката», проходившем в коллаборации с поэтической программой «InВерсия»: участники мастер-класса в течение двух дней работали над плакатами на основе строк стихотворения Екатерины Симоновой, которые в конце были собраны в одно визуальное высказывание-стихотворение. Гости 2018 года были из Санкт-Петербурга. Первый гость — Митя Харшак, дизайнер, главный редактор и издатель журнала «Проектор», прочитал лекцию о современном голландском графическом дизайне и провёл мастер-класс «Графическая археология», на котором участники мастер-класса сначала находили народные шрифтовые артефакты на улицах Челябинска, создавали на их основе шрифты, поэты-участники программы «InВерсия» на основе фотографий этих артефактов создавали стихотворные строки, которые затем превращались в плакаты с использованием созданных дизайнерами шрифтов. Второй гость — Андрей Люблинский, художник и дизайнер, активно работающий в сфере Public Art, автор тех самых нашумевших «красных человечков» в Перми, два дня рассказывал «О ловкости, умении делать фокусы и другие манипуляции, вызывающие удивление и восторг окружающих», показывая свои проекты и сферы public art и графического дизайна, а также провёл мастер-класс по «Спортивно-художественному ориентированию», на котором участники в условиях ограниченного времени и бюджета создавали проекты арт-объектов для городской среды. Гостями 2019 года стали Александр Васин и Наталья Вельчинская, дизайнеры, преподаватели и организаторы Московского международного фестиваля «Типомания». Александр прочитал лекцию «Много букв» о типографике и том, что нужно знать начинающему дизайнеру в этой сфере, а на двухдневном мастер-классе «Как стать арт-директором» участники смоделировали реальную ситуацию работы дизайнера и арт-директора, которым нужно вербальные образы превратить в визуальные.

Как видите, дизайн-площадка фестиваля «Дебаркадер» — это пространство трансформации: пространство для простого зрителя, трансформирующее его представление о современном дизайне, заставляющее задуматься о том, что же такое дизайн; пространство для дизайнера, преобразующее и обогащающее его визуальный язык; пространство для студента, меняющее его представление о профессии и дающее ориентиры в профессиональном мире. Пространство, которое трансформирует всех, попадающих в него.


Возврат к списку