Государственный исторический музей Южного Урала

300 000
предметов в фондах
250 000
посещаемость за год
100
проектов и выставок в год

Международный фестиваль современного искусства «Дебаркадер»

Te_Art


У театральной программы фестиваля современного искусства «Дебаркадер» всегда есть как минимум две составляющие.

Первая составляющая:

В программе фестиваля неизменно присутствуют спектакли, уже признанные образцами актуального, авангардного искусства театра, отмеченные поисками в области формы и смысла.

Это променад-спектакль из Санкт-Петербурга (номинант «Золотой маски» - постановка «Разговоры беженцев» по Брехту), сыгранный актерами Максимом Фоминым и Сергеем Волковым на Челябинском железнодорожном вокзале и оставивший незабываемое впечатление).

Это десант из Екатеринбурга — театральная платформа «В центре» Ельцин-центра трижды была на «Дебаркадере» со своими спектаклями «Война, которой не было», «Шпаликов» и «Карусель».

Это гости из Перми —   спектакль «Техника молодежи» (театр «Большая стирка») и «Летели качели» (театр «Новая драма»), Нижнего Тагила — «Число Х» по мотивам творчества Велемира Хлебникова (Новый молодежный театр), из Озерска — «Лейтенант с острова Инишмор» и вербатим «Сборная СССР».

Вторая составляющая:

Спектакли, читки, лекции и творческие встречи, подготовленные специально для «Дебаркадера», его эксклюзив. В истории фестиваля три таких постановки:

Это «Ты меня любишь, Соня Кривая?» (пьеса Константина Рубинского и Полины Бабушкиной, режиссер Олег Хапов), «Человек из Подольска» (совместный проект с Челябинским молодежным театром, пьеса Дмитрия Данилова, режиссер Олег Иванов) и «Я на границе тебя. Ты на границе меня» (пьеса Егора Черлака, режиссер Олег Хапов).

Все постановки имели большой успех у публики и серьезный резонанс на всероссийском уровне. Челябинским спектаклем «Я на границе тебя. Ты на границе меня» открывался столичный фестиваль «THEATRUM-2019». Этот общероссийский фестиваль поставленных в музеях спектаклей был организован Институтом театра «Золотой маски» и Благотворительным фондом Потанина, и проходил на театральной площадке «Боярские палаты» (г. Москва).

Важно, что в каждом из этих спектаклей их участники (режиссеры, актеры, драматурги и художники) блистали новыми гранями своего таланта, что вызывало всплеск интереса к ним и в их профессиональном сообществе. Очень востребованным режиссером после «Человека из Подольска» стал Олег Иванов. После ролей в «Соне Кривой» и «Человеке из Подольска» Иван Яковлев стал главным молодым героем челябинской сцены, любимцем публики и героем девичьих грез. Признанные мастера Влад Морозов и Елена Пришвицына (Театр современного танца Ольги Пона) в спектакле «Я на границе тебя…» выступили как драматические актеры, причем весьма незаурядные.

О челябинском театре современного танца Ольги Пона — отдельный рассказ. Этот театра — верный спутник и участник «Дебаркадера» с момента рождения фестиваля в 2015 году. В 2019 году коллектив наконец-то обрел свой дом — ДК завода металлоконструкций. И премьерная постановка в новом доме (спектакль-путешествие «Металлочка», посвященный истории театра и самого ДК) состоялась именно в рамках фестиваля «Дебаркадер-2019».

Некоторым участникам театральный «Дебаркадер» дал настоящую путевку в жизнь. Так, на фестивале 2019 года приятным открытием стал вечер «Рожденные в 1990-е»: театрализованная читка пьес молодых драматургов («Нелюбинка» Тимура Тимеркаева и «Дебаркадер» (счастливое совпадение!) Элины Петровой, с участием студентов актерского курса Челябинского института культуры. И у драматургов, и у будущих актеров это был первый выход к публике. Все волновались, и все были счастливы тем, что читка вызвала живой интерес публики и замечательную дискуссию после читки. Кстати, такие обсуждения сопутствуют практически всем театральным событиям «Дебаркадера».

И даже признанные драматурги на «дебаркадеровских» читках порой открываются по-новому, в неожиданных ракурсах. Именно так было на марафонах, посвященных творчеству драматургов Егора Черлака и Анастасии Малейко. Так было на читках пьес «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» Артура Соломонова и «Смерть театрального критика» (финский автор Joakim Groth).

Не отставали от драматургов с актерами и театральные художники. Настоящим событием первого фестиваля стала выставка Елены Сластниковой (художник театра оперы и балета) «Белый остров». На «Дебаркадере-2016» Виктор Плотников (сценограф знаменитого спектакля Вячеслава Полунина «Снежное шоу») представил выставку «Механизмоиды и демонизмы дедушки По» с уникальными арт-объектами, а после сыграл свой настольный балет марионеток «Кармен» — спектакль, которому аплодировали на фестивалях в США, Ирландии, Швейцарии, Германии, Франции.

Фестивальные действа «Нового художественного ансамбля» классика челябинского авангарда Льва Гутовского и уличные представления «Студии М» Радика Рябкова — все это стало фирменной составляющей «Дебаркадера». Перформансы «Студии М» (с них четыре года подряд открывались «Дебаркадеры») — это во многом тоже образец визуального театра, театра художника, завораживающего и дерзкого. А иногда прямо-таки огненного. Чего стоил только их пылающий огромный куб на площадке возле Исторического музея, вызвавший жгучий интерес не только у толпы зрителей, но и у пожарной бригады, примчавшейся к месту возгорания в поздний вечерний час.

Все эти театральные открытия челябинского фестиваля (имена, названия, темы, новые формы) идут в большую жизнь, начинают искать себя на других сценах, в новых проектах. И порой они возвращаются в «Дебаркадер» — но уже с новыми идеями.


Фотографии

Возврат к списку