Государственный исторический музей Южного Урала.

История создания

4_185.jpg

Днем рождения Государственного исторического музея Южного Урала принято считать 1 июля 1923 года. В этот день в особняке братьев Яушевых в Челябинске открылся Музей местного края. Газета «Советская правда» сообщала об этом событии так:

«1-го июля сего года состоялось скромное торжество – открытие в г. Челябинске музея местного края… Создались благоприятные условия для изучения чрезвычайно богатого и интересного края не наезжими учеными и экспедициями, а силами местных исследователей».

Автором корреспонденции был Иван Гаврилович Горохов — основатель и первый директор музея.

«Глубокая внутренняя культура, поразительная скромность, разносторонность знаний в сочетании с умением применять их на практике и передавать окружающим, удивительная аккуратность, четкость в работе, бережное отношение к научному достоянию»», — так отзывался об этом человеке писатель, краевед и общественный деятель В.П. Бирюков.

Иван Горохов происходил из семьи мелкого торгового служащего. Детство провел в Кургане и Тобольске. После окончания духовной семинарии (где учился по желанию рано умершего отца) он продолжил обучение сначала в Казанском, потом в Санкт-Петербургском университете, на естественнонаучном отделении физико-математического факультета. Успешно завершив учебу в 1914 г., он стал преподавать естествознание и географию в Нижнетагильском реальном училище, а с 1915 г. — в Челябинском.

Страсть к собирательству и музейному делу возникла у Ивана Гавриловича еще в годы учебы в Тобольске, а расцвела во всю силу в Челябинске. В 1918 г. он стал одним из организаторов Приуральского общества изучения местного края и приступил к формированию коллекций будущего краеведческого музея.

 ученик Моск.реального училища 1903-04 гг.

Стоит отметить, что Иван Гаврилович начал свою деятельность не на пустом месте. Еще в 1913 г. группа энтузиастов из числа местной интеллигенции во главе с И.М. Крашенинниковым (впоследствии известным советским ботаником, чьи гербарии начала XX в. музей хранит до сих пор) начала сбор коллекций для планируемого музея. Первую выставку на основе этих коллекций Челябинск увидел уже в 1918 г.

К сожалению, часть экспонатов была утрачена в середине 1919 г., когда под Челябинском развернулось сражение между силами красных и армией Колчака. После того как колчаковцы окончательно оставили Челябинск, Губернский отдел народного образования возобновил работу по созданию музея, поручив это И.Г. Горохову. В фондах Исторического музея хранится документ Челябинского губернского революционного комитета, датируемый августом 1919 г. Он вменял в обязанность И.Г. Горохову охрану, разбор и перевод «культурных ценностей, как то: книг, нот, картин, статуй, игрушек и т. д., а также музыкальных инструментов, имеющихся в оставленных квартирах». Так началась большая и кропотливая работа по комплектованию музейных фондов.

Осенью 1922 г. Челябинский губернский исполнительный комитет, дав положительную оценку трехлетней деятельности И.Г. Горохова «при наличии невероятно тяжелых объективных условий по собиранию музея», принял решение о выделении денежных средств и здания — дома купцов Яушевых,— где музей работал до 1929 г.

2- эдание музея по ул. труда, 98 1927 г..jpg

9 января 1924 г. музей посетил народный комиссар просвещения А.В. Луначарский. После его визита музей издал листовку с таким отзывом:

«Луначарским было выражено удивление по поводу того, что несмотря на свою юность, музей имеет ряд ценных коллекций… На прощанье тов. Луначарский предложил обращаться в необходимых случаях к нему лично и в книге посетителей музея сделал следующую запись: «Посетил музей, составленный с большой любовью и знанием дела. От души желаю молодому делу быстрого развития. Нарком по просвещению А. Луначарский».

Действительно, уже тогда музею было чем гордиться. Например, коллекцией монет Н.К. Минко в 1000 экземпляров (античных, средневековых, восточных). Музей располагал археологической коллекцией этого же составителя по следам раскопок 1906–1910 гг. Также в музее была ботаническая коллекция начала XX в. И.М. Крашенинникова и богатая этнографическая коллекция.

С.Н. ДурылинПервый директор И.Г. Горохов в своей работе опирался на активистов музейного дела и исследователей из Общества изучения местного края, созданного при музее и включавшего несколько секций. Одним из ведущих специалистов был С.Н. Дурылин (в будущем — известный ученый-филолог, профессор искусствоведения), сосланный из столицы за религиозные убеждения. В 1923-1924 гг. он работал в челябинском музее археологом, исследовал курганы эпохи бронзы, систематизировал нумизматическую коллекцию, формировал этнографическую. В 1924-1925 гг. С.Н. Дурылин руководил археологическими раскопками в окрестностях Челябинска.

В 1930-е гг. И.Г. Горохов привлек к работе в музее еще одного крупного ученого-археолога — К.В. Сальникова. Тот впоследствии скажет, что лишь благодаря первому директору челябинский музей выдвинулся в ряды лучших провинциальных научно-исследовательских организаций, занимающихся вопросами археологии. С тех пор ни одна работа по вопросам палеолита, эпохи бронзы и скифо-сарматского времени в Приуралье не обходилась без привлечения материалов челябинского музея.

9 Здание б.св-тр. церкви где разместился музей.jpg

1930-е гг. были осложнены многочисленными переездами. В ноябре 1929 г. музей ненадолго перевели в здание бывшей Свято-Троицкой церкви. Но уже в сентябре 1931 г. распоряжением председателя горсовета экспонаты и имущество отправили в Христорождественский собор. Однако постройка середины XVIII в. оказалась непригодной из-за сырости, низкой температуры и слабой освещенности. Поэтому в июне 1932 г. музей вернулся обратно в здание Свято-Троицкой церкви и находился там до 1989 г. Три переезда в течение трех с половиной лет — серьезное испытание для музейной коллекции!

Тогда же было упразднено Приуральское общество изучения местного края, разделившее судьбу аналогичных учреждений на территории СССР. Это стало тяжелым ударом для местных краеведов. Не миновали их и репрессии: в 1937 г. были арестованы сотрудники музея Д.М. Бабин, И.Н. Сверчков, М.А. Протасов.

Изменилось отношение власти к музеям. Их стали рассматривать как идеологические учреждения, обязанные прежде всего пропагандировать достижения советского строя.

Так в 30-е гг. в челябинском музее появились отделы и экспозиции, рассказывающие о строительстве новых заводов, социалистическом соревновании и передовиках производства. Вопросы изучения истории и природы края отошли на второй план.

10 - переезд музея в здание троицкой церкви. 1929 г..jpg
11 - экспозиция. 1930 г..jpg
12 экспозиция 1930 г..jpg

«Сороковые роковые» и послевоенные годы

Трудный период музей пережил в годы Великой Отечественной войны. Был нарушен режим работы, экспозицию демонтировали, значительную часть коллекций перевезли в здание мечети на ул. Елькина. И.Г. Горохов сумел сохранить музейные коллекции несмотря на то, что порой оставался единственным сотрудником. В музее хранятся документы, в которых Иван Гаврилович сообщает о невозможности прийти на совещание, так как не на кого оставить музейные ценности.

В 1943 г. музейно-краеведческий отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР отметил научно-исследовательскую и консультативную работу Челябинского областного краеведческого музея. С 1944 г. в музее открываются выставки, посвященные подвигам советского народа на фронте и в тылу. В 1945 г. Верховный Совет СССР награждает И.Г. Горохова медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После войны И.Г. Горохов не раз обращался к руководству области с просьбой о строительстве специализированного здания для музея. Удалось добиться лишь разрешения на строительство перекрытия в здании церкви. Так появился второй этаж, и почти в два раза увеличилась экспозиционная площадь. Директором музея Горохов работал до 1957 г., а затем еще два года занимал должность главного хранителя фондов.

13 выставка 1946 г. заводы.jpg
15 заводы Челябинска в годы войны. выставка 1946 г..jpg
14 выставка 1946 г..jpg

После Ивана Горохова музеем руководили: П.В. Мещеряков (1957–1960), Д.И. Ткалич (1960-1961), Я.В. Трофимов (1961–1964), Н.П. Казанцева (1964–1977), Н.С. Алексеевских (1977–1982), В.П. Васильев (1983–1986), Н.А. Ваганова (1986), А.Г. Савченко (1982, 1986–2004). При А.Г. Савченко в 1989 г. здание Свято-Троицкой церкви вернули верующим, после чего 17 лет большая часть коллекций хранилась в фондах.

Фондохранилище. Каслинская, 15
Фондохранилище. Каслинская, 15
Фондохранилище. Каслинская, 15

Музей на рубеже веков

В 1990-е гг. фонды музея активно пополнялись материалами, посвященными проблемам общественно-политической жизни страны. Подробно был задокументирован бурный период региональной истории, связанный с появлением новых политических партий, общественных организаций и ходом предвыборных кампаний.

Музей на пр. Ленина, 49 с 1984 по 2006
Экспозиция на пр. Ленина, 49
Сотрудники на пр. Ленина, 49

Научная жизнь в музее тоже не стояла на месте. На основе археологических коллекций, сформированных по результатам собственных музейных экспедиций, сотрудники музея В. Булдашев и Д. Нелин защитили кандидатские диссертации. Большой вклад в пополнение фондов вносили историко-бытовые экспедиции в горнозаводские районы Челябинской области. Совместно с Челябинским государственным институтом культуры музей проводил ежегодные научные конференции «Природное и культурное наследие Южного Урала».

Переезд в специализированное здание

Скоро будет новое здание

В 2001 г. губернатор Челябинской области П.И. Сумин принял решение о строительстве для Челябинского областного краеведческого музея специализированного здания. В 2003 г. на берегу р. Миасс был заложен первый камень. Место для строительства выбрали не случайно: именно здесь в XVIII в. стояла Челябинская крепость, давшая начало городу. Автор архитектурного проекта, директор института «Челябгражданпроект» С.Ф. Якобюк, этот факт учел, и поэтому здание своими очертаниями напоминает старинную крепость с двумя башнями.

Общая площадь нового здания составила 10,5 тыс. кв. м. Наряду с экспозиционными и выставочными залами здесь расположились помещения для хранения фондов (около 300 тыс. предметов), лаборатории реставраторов и таксидермиста, конференц-зал, библиотека, мастерские, служебные кабинеты, складские помещения.

Строительство
Строительство
Внутри строящегося здания

Канун переезда в новое здание был началом больших перемен. В 2004 г. директором Челябинского областного краеведческого музея стал Заслуженный работник культуры РФ, председатель Челябинского отделения Союза фотохудожников России, действительный член Академии Российских энциклопедий Владимир Иванович Богдановский, возглавляющий учреждение по сей день. По его инициативе была проведена перепланировка и частичная перестройка некоторых помещений, в результате чего появилось четыре дополнительных экспозиционных зала в цоколе здания.

Постоянная экспозиция

Особое место в системе музея занимает экспозиция «Детский музей». Это синтез музея, театра и игровой площадки, где проходят выставки, практические занятия для детей и лекции для родителей. Изюминка Детского музея еще и в том, что там не действует запрет «руками не трогать». Идея создания Детского музея также принадлежит В.И. Богдановскому.

Постоянная экспозиция

Весной 2009 г. на крыше Восточной башни музея открылась экспозиция «Музей на крыше», работающая в летний период. Смотровая площадка занимает 600 кв. м., с нее открывается панорама на историческую часть Челябинска. В экспозиции представлены архивные фотографии, пейзажные зарисовки, карты и планы застройки города.Музей на крыше

Осенью 2012 г. у Западной башни музея, на набережной р. Миасс открылась геологическая экспозиция под открытым небом «Сад камней». Там представлены практически все горные породы, которыми славен Южный Урал. Основу коллекции составили камни, ранее размещавшиеся в сквере у Дворца спорта.

Романовский залВ 2013 г., к 400-летию Дома Романовых, в здании музея появился новый зал, названный Романовским. Одной из первых его посетила Великая Княгиня Мария Владимировна Романова. В зале размещаются портреты русских царей, предметы искусства XIX в., экспонаты, связанные с династией Романовых, и произведения златоустовских мастеров.

С 2014 г. в Романовском зале проводятся торжественные церемонии регистрации брака.

Музей сегодня

В 2016 г. музей получил новое имя — Государственный исторический музей Южного Урала. С инициативой переименования выступило Министерство культуры Челябинской области по совету коллег из столичных музеев, в частности Государственного исторического музея (ГИМ).

Продолжают создаваться новые выставочные площадки. Так, в 2020 г. начала работу галерея «Открытый мир», созданная по предложению директора музея В.И. Богдановского. Одним из первых мероприятий, которые она приняла, стала итоговая выставка 20-й Биеннале природы Международной федерации фотографического искусства (FIAP).

На территории музея созданы условия для проведения массовых культурных мероприятий (Летняя концертная эстрада), действует Парк современной скульптуры, обустроены зоны отдыха.

Летняя эстрада

Ежегодно музей проводит десятки мероприятий: выставки, фестивали, научные конференции, семинары, творческие встречи и мастер-классы.

Выставочные площади Государственного исторического музея Южного Урала способны принять экспозиции любого уровня сложности. Это позволяет осуществлять совместные выставочные проекты с крупнейшими музеями России. В их числе: Государственный исторический музей (Москва), Российский этнографический музей (Санкт-Петербург), Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург). Совместно с ними были подготовлены выставочные проекты, ставшие центральными событиями в культурной жизни Челябинской области: «Под знаменем креста. Уроки истории. Мифы и реальность» (2015), «Цари — народам, народы — царям» (2017), «Ислам. История, традиции, культура» (2017), «Для Торы, для свадьбы и для добрых дел» (2019).

Кремль

Особые отношения сложились у музея с Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль». В 2017 г. между Правительством Челябинской области и Музеями Московского Кремля было заключено соглашение о сотрудничестве. С 2018 г. в Челябинске ежегодно проводятся выставки предметов из кремлевских коллекций: «Царская охота» (2018), «Наследники русского царства. От рождения до воцарения» (2019), «Сокровища Востока в собрании Музеев Московского Кремля» (2020). Эти выставки готовились эксклюзивно для Южного Урала, многие из представленных на них предметов никогда ранее не покидали стен Кремля.

Вместе с тем музей продолжает активную научную деятельность. В 2006 г. он стал постоянным партнером проведения Международной научной конференции «Этнические взаимодействия на Южном Урале». С 2010 г. ежегодно проводится научная конференция «Гороховские чтения». С идеей учредить конференцию имени основателя музея годом ранее, во время празднования 125-летия со дня рождения И.Г. Горохова, выступил В.И. Богдановский.

Дебаркадер

Будучи многопрофильным учреждением, музей является одним из центров творческой жизни Челябинска и Челябинской области. С 2010 г. им проводится Международный фестиваль фотографического искусства «Фотофест». Центральное место фестивальной программы занимают фотовыставки российского и международного уровня, такие как: Russia in Vogue, Best of Russia, «Viva l’Italia. Итальянское кино в объективе Анджело Фронтони», «Дикая Природа России», «Первозданная Россия», «Коммерсантъ», «Вокруг света за 80 дней», выставка женской стрит-фотографии Гульнары Самойловой (США), Grand Eurasia 2019 и др.

С 2015 г. музей проводит Международный фестиваль современного искусства «Дебаркадер». Открытый для самых разных форм творческого самовыражения, он из года в год становится местом проведения ярких художественных и дизайнерских выставок, перформансов и театральных постановок, поэтических чтений и музыкальных экспериментов.

В 2019 г. Исторический музей Южного Урала получил лицензию на осуществление образовательной деятельности и сегодня является методическим и учебным центром для музейных работников всей Челябинской области.

В 2019 г. музей установил рекорд, приняв 224 800 посетителей. В 2020 г., в период пандемии COVID-19, поставлен рекорд посещаемости на виртуальных площадках: за первую половину года сайт музея и группы в социальных сетях собрали аудиторию в 220 000 пользователей.

Развитие Государственного исторического музея Южного Урала продолжается. Готовясь в 2023 г. отметить свое 100-летие, музей планирует масштабное обновление основной экспозиции с применением современных выставочных технологий.

Метеорит