«Старуха» по Хармсу стала кульминацией театрального «Дебаркадера»

«Старуха» по Хармсу стала кульминацией театрального «Дебаркадера»

«Старуха» по Хармсу стала кульминацией театрального «Дебаркадера»

Вечером воскресенья, 17 ноября, в Историческом музее в рамках фестиваля современного искусства «Дебаркадер» состоялся показ спектакля «Старуха» по одноименной повести Даниила Хармса. Лучшее завершение театральной программы фестиваля и всего «Дебаркадера», чем постановка челябинского театра-студии «Манекен», придумать было бы сложно.

«Старуху» часто называют лучшим произведением Хармса и одним из лучших образцов советской прозы 30-х годов прошлого столетия. История безымянного рассказчика, в чьей комнате внезапно умирает незнакомая старуха, и он не придумывает ничего лучше, как увезти ее за город в чемодане. Вещь сама по себе причудливая, почти кафкианская. Режиссер Алексей Андросов пошел еще дальше. Он избавил «Старуху» от всякой повествовательности и превратил ее в сюрреалистическое путешествие героя по собственным фантазиям и кошмарам. Такое решение оказалось весьма органичным хармсовскому материалу. И даже если зрителю было что-то непонятно (авторы внесли в историю немало своего), он всегда мог просто наслаждаться отличной прозой и великолепной актерской игрой.

«Старуха» как будто специально создавалась для дебаркадера Исторического музея, где разворачивалось действо. Его черные стены, пол и потолок помогали в нужные моменты погружать зрительный зал в кромешную тьму для мгновенной смены декораций и мизансцен. «Уход в черное» позволял добиваться и других весьма впечатляющих эффектов, сравнимых с монтажными склейками в кинематографе.

Зрители (которых, к слову, набрался полный зал) не остались в долгу перед артистами «Манекена», и последним пришлось трижды выйти на поклон под гром аплодисментов.

Текст: Руслан Сафин

Фото: Юрий Ермолин

Возврат к списку