Рекорды музея. Коронавирус закрыл залы, но открыл новые возможности для музейщиков и публики

лонгрид 1.jpg

Выставочные и просветительские проекты Государственного исторического музея Южного Урала вызывают огромный интерес у южноуральцев. В прошлом году музей принял рекордное число посетителей. А теперь, в условиях действующих ограничений, связанных с пандемией коронавируса, востребованность демонстрируют музейные онлайн-проекты.

В 2019 году гостями главного музея Челябинской области стали 224,8 тысячи человек.

статистика.jpg

Это в полтора раза больше, чем годом ранее (145 тысяч человек).

Результат тем более впечатляет, если учесть, что в течение нескольких месяцев длился капремонт здания и прилегающей территории. Государственный исторический музей Южного Урала стал единственным областным учреждением культуры, которое не закрывалось для посетителей ни на день и даже не изменило график работы на время ремонтных работ.

ремонт.jpg
Министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин, давая оценку работе музея, связал его достижения с профессионализмом команды, которая постоянно и целенаправленно работает на расширение аудитории.

интерес зрителя.jpg
Немаловажную роль играют и те многочисленные, интересные, зачастую уникальные проекты, которые реализуются на площадке Исторического музея в партнерстве с крупнейшими музеями страны, среди которых Музеи Московского Кремля, Российский этнографический музей и Музей истории религии, — отметил министр.

Выстроенное взаимодействие Исторического музея с ведущими музеями страны позволило представить южноуральскому зрителю оригинальные выставочные проекты и поистине уникальные экспонаты.

Выставка «Наследники русского царства»

Подготовка к подобным проектам занимает до года времени и требует от музея соответствия по длинному ряду критериев. Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, приехав в Челябинск накануне открытия выставки «Наследники русского царства: от рождения до воцарения», проинспектировала экспозицию и осталась довольна работой южноуральских коллег: не было высказано ни одного замечания.

ГАГАРИНА.jpg
Напомним, это была уже вторая выставка Музеев Московского Кремля в Челябинске. А в этом году планируется открыть третью — «Сокровища Востока».

В 2019 году сразу шесть мероприятий были реализованы музеем в рамках нацпроекта «Культура»: выставки «Спишь хорошо – встаешь весело. Младенчество и детство в старой русской деревне», «Наследники русского царства: от рождения до воцарения», «Музейная реставрация», «Сегодня была война…» (КАТАЛОГ), «Зауральские башкиры: история и традиционная культура» (ВИДЕО), «Для Торы, для свадьбы и для добрых дел» (ВИДЕО С ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ).

ТОРА.jpg

Свой зритель по-прежнему есть и у Челябинского метеорита, интерес к нему сохранялся высокий. В декабре 2019 года о нем заговорили в связи с загадочным поднятием защитного купола. Видео с камер наблюдения набрало более 300 тысяч просмотров. Как выяснилось, мистика была ни при чем: скорее всего, имел место технический сбой. Однако эта история повысила число желающих посмотреть на примечательный экспонат.

метеорит и ШОС.jpg
Пандемия коронавируса нанесла серьезный удар по музейной деятельности в России и во всем мире. В конце марта вместе с другими учреждениями культуры региона закрылся для посещения и Государственный исторический музей Южного Урала. Однако его работа не прекратилась, и поклонники музея могли знакомиться с выставочными и просветительскими проектами в режиме онлайн.

баннер музей на дом.jpg
Задача, которую поставил перед своими сотрудниками директор музея Владимир Богдановский, формулировалась так: мы должны не только не потерять свою традиционную аудиторию — нужно попытаться привлечь новую, для которой интернет стал привычным пространством проведения досуга.

Так на сайте музея появился раздел «Музей на дом». Здесь ежедневно публиковались видеофильмы, каталоги, презентации и онлайн-отчеты о выставках. В новом формате музейщики представили все значимые выставки, становившиеся событиями культурной жизни региона в последние годы, и абсолютно оригинальные, созданные специально для онлайн-площадок проекты. Например, видеообзор «Дефиле участников блицконкурса «Фотограф и модель» или видеоверсия спектакля «Ты меня любишь, Соня Кривая?».

Новые реалии потребовали от сотрудников музея новых компетенций, которые и были освоены. Сказались общекультурная база челябинских музейщиков, их вовлеченность в современные технологии, чувство аудитории а главное – большое желание сделать свое дело хорошо.

национальности.jpg
Надо подчеркнуть, что теперь Государственный исторический музей Южного Урала вынужден был конкурировать за интерес зрителей в пространстве мировой паутины, где нет границ, а у потребителя культурного продукта существует колоссальный выбор.

Тем не менее челябинский музей достойно справился с этой задачей. Показательно, как прошла традиционная всероссийская акция «Ночь музеев». В кратчайшие сроки, без дополнительного финансирования Государственный исторический музей Южного Урала подготовил обширную программу для своих онлайн-посетителей. В нее вошли 33 оригинальных видеоролика, размещенных на странице музея в социальной сети «ВКонтакте». Видеоматериалы были рассчитаны на сутки, по времени и разделены на четыре блока по содержательному и возрастному критериям. Утренний блок предназначался для самых маленьких, дневной для школьников, вечерний для молодежи и подростков, ночной – «18+».

«Ночь музеев – 2020»


И здесь рекордным оказался охват аудитории: 33 тысячи посетителей пришло в ходе акции на сайт музея и его страницы в соцсетях.

Наибольшей популярностью у зрителей пользовались следующие проекты:

Посетители виртуальной «Ночи музеев» интересовались и другими материалами, размещенными ранее. Среди них уникальное видео «Проводы бойцов Уральского добровольческого танкового корпуса». Его посмотрели почти 26 тысяч раз.

Материалы рубрики «Золотой запас музея», рассказывающей о самых интересных экспонатах, увидели 46,2 тысячи человек.

бронзовое зеркало.jpg
За ходом онлайн-конкурса «Однажды в музее» следили почти 28,5 тысячи пользователей соцсети «ВКонтакте». Другой онлайн-конкурс «ИЗОляция74», в котором было предложено присылать фотографии, сделанные в период самоизоляции, собрал аудиторию в 6,5 тысячи пользователей соцсетей.

Фото конкурс Александр Нифанин.jpg
Очень востребованными у публики традиционно являются музейные занятия и мастер-классы, проводимые сотрудниками экспозиции «Детский музей». Самыми популярными в дни самоизоляции стали видеоролики «Что не сеяно растет?» о создании игрушек из травы (почти 3 тысячи просмотров) и «К Троице. Сорву цветок, сплету венок» (2,5 тысячи).

Всего аудитория онлайн-площадок Государственного исторического музея Южного Урала в период карантина составила более 216 тысяч человек. Еще один исторический рекорд.

лонгрид 2.jpg

Возврат к списку