Подводим итоги поэтического фестиваля InВерсия/ДЕБАРКАДЕР. Участники — в восторге

Подводим итоги поэтического фестиваля InВерсия/ДЕБАРКАДЕР. Участники — в восторге

Подводим итоги поэтического фестиваля InВерсия/ДЕБАРКАДЕР. Участники — в восторге

Поэтический фестиваль «InВерсия» в рамках «Дебаркадера-2019» завершен. Было четыре незабываемых дня, сложных и разнообразных. В этом году в Историческом музее собралось рекордное количество поэтов из разных точек страны (а также из Польши). В рамках программы фестиваля сотрудничали музыканты Челябинского симфонического оркестра Адика Абдурахманова. Состоялось множество самых разных проектов, лабораторий, дискуссий, встреч, перформативно-игровых практик.

Дадим слово самим участникам фестиваля «InВерсия». Их мнение, пожалуй, важнее, чем отзывы людей со стороны — в том числе и журналистов, которые далеко не все с поэтическим словом (да и с литературным русским языком) на короткой ноге.

Евгения Вежлян:

— Документальная поэзия Лехциера — голоса людей перед лицом болезни и смерти. А ей предшествовала презентация проекта Владимира Коркунова и Нины Александровой, посвященного стихам не видящих и не слышащих людей. Задумалась о природе поэзии и роли голоса в жизни человека… Лица не слышащих слушателей (они были в зале, они смотрели на экран, где было видео с сурдопереводами стихов участников фестиваля) — они были незабываемы, я никогда не смогу уже их забыть…

Хочу сказать, что челябинский фестиваль «Inверсия» был лучшим в моей жизни. Я напишу о нем позже подробно, но, что бы я ни написала, оно не передаст. Ни атмосферы, ни разговоров, ни устремлений и вдохновения делать новое, которое порождает фестиваль.

Виталий Лехциер:

— Дайте, пожалуйста, поэтическому фестивалю «InВерсия» самую лучшую литературную премию, какая у нас есть! Совершенно поразительно, что в Челябинске уже который год проходит такой фестиваль. Знаю как региональный куратор, что фестиваль подобного уровня провести не в Москве или Питере в сегодняшней России чрезвычайно сложно, если не невозможно. На «InВерсии» царит дух литературной и идеологической свободы 90-х.

Главное, что фестиваль очень профессиональный, что здесь держится высокая планка всех активностей, что он находит место тому актуальному в поэзии, что есть на Урале, но сочетает региональную повестку с самыми широкими и насыщенными международными литературными и культурными контекстами. В этот раз благодаря Петру Митцнеру из Польши и Анастасии Векшиной был контекст польской поэзии. Благодаря Татьяне Данильянц, представившей свой прекрасный фильм о Венеции «Сад, который скрыт», — соответственно особый контекст аутентичного венецианского опыта. Стихи и переводы с украинского — благодаря Владимиру Коркунову и Анне Грувер. На фестивале полно всяческих игровых, карнавальных и экспериментальных форм коммуникации вокруг поэзии, но всегда присутствует и самая современная литературная теория, предлагающая нетривиальные проблемные фреймы для разговора о поэзии. Например, разговор о «поэтических экономиках», предложенный Евгенией Вежлян и Денисом Ларионовым и поддержанный многими спикерами. Совершенно поразительные, проникновенные акции привез на фестиваль Владимир Коркунов (совместно с Ниной Александровой).

Это настоящие инклюзивные литературные практики «Стихи на языке тишины» — стихи участников фестиваля в сурдопереводе, который включался на экране при полной тишине и в темноте. А за участие в отдельном литконкурсе были награждены присутствовавшие здесь же челябинские авторы с ограниченными зрением и слухом. По правде говоря, уже один этот проект выделил фестиваль «InВерсия» среди прочих.

Ну, и презентации книг, чтения, перформативный синтез искусств в «НЕШУМах»... Хочу поблагодарить всю кураторскую команду фестиваля: Наталию Санникову, Константина Рубинского, Александра Маниченко, Евгения Смышляева и всех причастных к организации этого объемного, эстетического, этического, аналитического коллективного действа на Урале, всех художников и фотографов, которые тоже часть команды. Короче, вы очень крутые и вы дарите счастье. Спасибо!

Георгий Цеплаков:

— Программа 3 дней фестиваля была настолько насыщенной и плотной, что некогда было даже фотографировать… Хочу от души сказать спасибо Наталии Санниковой и всем организаторам. Остроумнейшие модераторы, нестандартные ходы мысли. Натуральный первоклассный кофе в фойе. Все двигалось четко и слаженно. А ведь именно от этого зависит атмосфера — самое главное. Что вдохновило:

1. Дискуссия об «экономиках» поэзии. Вопрос, редко поднимаемый на такого рода ивентах. Обычно все расстраиваются о том, как все беспросветно плохо. Здесь принципиально было не так: разговор о проблеме был поставлен. Коллеги из Челябинска и Москвы — примите горячую благодарность: было очень интересно.

2. Фильм о Венеции Татьяны Данильянц. Почти час бегства от действительности. В другую действительность.

3. Польская поэзия. Несколько переводов стихов выучил наизусть.

4. Нижний Тагил навсегда.

5. Важные разговоры в фойе с Андреем Якубовским и Виталием Кальпиди о Р. Тягунове и поэзии. Ну, и спасибо слушателям моей лекции о Тягунове.

Татьяна Данильянц:

— Бывает так, что всего за несколько дней проживаешь какую-то полноводную жизнь, такую, о которой можно сказать: «Все хорошо, все правильно. Я там, где должна была оказаться». Такими были эти четыре дня в Челябинске на фестивале «InВерсия/ДЕБАРКАДЕР». Много смыслов, хороших стихов, строчек, которые попадают в тебя, много неожиданных форматов, рожденных для и с — поэзией. И, главное, какая-то стихия доброжелательности, уважения, справедливости и сердечности. Люблю вас, спасибо, Наталия Санникова, Константин Рубинский, Саша Маниченко, Евгений Смышляев!

Участники поэтического фестиваля InВерсия благодарят руководство Исторического музея и его сотрудников за помощь и продуктивное сотрудничество.

Текст: Юрий Богатенков

Фото: Наталья Деревягина, Валерий Жирохов, Юрий Ермолин

Возврат к списку