Выставка из собрания Музеев Московского Кремля
Карл Фаберже и русские ювелиры XIX — XXI вв.
Челябинск первым среди регионов РФ увидит драгоценности из Музеев Московского Кремля
Выставка «Карл Фаберже и русские ювелиры XIX–XXI веков» в Государственном историческом музее Южного Урала – это первая полномасштабная выездная выставка драгоценностей из собрания Музеев Московского Кремля, которая откроется осенью 2022 года на Южном Урале. В экспозиции будет представлено четыреста предметов, большинство из которых – произведения высокого ювелирного искусства.

В центре внимания – изделия, созданные самым известным ювелиром Российской империи Карлом Фаберже и другими ведущими мастерами, придворными ювелирами и поставщиками Двора его императорского величества. 

Это украшения членов императорской фамилии, а также российской и европейской аристократии: броши, запонки, серьги, ожерелья, перстни, кольца и браслеты. Дизайн этих произведений дает представление о стилях рубежа XIX–XX веков: модерне и неоклассицизме. На экскурсиях по выставке вы узнаете о различиях художественных вкусов в Москве и Петербурге, судьбе сохранившихся до наших дней украшений, переживших перипетии революции и войн.

Одной из тем выставки являются так называемые «кабинетские драгоценности» – предметы с официальной государственной символикой, заказанные Кабинетом его императорского величества для подарков подданным и иностранцам: медальоны с портретами или вензелями императоров и императриц, табакерки с драгоценными камнями, перстни с миниатюрами, портсигары. 

Наряду с раритетами прошлого посетители увидят современнные ювелирные произведения, созданные в советское и «новейшее» время, выполненные в традиционных или абстрактных формах, как, например, кольца Михаила Борщевского серидины 1970-х годов. Украшения Ильгиза Фазулзянова 2011–2017 годов познакомят зрителей с классическими техниками горячей эмали, которыми автор владеет в совершенстве. 

Челябинцы первыми увидят некоторые ювелирные шедевры Музеев Московского Кремля – эти произведения музейного собрания, активно пополняемого в последнее двадцатилетие, никогда прежде не покидали места своего хранения. 

Выставка «Карл Фаберже и русские ювелиры XIX–XXI веков» является пятой в рамках глобального национального проекта «Культура». Она организована по договору между правительством Челябинской области и Музеями Московского Кремля. Открытие запланировано на 18 октября 2022 года. Выставка продлится до 15 января 2023 года.




С историей некоторых произведений выставки «Карл Фаберже и русские ювелиры XIX–XXI веков» 

вы можете познакомиться до ее открытия, информация о них размещена ниже

Августейшие заказы: брошь и браслет с клеймом Ф. Кехли



0373a4eb-ef25-4ec5-9dfc-a079185c600f.jpg

Брошь

Санкт-Петербург,  фирма Ф. Кехли, 1899–1904

Золото, бриллианты, алмазы огранки «роза», сапфиры


Золотая брошь
с изумрудами и алмазами огранки «роза» являет собой редкий и показательный пример так называемых кабинетских драгоценностей. Главной приметой подобных ювелирных изделий (украшений, карманных часов, портсигаров и пр.) является официальная символика – двуглавый орел, вензель императора или его портрет, накладная корона Российской империи или шапка Мономаха (мотив был популярен в год 300-летнего юбилея династии). Их вручали от имени правящего монарха подданным Российской империи и иностранцам по случаю праздников и памятных дат, а также в знак царской милости, расположения и монарших щедрот.


Два раза в год – на Рождество и тезоименитство Государя – все служащие Двора, от камергера и статс-дамы до прислуги (лакеев и горничных) получали так называемые броши и кольца - «орлы», булавки и часы с коронами: а также, в знак особого расположения, роскошные табакерки с портретом императора, писанным акварелью на слоновой кости и обрамленным брильянтами. Поэтому, по свидетельству современников, ежегодно тратилось целое состояние на царские подарки. Они хранились в кладовой особого ведомства – Кабинета Его Императорского Величества, занимавшегося имущественными делами императорского дома и находившегося в ведении Министерства Императорского Двора. Драгоценные вещи делились на разряды и имели фиксированные цены: каждый получал подарок в зависимости от придворного чина или определенных заслуг.

Кабинетские украшения изготавливали ведущие российские мастера, большей частью придворные ювелиры и Поставщики двора его императорского величества: К. Фаберже, К. Бланк, А. Тилландер и другие. Их украшения составляют на выставке небольшую, но чрезвычайно показательную группу императорских подарков с официальной символикой. В российских государственных музеях такие экспонаты единичны и потому являют собой большую редкость.

30831dc5-4be4-4316-a125-03bad8eafbda.jpg

Браслет «кабинетский» 

Санкт-Петербург, Фирма Ф. Кехли, 1899-1908

Золото, сапфир, алмазы


80961211-d814-476c-abc4-fd0408e77010.jpg

Брошь в футляре



Эта брошь выполнена в период с 1899 по 1904 г. в мастерской прославленного петербургского ювелира Фридриха Христиана Кехли (1838–1909). Его предприятие было небольшим и выполняло главным образом эксклюзивные, в первую очередь августейшие заказы, недаром его владелец носил высокое звание поставщика двора императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III. Несмотря на то, что кабинетские украшения некоторые награжденные считали достаточно стандартными, «не отличавшимися особым изяществом» (мнение примы-балерины Мариинского театра М. Кшесинской), Ф. Кехли сумел найти выход из этого заколдованного круга раз и навсегда заданных композиционных схем.

Его брошь, помещенная в подлинный кабинетский футляр красной кожи с тисненым золотым орлом на крышке, отличается нешаблонным дизайном. Она имеет вид сильно стилизованного, нарочито обобщенного гербового орла, чьи крылья похожи на пышные листья, а в месте двуглавия помещена крупная корона с изумрудами-кабошонами. Ф. Кехли удачно обыграл в своем изделии популярный в эпоху модерна мотив трансформаций. Столь же характерна для «новейшего, современного стиля» выразительная линия изделия, его упругий, броский силуэт. На выставке представлен также кабинетский браслет с клеймом Ф. Кехли, украшенный гербовым брильянтовым орлом с сапфиром и целый ряд других модных дамских драгоценностей – изысканных и оригинальных.

Брошь с монетой

BasSsPOCMts.jpg

Брошь

Санкт-Петербург,  фирма К. Фаберже, эмалевый декор - Г. Вигстрем 

Монета - 1775 г., оправа - 1908-1917 гг. 

Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза»,

штамп (монета), живопись по эмали, выпиловка, монтировка



  Брошь c монетой 1775 г. представляет собой редкостный, единственный в своем роде  образец ювелирных украшений, созданных прославленной российской фирмой Карла Фаберже. Исполнителем броши является главный ювелир (с 1903 года) фирмы – Генрик Вигстрем, в мастерской  которого после смерти его предшественника Михаила Перхина были созданы почти все пасхальные императорские яйца. Помимо этого мастерская производила художественные изделия из серии objets de fantaisie, ювелирные детали для камнерезной пластики и флоральных этюдов, драгоценную галантерею и аксессуары, а также ювелирные украшения. Последних сохранилось наименее всего в наследии  прославленного мастера, так как небольшие драгоценности пострадали во время революции, гражданской войны и последовавших за ними распродаж национального достояния на антикварных рынках Запада. К тому же, бежавшие из большевистской России владельцы украшений царского мастера, могли вывезти с собой  лишь небольшие и драгоценные предметы, а множество драгоценностей было разобрано и обезличено. Поэтому в известных нам коллекциях российских государственных музеев украшения с клеймом Г. Вигстрема  отсутствуют, тем более столь  оригинальные, как данная брошь. 


xmG8Nanqdpk.jpg

Оборотная сторона броши, реверс монеты


Предмет интересен не только как образец работы прославленного ювелира, но и как редкий артефакт, в основе которого – старинная золотая монета достоинством в 10 рублей. Карл Фаберже был большим знатоком нумизматики и нередко вставлял в свои произведения  монеты, большей частью старинные, относясь к ним с большим уважением. Обычно монеты, вмонтированные в изделия, открыты с обеих сторон, и можно разглядеть их аверс и реверс. В основе данной  броши –  монета 1775 года, открытая, по традиции с обеих сторон,  с бюстом Екатерины II на аверсе, с аббревиатурой «СПБ» и надписью: «Б М ЕКАТЕРИНА II IМП IСАМОД ВСЕРОС». На реверсе надпись: «1775 IМПРСКАЯ  РОССIИС МОН ЦЕНА ДЕСЯТ РУБ». Главным средством художественной  выразительности предмета  является, безусловно, живописная эмаль, которой покрыто рельефное изображение царицы. 

Во всех мельчайших подробностях выписаны  пудреная прическа Екатерины II с длинным локоном через плечо и нитями жемчуга в волосах, парадное платье, золотая порфира с горностаем, лента ордена и звезда. Чрезвычайно оригинально решены украшения: небольшая корона и  орденский знак исполнены из алмазов огранки «роза», искусно вплетенных в живописную ткань портрета. Их сверканию вторят бриллианты в фаден-гризантной закрепке по краю монеты. Использование алмазов и бриллиантов, а также декоративной живописной эмали переводит монету в статус драгоценностей – нешаблонных и чрезвычайно редких.


Сотуар из клада на Солянке

zdil5m8cdwiqfjjy4s7vxu2hldi23oib.png

Сотуар

Происходит из клада, найденного в Москве на Солянке в 1991 г.

Москва, фирма К. Фаберже, начало ХХ в.

Платина, золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза», сапфиры



Изысканный сотуар из золота, платины и серебра, с сапфирами и бриллиантами, является частью клада драгоценностей, найденного в 1991 году в Москве. Во время реконструкции старинного дома на улице Солянка строители обнаружили две жестяные коробочки из-под конфет, в которых, как оказалось, слоями были уложены ювелирные украшения – кулоны, броши, кольца, серьги, браслет, брошь и сотуар.

Тринадцать изделий поступили в Музеи Московского Кремля и были атрибуированы кураторами как произведения знаменитой на весь мир ювелирной фирмы Карла Фаберже. На некоторых предметах стоят клейма предприятия, другие изделия таковых не имеют, так как выполнены из платины и платиносодержащих сплавов. Работа с платиной считалась «шагом вперед», и Карл Фаберже первым почувствовал ее ценные ювелирные качества; но в те годы изделия из этого металла клеймению не подвергались. Поскольку на всех предметах процарапаны инвентарные номера фирмы Фаберже, они были признаны его работами. К тому же, сотрудник московского отделения фирмы В.С. Аверкиев, спрятавший в революционные годы клад в перекрытиях дома №13, бережно уложил вместе с драгоценностями фирменные товарные ярлычки с ценами.

Большая часть этой уникальной группы изделий, относящихся к категории дорогостоящих украшений, отличающихся «модными фасонами» и новизной технических приемов, предоставлена на выставку в Историческом музее Южного Урала в Челябинске «Карл Фаберже и русские ювелиры ХIХ-ХХI века».

Сотуар представляет собой разновидность колье. Подобные украшения стали исключительно популярны в начале ХХ столетия в связи с революционным изменением дамской моды. Холодная красочная гамма изделия, построенная на сочетании «прохладных» синих сапфиров и белых брильянтов, а также ясность композиционного построения являются данью неоклассицизму начала ХХ столетия. Это направление появилось как противовес модерну, но развивалось в его русле.

Хотя в изделии отсутствуют характерно выраженные пластические черты ар нуво - текучие линии и прихотливые очертания, - элементы данного стиля все же заметны. Это несколько манерно вытянутые очертания рафинированного изделия, его гротескно длинный, "падающий" сапфировый луч с крупной каплей искрящегося бриллианта на конце. При создании подвижного и гибкого сотуара ювелиры фирмы применили новаторскую для своего времени, невидимую глазу рельсовую закрепку сапфиров прямоугольной формы с гранью «таблицей», которая создает эффект отсутствия металла между камнями. Поэтому создается впечатление, что три луча состоят из одних камней, непостижимым образом соединенных друг с другом. Дизайнеры и ювелиры фирмы шли в авангарде технических и художественных направлений своего времени.



Брошь (медальон)-кулон в духе русского узорочья

oxr59647-01.jpg

Брошь-медальон-кулон

Москва, фабрика И. Чичелева, 1880-е гг.

Золото, бриллиант, сапфиры, рубины, жемчуг, стекло; эмаль



Неиссякаемым источником идей для мастеров-серебряников второй половины ХIХ - начала ХХ столетия было древнерусское искусство и фольклорное, народное творчество. Большая часть работ из серебра в «оригинальном русском стиле» выполнялась в первопрестольной столице с ее старинными теремами и древними храмами, которая была символом всего национального и самобытного. Московская фабрика Карла Фаберже, фирма П. Овчинникова, предприятия М. Семеновой, Н. Зверева, Ф. Рюкерта создавали изделия, подражающие произведениям эпохи средневековья, украшенные традиционной эмалью по скани и старинными травными узорами.

Художники и мастера ювелирных предприятий набирались русского духа, обращаясь и к «забытым тайникам» крестьянского быта, а также внимательно присматриваясь к современной русской художественной промышленности, важнейшую роль в которой играли художники В. Васнецов, К. Коровин, М. Врубель, А. Головин, Е. Поленова, М. Якунчикова. 

Вполне утилитарные вещи, например, вазочки, шкатулки, принимали традиционные формы чугунков, жбанчиков и ларцов-теремков. Национальный колорит последних знаменитый московский "живописец по эмали" Федор Иванович Рюкерт усиливал, помещая на предметах миниатюрные живописные эмалевые композиции: Так, красочная боярская сценка украшает крышку коробочки: пожилой седобородый боярин пытается купить расположение молодой гордой красавицы, протягивая ей нитки разноцветных бус. Целый ряд серебряных изделий в русском стиле: бонбоньерки, ларцы, пояс, портсигары с яркой полихромной эмалью по скани, – образуют на выставке отдельную группу.


йй.jpg

Коробочка

Москва, мастерская Ф. Рюкерта, 1908–1917

Серебро; живопись по эмали, эмаль по скани


Если в серебряном деле эпохи историзма «русский стиль» был мощным и, пожалуй, определяющим направлением, то в золотых и ювелирных украшениях он не оставил заметного следа. Тем не менее в собрании Музеев Московского Кремля находятся несколько подобных редких произведений. Они тоже составляют небольшую, но чрезвычайно показательную группу на выставке, в центре которой – великолепная брошь-кулон, являющаяся одновременно медальоном, исполненная прославленным в свое время мастером Иваном Дмитриевичем Чичелевым. Он был удостоен наград на международных художественно-промышленных выставках ХIХ столетия: Лондонской 1862 года, Парижской 1867 года, Филадельфийской 1876 года и Венской 1873 года, на которой король Италии Виктор Эммануил приобрел колье И. Чичелева с разноцветными драгоценными камнями в эмальированных кастах, с жемчужными кистями и аграфами из сапфиров и рубинов.

Его мастерская золотых и серебряных изделий, существовавшая с 1815 года, была достаточно крупным ювелирным заведением: при тридцати рабочих и двадцати учениках сумма ежегодного производства достигала 150 тысяч рублей. Иван Чичелев состоял придворным поставщиком итальянского короля Виктора Эммануила и австрийского императора Франца Иосифа II, имея также высшую награду для мастеров в России – Государственный герб за качество изделий. Российская пресса подчеркивала, что Иван Дмитриевич мог конкурировать даже и со всемирно известными парижскими ювелирами утонченностью ажурных работ с драгоценными камнями. Обозреватели на протяжении многих лет неизменно отмечали «оригинальность его моделей, выполненных в стиле, напоминающем древнерусские орнаменты».

Брошь из собрания Музеев Московского Кремля, сотканная из ажурных золотых узоров, покрытых синей и зеленой эмалью, несколько напоминает старинные пластинки-запоны, как европейские, так и восточные, из которых в России в ХVII веке составляли сверкающие полосы-«кружева», украшавшие одежды и культовые предметы.

Знаменитого мастера привлекала многокрасочность русского ювелирного искусства, его колористическое и орнаментальное богатство. В духе русского узорочья он соединил в этом произведении яркие, контрастные по цвету камни – сапфиры, рубины, сияющие бриллианты и матовый жемчуг. Усложненные формы, броская, порой непомерная, декоративность - таковы черты его фирменного стиля.


Брошь с крупным цитрином и бриллиантами

kp-63528_01.jpg

Брошь

Санкт-Петербург, фирма «К.Э. Болин», 1904–1908

Мастер С. Швен

Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза», цитрин


Брошь выполнена в мастерской Софии Швен, входившей в состав прославленной петербургской фирмы «Карл Эдуард Болин» - старейшей в Российской империи, чья история началась еще в конце ХVIII столетия. Основатель дела – столичный брильянтщик Андрей Григорьевич Ремплер имел почетное звание придворного ювелира императоров Павла I и Александра I. Дело продолжили зятья удачливого выходца из Саксонии - немец Эрнст Ян и швед Карл Эдуард Болин, чье имя после смерти компаньона получила фирма. Карл Эдуард Болин, который пользовался особым благоволением царской семьи.

Производство ювелирных украшений было главной отраслью в творчестве ювелиров фирмы “Болин”. Петербургский филиал специализировался на выпуске драгоценных брошей, диадем, колье, запонок, галстучных булавок и тому подобной продукции, львиная часть которой предназначалась для нужд царской семьи. Со дня своего основания и на протяжении последующих ста лет ювелиры семьи Болин постоянно поставляли императорскому и великокняжеским дворам свои произведения. Сыновья Карла Эдуарда - Эдуард и Густав Болины, в чье владение перешла фирма в 1864 году, с этого же времени стали Оценщиками Кабинета его императорского величества и придворными ювелирами. За благотворительные дела и полезную деятельность на почве отечественной торговли и промышленности ювелиры Болины были возведены в 1911 году в Российское потомственное дворянское достоинство - случай уникальный в истории ювелирного искусства Империи.

Наследие фирмы “Болин” сохранилось фрагментарно, и частично причина в том, что петербургское предприятие семьи было ориентировано не на выпуск большого количества изделий разнообразного ассортимента, а специализировалось на изготовлении изысканной ювелирной дорогостоящей продукции, лучшие образцы которой стали частью коронных ценностей империи. Так, клейма главного ювелира Софии Швен стояли на предметах роскошной парюры - набора ювелирных украшений из одинаковых камней (изумрудов и бриллиантов),- отличавшихся единством художественного решения. Парюра была выполнена для императрицы Александры Федоровны – супруги последнего русского царя.

Выпуск массовой продукции для самой разной клиентуры не стоял на повестке дня владельцев фирмы, в отличие от их конкурента Карла Фаберже. Множество украшений фирмы «Болин» погибло во время революции и гражданской войны. Их зачастую разбирали, вынимая крупные, ценные камни, а оправы превращали в слитки. Так были утрачены все украшения фирмы, созданные на протяжении ХIХ столетия по императорскому заказу. Без преувеличения можно сказать, что каждый образец прославленного предприятия является ныне редкостью своего рода, тем более такой, как данная роскошая брошь, отличающаяся мастерским подбором материалов, изысканным и совершенно нестандартным дизайном и великолепием ювелирной работы. 

Как и в других образцах фирмы в центре изделия помещен уникальный камень – насыщенный по цвету цитрин, чье золотое сияние эффектно контрастирует с белизной бриллиантов, которыми выложены две змейки, окаймляющие крупную вставку. Современники особо отмечали виртуозную закрепку, которой славились мастера фирмы «Болин», умевшие крепить «веские камни в мелкие гнезда», так что металл, их поддерживающий, совершенно исчезал.


kp-57857_01.jpg

Брошь

Санкт-Петербург, фирма «К.Э. Болин», последняя четверть XIX в.

Мастер В. Фиников

Золото, бриллиант, сапфиры


kp-61299_01.jpg

Брошь

Санкт-Петербург, последняя четверть ХIХ в.

Мастер-монограммист АК (А. Карпенко?)

Золото, бриллианты, алмазы огранки «роза», демантоиды


Помимо броши с клеймом Софии Швен на выставке представлены и другие украшения фирмы: две броши с клеймами ювелиров Владимира Финикова и Андрея Карпенко, сотрудничавших с братьями Болинами: одна из них имеет вид василька с лепестками, выложенными густо-синими сапфирами-кабошонами пиковидной огранки, а другая представляет собой пучок укропа, усыпанный «уральскими изумрудами» - яркими демантоидами (зелеными гранатами).


Драгоценный несессер

                                               oxr49233_1_2-02.jpg

Несессер с карандашом для бровей

Санкт-Петербург, 3-я артель ювелиров, 1908–1917

Золото, серебро, зеркальное стекло, недрагоценный металл, синтетические рубины, дерево, графит; эмаль по гильошировке, выемчатая эмаль



Драгоценный несессер в виде сумки-баула на ручке-цепочке представляет собой образец утилитарного предмета, выполненного с тщательностью подлинно художественного произведения. В начале ХХ столетия мастера художественной промышленности стремились «сделать жизнь искусством, а искусство – жизнью», в чем немало преуспели российские ювелирные фирмы, фабрики и артели.

Несессер выполнен петербургской 3-й артелью, которую создали бывшие мастера прославленной фирмы К. Фаберже. Артели были особой формой объединения ювелиров и серебряников в целях совместного производства и сбыта продукции. Они возникали, в основном, в 1910-х гг. в Санкт-Петербурге, Киеве, Москве, где их было более тридцати. Как правило, эти предприятия специализировались на производстве определенных типов изделий: так, московские 4-я и 14-я артели создавали репрезентативные оправы для стеклянных и хрустальных изделий, 6-я и 20-я артели – вещи в русским стиле с полихромной эмалью по скани, а 1-я петербургская артель продолжала лучшие традиции ведущего серебряника фирмы К. Фаберже Ю. Раппопорта. Поскольку в артели вступали, как правило, предприимчивые, талантливые люди, уже овладевшие тайнами ремесла на известных фирмах, то качество производимых ими произведений было на высоком уровне. Несессер служит тому красноречивым свидетельством.

Элегантный предмет выполнен из серебра и декорирован снаружи двумя видами эмали – выемчатой, в виде белых параллельных полосок и прозрачной голубой по гильошированному фону муара. Помимо этого корпус отделан лиственными поясками цветного золота в неоклассическом вкусе, популярном в начале ХХ столетия. Кнопочные замки украшены рубинами-кабошонами. В торце баульчика находится отверстие, в которое вставлен карандашик для подведения бровей в золотой оправе с рубином-кабошоном. Внутри несессер имеет несколько вызолоченных отделений для пудры, помады, румян, два откидных зеркала на шарнирах – овальное и прямоугольное Подобные «полезные» предметы зачастую преподносили в качестве дорогих, изысканных подарков. недаром, внутри гравирована дарственная надпись: «Если любишь, сохраняй, а разлюбишь, потеряй».



Эксклюзивная "Весна" с бриллиантами и изумрудами

oxr50047-01.jpg

Колье «Весна»

Свердловский ювелирный завод, 1978

Художник Б. Гладков, ювелир-модельер М. Лесик

Золото, бриллианты, изумруды


Колье «Весна» – редкий образец эксклюзивных драгоценностей, создававшихся в советское время на Свердловском ювелирном заводе. Автор эскиза Борис Гладков, прошедший Великую Отечественную войну и получивший академическое образование, с начала 1960-х гг. являлся главным художником предприятия. Долгие годы под его руководством формировался узнаваемый стиль уникальных бриллиантовых украшений, изготавливаемых на Урале на экспорт во второй половине XX столетия. Изделия, выполненные по дизайну Б. Гладкова, экспонировались на тридцати международных выставках, в том числе в Генуе, Дамаске, Париже, Монреале, Осаке и Лондоне, и ста отечественных – в Москве и в других городах.

У Бориса Гладкова было свое представление о том, каким должно быть ювелирное украшение. Как отмечала известный уральский искусствовед Вера Копылова, «он отказывается от массивной монолитной формы… его увлекают подвижность, изменчивость». Драгоценное украшение, считал Гладков, должно быть соразмерно человеку, в нем должно присутствовать некое благородство: «чтоб с ним легко и долго жилось, чтоб не возбуждало оно тщеславного удовольствия, а уводило в иной, внеэгоистический, художественный мир».

По словам самого художника, колье «Весна», выполненное вручную из белого золота, высоко ценимых в мире отечественных бриллиантов и уральских изумрудов, – предмет его особой гордости. Блестящее качество его изготовления является заслугой целого коллектива высокопрофессиональных мастеров завода. Три месяца над ним работал модельер и талантливый художник М. Лесик, три – ювелиры-закрепщики (Бартош, А. Тарасов, Г. Караваев) во главе с модельером-закрепщиком А. Демьяновским, два – лучшая полировщица И. Клименко, родирование осуществила Г. Мухаметова. Имена этих людей, принимавших участие в работе, сохранил для истории Б. Гладков, передав часть своего архива в кремлевский музей. Это тем более ценно, что в советское время даже художники, проектировавшие заводские украшения, оставались неизвестными широкой публике, оставаясь своего рода «собственностью» государственных предприятий.

Колье «Весна» входит в небольшую, но уникальную группу драгоценных украшений середины 1970 – начала 1990-х годов, сохранившихся только в Музеях Московского Кремля. Они дают нам представление о том, как выглядели дорогостоящие бриллиантовые изделия, созданные лучшими силами отечественной ювелирной промышленности почти полвека назад.

Браслет "Ласточки"

ad1ab170-c7fa-4cc1-819d-99350f020a41.jpg

Браслет «Ласточки»

Москва, 2017

Художник-ювелир И. Фазулзянов

Золото, горный хрусталь, бриллианты, горячая ювелирная эмаль; выемчатая эмаль 

по гравированному фону, двусторонняя роспись по эмали


Всемирно известный российский художник-ювелир и эмальер Ильгиз Фазулзянов является непревзойденным мастером, владеющим такими сложными техниками художественной обработки металла, как выемчатая, витражная и живописная эмаль. За тридцать лет работы в ювелирном деле Ильгиз снискал международную славу. Он был удостоен гран-при 1994 года Международного фестиваля художественных ремесел в Исламабаде; гран-при 2011 и 2013 годов Международного конкурса ювелирного дизайна International Jewellery Design Excellence Award в Гонконге; гран-при 2014 года конкурса ювелирного искусства Гохрана «Россия. XXI век».

Браслет «Ласточки» – одно из самых выдающихся произведений, созданных художником после успешной персональной выставки «Драгоценности, вдохновленные природой. Ильгиз Ф.», состоявшейся в Музеях Московского Кремля в 2016 году. Украшение было выполнено к 25-летию основанной художником ювелирной компании Ilgiz F. и стало самым ярким в коллекции драгоценных произведений, ознаменовавших юбилей.

Рождению браслета «Ласточки» предшествовали несколько лет работы, направленные на поиск новых средств художественной выразительности. Так, в 2012 году, появился на свет браслет «У пруда. Заморозки» в виде фасетированных камней горного хрусталя, под которыми расположены голубовато-зеленые эмалевые водоросли. Ильгиз рассматривал его как своеобразный этюд в материале: «в нем, – пишет автор, – мне хотелось запечатлеть ощущение глубины воды под первым, еще прозрачным льдом, сквозь который виден рисунок переплетающихся водорослей» (см: Драгоценности, вдохновленные природой. Ильгиз Ф. Каталог выставки в Музеях Московского Кремля. М., 2016. С. 125, кат № 79).

Благодаря прозрачному кварцу возник необыкновенный оптический эффект, камень стал неким подобием увеличительного стекла, через которое можно рассмотреть тонкий эмалевый рисунок. Вместе с тем с 2007 года, особенно в 2013–2015 годы, Ильгиз активно разрабатывает тему птиц, в частности, обращаясь к мотиву ласточек. Он сказал об этом: «Образ этих изящных и грациозных птиц так многообразен, что невозможно в одном произведении выразить всю глубину чувств, которые испытываешь» (см: Каталог. С. 186, № 132).

Приоткрывая художественный замысел браслета «Ласточки», автор объяснил и метафору, переданную в этом украшении с помощью прозрачного горного хрусталя: «Мне всегда нравились старые резные буфеты с дверцами, в которых были стеклянные окошки, через которые можно было увидеть сокровища… Было в этом что-то мистическое и сказочное. И по мотивам этих детских впечатлений я решил сделать коллекцию, где через ограненный кварц передано то, что я храню глубоко в себе…»

В браслете «Ласточки» Ильгиз синтезировал свои художественные находки, эмоциональные ощущения и создал удивительной красоты произведение ювелирного искусства. В нем счастливо сочетаются блистательное мастерство ювелира и высококлассного эмальера, тонкое понимание поэтики изобразительного мотива и глубины образа, декоративная выразительность сложного рисунка из переплетающихся растений и грациозных фигур птиц, а также эстетическая гармония предмета в целом.