Новости

Разные имена, одна история: к 125-летию завода им. Колющенко


Старейшее промышленное предприятие Челябинска – бывший завод имени Колющенко – хорошо известно в России и за ее пределами. Его продукция (в первую очередь автогрейдер ДЗ-98 и запчасти ДЗ-98) имеет хорошую репутацию благодаря надежности и долговечности. Трудно поверить, но 23 мая 2023 года заводу исполняется 125 лет!

Тогда завод носил имя товарищества «Столль и К» и выпускал сельскохозяйственную технику. В ряде источников (без ссылок на их происхождение) содержится информация, что 23 мая 1898 года в Челябинске появился механический завод товарищества «В. Г. Столль и К°», возникший на базе торгового склада, открытого здесь этой фирмой двумя годами ранее. Однако некоторые факты позволяют усомниться в истинности этого утверждения. Во-первых, в алфавитном списке недвижимых имуществ Челябинска за 1898 год нет никаких упоминаний о постройках, находившихся к тому времени в собственности товарищества, не говоря уже о более раннем периоде. Во-вторых, первое указание на представительство воронежского завода и функционирование на Соборной площади (ныне площадь Искусств) его склада, осуществлявшего торговлю земледельческими орудиями и машинами, нашлось лишь в «Уральском торгово-промышленном адрес-календаре», изданном в 1899 году.

Рис. 1. Реклама склада товарищества «В. Г. Столль и К°». 1899 год.jpg
Рис. 1. Реклама склада товарищества «В. Г. Столль и К°». 1899 год

Вот как описывал возникновение в нашем городе этого предприятия историк и архивист Николай Чернавский: «Начало этому делу положил директор акционерного общества «Столль» (в Воронеже) А. Е. Малкин, который в 1897 г. впервые привез в Челябинский уезд (на ст. Чумляк и в город) земледельческие машины для сбыта и сам показывал обращение с ними. Затем в Челябинске устроен был склад собственного производства и от американской фирмы Мак-Кормика, а в 1899 г. Столлем устроен был собственный завод недалеко от станции на казачьей земле, который вырабатывал плуги и молотилки».

Рис. 2. Контора и склад товарищества «В. Г. Столль и К°» на ул. Большой. Начало XX века.jpg
Рис. 2. Контора и склад товарищества «В. Г. Столль и К°» на ул. Большой. Начало XX века


На этот же год есть указание в опубликованных материалах фабрично-заводской статистики, а также в рекламной брошюре, сохранившейся в фондах музея: «Лучшим доказательством целесообразности устройства наших плугов служат не только награды, полученные нами за них на выставках и конкурсах, но и все увеличивающийся на них спрос, для удовлетворения которого и в далеких местах Сибири мы в 1899 году построили механический завод в Челябинске, который также специально приспособлен для фабрикации плугов…» Правильнее будет сказать, что поначалу в районе железнодорожной станции был построен не завод, а механические мастерские по сборке и ремонту плугов. Готовые детали доставлялись сюда с головного предприятия. В начале XX века территория расширяется и в 1903 году мастерские переименовываются в Челябинский механический завод товарищества «В. Г. Столль и К°». Он стал одним из первых крупных в городе и в последующие годы гордо именовался «дедушкой челябинских заводов».

Рис. 3. Работники товарищества «В. Г. Столль и К°» во дворе заводской конторы. Начало XX века.JPG
Рис. 3. Работники товарищества «В. Г. Столль и К°» во дворе заводской конторы. Начало XX века

С началом Первой мировой войны объемы производства здесь не только не сократились, но и наоборот, увеличились. По сведениям историка М. Д. Машина, в это время были получены значительные заказы от военного и морского ведомств, и число работающих на предприятии выросло в два раза (по различным оценкам от 400 до 500 человек). В тот период кроме сельскохозяйственной техники здесь изготавливались снаряды, патроны, гранаты и морские мины. С началом революции, а потом и Гражданской войны завод приостановил свою деятельность, летом 1919 года его оборудование вывезли в Сибирь отступавшие части Белой армии. К осени того же года предприятие было частично восстановлено и приступило к выполнению военных заказов. В 1922 году по просьбе коллектива ему присвоили имя большевика Д. В. Колющенко, который с 1910 года работал здесь, а в первые дни выступления Чехословацкого корпуса весной 1918 года был арестован и убит в районе Белых казарм. На Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года продукция колющенцев (плуги и молотилки) удостоилась диплома второй степени. В 1925 году завод стал одним из ведущих в стране производителей конных плугов, выпуская их по 10000 штук в год. В 1920–1930-е годы на предприятии проведена коренная реконструкция, в результате которой были расширены производственные площади, построены новые здания цехов, обновлено оборудование. Тракторные плуги, молотилки и другую сельхозтехнику завод изготавливал вплоть до начала 1940-х годов.

Рис. 4. Площадка внутри завода им. Колющенко. 1937 год.jpg
Рис. 4. Площадка внутри завода им. Колющенко. 1937 год

С первых дней Великой Отечественной войны предприятие перешло на выпуск оборонной и военной техники, реактивных и артиллерийских снарядов, мин и глубинных бомб. На его площадку было эвакуировано оборудование около 20 предприятий из Москвы, Коломны, Люберец, Сум, Херсона и др. Совместно со специалистами московского завода «Компрессор» колющенцами освоено производство ракетно-артиллерийской установки БМ-13, без сомнений, ставшей самым узнаваемым их детищем. Позже челябинская «катюша» была установлена на постамент у заводского Дома культуры, став памятником работникам предприятия.

Рис. 5. Памятник «катюша». 1980-е годы.jpg
Рис. 5. Памятник «Катюше». 1980-е годы

По окончанию войны завод постепенно вернулся к своей первоначальной задаче — выпуску спецтехники для сельского хозяйства и строительства. Конец 1940-х и 1950-е годы ознаменовались массовым возведением зданий и прокладкой дорог. Страна восстанавливалась после войны, а для этого требовались немалые технические средства. В 1960-е годы произошел бурный скачок в развитии предприятия: отстраивались и открывались новые цеха, был значительно расширен ассортимент выпускаемой продукции. В это же время завод начинает производить рыхлительное оборудование на тракторы и бульдозеры ЧТЗ. Знаковым для завода Колющенко стал 1972 год — выпускается автогрейдер ДЗ-98. Эта машина по сей день пользуется спросом и является, пожалуй, самой знаменитой техникой, вышедшей с конвейера предприятия за последние полвека. В новейшее время завод не единожды менял имя. Сегодня его официально называют «Челябинские строительно-дорожные машины» и это одно из крупнейших машиностроительных предприятий Уральского региона.

22.05.2023

Возврат к списку