Новости

Пасхальные открытки в фондах музея


Пасха, день Воскресения Христова — самый главный праздник Христианской Церкви. Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Этот праздник занимает центральное место в церковном календаре. К нему готовятся в течение шести недель Великого поста и Страстной седмицы, а празднуют 40 дней — до церковного дня Вознесения Христова. Дата празднования Пасхи ежегодно меняется, исчисляется по лунно-солнечному календарю.

Пасха всегда была любимым в народе праздником, с ней связано множество обычаев: например, дарить друг другу особенные подарки, украшать стол, готовить угощения. С последней трети XIX века в России стало традиционным вместе с пасхальными поздравлениями и подарками дарить пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди (поздравляющие друг друга традиционным пасхальным приветствием: «Христос воскресе!» – «Воистинну воскресе!»), пейзажи, цветы. Собственные открытки в России стали печатать только в конце XIX века, поэтому на ранних пасхальных открытках чаще изображались принятые в Западной Европе атрибуты Пасхи, например, зайцы и птицы. Пасхальных открыток в дореволюционной России было издано много тысяч различных видов.

Коллекция пасхальных открыток сохранилась в фондах Государственного исторического музея Южного Урала.


1.JPG   

Письмо открытое «Христос воскресе!». 1904–1907 гг. Бумага. Фототипия.

На открытке изображен Челябинский Христорождественский собор. Храм на пасхальной поздравительной открытке – один из распространенных сюжетов, напоминание о церковных торжествах Воскресения Христова.


 2.JPG

Карточка почтовая «С праздником Святой Пасхи». 1909–1914 гг. Бумага. Раскрашенная фотопечать.


Очень часто на пасхальных открытках присутствуют сюжеты с пушистыми цыплятами, проклюнувшимися из яйца. Такое символическое указание на победу жизни характерно для пасхальной символики как современного времени, так и столетней давности.


3.JPG

Открытка поздравительная «Христос воскресе!». Начало ХХ в. Бумага. Цветная типографская печать.


Верба – один из символов пасхального торжества. Праздник Вербного воскресения предваряет Пасху. У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме.


4.jpg

Открытка поздравительная «Христос воскресе!». 1905–1917 гг. Германия. Бумага. Цветная типографская печать, тиснение.



С древнейших времен у христиан существует обычай в ночь Воскресения Христова, после праздничной службы, разговляться (вкушать скоромную, то есть не постную, пищу) освященными в церкви куличом, пасхой и яйцами.

В некоторых домах для такого торжественного случая существовали даже отдельные скатерти, которые стелились только на праздник Пасхи. На такой скатерти умелые хозяйки вышивали обычно различные узоры с присутствием пасхальных атрибутов. Можно было увидеть вышитые яйца, свечи, цветы, даже куличи и, конечно, буквы: ХВ, что, означало «Христос Воскресе». В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, — пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца.


5.JPG

Открытка поздравительная «Поздравляю со Святой Пасхой!». 1903–1917 гг. Бумага. Цветная типографская печать.



Букеты пасхальные – это серия букетов для подарка и букетов для украшения кулича. Пасхальный букет для подарка по форме, колористике и выбору растений выдержан в традициях Пасхи. Поэтому он нередко собирается круглым, с цветами, характерными для Пасхи, перьями, скорлупой, вербой, фигурками зайцев, ягнят, различных птиц, а также с бабочками, жуками и стрекозами. Всегда были любимы пасхальные букеты на самых разных каркасах, прежде всего, букет «гнездо». Букет на кулич, обычно небольшого размера, собирают на шпильке, чаще всего деревянной, на которой его затем и крепят в кулич.


6.JPG

Открытка поздравительная «Христос воскресе!». 1909–1913 гг. Бумага глянцевая.       Цветная типографская печать.



Птицы – один из самых распространенных элементов пасхального оформления поздравительных открыток. Чаще всего изображались аисты, а также птичьи гнезда, перья птиц. В христианской символике птица – символ Святого Духа.


7.JPG

Открытка поздравительная «Христос воскресе!». 1909–1915 гг. Бумага. Цветная типографская печать.


Украшенные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан — Пасхи. Истоки этой традиции прослеживаются в мифологии и философских трудах многих древних народов, для которых яйцо являлось символом Вселенной, Божественности. Христиане расширили символику яйца, подчеркнув в ней элемент зарождения будущей жизни и возрождения.

Красное яйцо, украшающее пасхальный стол, окружено сказаниями и легендами. Согласно одной из них, капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. Горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме прекрасных узоров. Другая легенда гласит: Святая Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию с полагающимся по случаю праздника Пасхи даром – принесла ему простое яйцо. Император не поверил ее словам: «Христос воскресе!», и сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо, которое она держит в руках, станет красным. И тут на его глазах подтвердилось чудо Воскресения Христова: яйцо покраснело.


8.JPG

Карточка почтовая «С праздником Святой Пасхи!». 1909–1916 гг. Бумага. Цветная типографская печать.



Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Ещё были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Иногда на разноцветно окрашенные яйца наклеивали из золотистой или серебристой фольги всевозможные узоры и украшения.

Писанки — это более сложный способ раскрашивания яиц. На сыром холодном яйце выводят узоры горячим воском при помощи стального пёрышка. Сделав узор, яйцо погружают в разведённую холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском, и опять погружают в другую краску. Когда все узоры выведены, надо осторожно «стопить» воск с яйца — или над пламенем газовой горелки, или над свечой. По мере того как воск тает, его надо вытирать мягкой бумажкой или тряпочкой. Ещё в начале XX века «писанки» были очень популярны и любимы. Расписыванию яиц посвящали много времени, за этим занятием семья проводила весь вечер Великого Четверга, так как в Страстную Пятницу пекли куличи, а в ночь с Великой Субботы на Воскресение освящали.


9.jpg

Открытка поздравительная «Христос воскресе!». 1903–1917 гг. Франция. Бумага. Фотопечать раскрашенная.



Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок праздничных дней по православной традиции принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. С распространением в России в конце XIX века открытых писем стало возможным отправлять пасхальные открытки родным и знакомым, особенно тем, с кем не могли христосоваться на Пасху, и пронести эти слова «Христос воскресе!» через версты весенней распутицы и пограничные посты.


10.JPG

Открытка почтовая «Сердечный пасхальный привет». 1904–1917 гг. Бумага глянцевая. Цветная типографская печать.



Дерево пасхальное – украшение, имитирующее стоящее в Раю Древо Жизни, Древо Познания добра и зла. Оно может быть любого размера – от маленьких подарочных, настольных композиций до больших интерьерных объектов. Пасхальные работы изготавливались и из любого материала, могли напоминать настоящие деревья или быть стилизованными.

11.JPG

Открытка поздравительная «Христос воскресе!». 1910–1911 гг. Бумага глянцевая. Цветная типографская печать.



Для пасхальных подарков изготовлялись яйца разного размера из шоколада, папье-маше, дерева, фарфора, стекла и даже драгоценных металлов и камней. Пасхальные яйца для подарка создавал знаменитый российский ювелир Фаберже. Они были украшены золотом и драгоценными камнями. Считают, что именно Фаберже начал делать открывающиеся яйца с сюрпризом. Каждый год фирма Фаберже преподносила императорской семье драгоценное яйцо к Пасхе, и всегда это было настоящее произведение искусства.


12.jpg

Открытое письмо «С праздником Святой Пасхи!». 1904–1913 гг. Бумага. Типографская печать.



В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхального воскресения прятать подарочные яйца. Дети по пробуждении тут же бросались обыскивать весь дом. В итоге малыши обнаруживали «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.

Заяц пасхальный – один из атрибутов Пасхи и пасхальной символики почти во всех странах Западной Европы, особенно в католических и протестантских. Вместе с традицией изготовления пасхальных открыток изображение зайца перешло и на русские открытки в честь Воскресения Христова. А также в виде зайчиков делали игрушки, сладости и сувениры.   

Е. М. Шумская, ученый секретарь




11.04.2023

Возврат к списку