Новости

Брейгель «Детские игры»


«Детские игры»: композиция, колорит, сюжет, смысл

Без названия.jpg




Состоялась вторая лекция о Питере Брейгеле Старшем. Искусствовед Марья Аникина раскрыла особенности картины художника «Детские игры». Сохраняем конспект встречи, чтобы всегда можно было обратиться к уже пройденному материалу цикла. Обратите внимание на домашнее задание в конце.

Линия изучения Питера Брейгеля выстроена хронологически – от ранних живописных полотен к поздним. Так можно последовательно проследить, как трансформировалась творческая манера художника: как менялась композиция, сюжет. «Детские игры» написаны всего через год после «Нидерландских пословиц», но уже здесь можно найти отличия.

Пространство полотна стало настолько ясным, структурированным и понятным, что с ним уже можно увязать смысл и сюжет. Архитектура не закрывает людей, а их фигуры уменьшаются соразмерно перспективе. В «Детских играх» появляется композиция, которая станет для Брейгеля характерной – зигзагообразный путь от первого плана к горизонту. Этот прием удобен для человеческого глаза.

В то же время, пространство второй картины становится гораздо сложнее: Брейгель обозначает 2 перспективы – в левый и правый верхние углы. Словно у композиции 2 горизонта. Этот прием можно объяснить как несовершенством композиции 17-го века в Нидерландах, так и сознательным выбором художником, чтобы сделать пространство «бесконечным».

Стоит быть осторожными с интерпретациями картин Брейгеля, но двойная перспектива наталкивает на такое смысловое прочтение: два горизонта = два пути для развития человека: освобождение и тупик. И, масштабируя, «Детские игры» – то, как видит художник мир из своей мастерской. Игры – это рамки и правила, в которых существуют взрослые и дети. Брейгель словно философски рассуждает, к чему же они в итоге могут привести.

Отдельные сцены картины – подмеченные Брейгелем фрагменты повседневности. В это время в Антверпене было много школ и днем школьники просто высыпали на улицы. Натурные наблюдения – одно из главных отличий Северного Возрождения от Южного с его идеализированными картинами. В центре внимания Брейгеля обычные люди. И они многое рассказывают об историческом контексте, в котором написана картина. Например, теплая одежда напоминает, что 17 век – время Малого ледникового периода в Европе.

Подробнее о технических приемах. Колористически «Детские игры» тоже выстроена великолепна. Цветовая гармония складывается, не смотря на обилие пятен локального цвета – отголосков средневековой живописи. Секрет теплого колорита в цветном грунте – охристом или охристо-горчичном. В это время уже используют метод лессировки, поэтому теплый подтон словно «подсвечивает» всю картину.

Уже отмечалось, что Брейгель пришел в живопись как состоявшийся график и это отчетливо видно в первых красочных полотнах: художник особенно подчеркивает силуэт каждой фигуры. Он даже нарушает сложившийся «протокол правильного написания картины» и дорабатывает фон вокруг персонажей – темными мазками усиливает их контур.

Эта графичность Брейгеля в « Детских играх» достигает своего апогея: каждая из групп в многофигурной композиции становится отдельным произведением почти ювелирного искусства. «Здесь много драгоценных кусочков, богатство поз и ситуаций», – подчеркивает Марья Аникина. Удивительно, что не сохранилось ни одного подготовительного эскиза к этому полотну.

В других работах такого многообразия мы не встретим, им на смену придут другие художественные особенности Брейгеля. В ближайших планах изучение «Падение мятежных ангелов» и «Триумф смерти».


Домашнее задание к 28 октября: найти в «Детских играх» взрослых персонажей. Подсказка кроется не во внешности, а в их действиях.



A54T1196.JPG

A54T1212.JPG

Фото: Юрий Ермолин




17.10.2022

Возврат к списку