Новости

"Пословицы" Брейгель



Открылся цикл лекций искусствоведа Марьи Аникиной о нидерландском художнике 16 века Питере Брейгеле Старшем. На первой встрече речь шла о картине «Нидерландские пословицы», одной из первых узнаваемых работ раннего Брейгеля-живописца. Делимся основными тезисами лекции.

«Брейгель во многом остается загадкой»: биография его намечена пунктиром – большая часть информации о художнике собирается во многом из деталей его картин.

Начинал Брейгель как график, живописью начал заниматься уже в зрелом возрасте. Поэтому ранние его полотна, в том числе «Нидерландские пословицы», довольно графичны: все фигуры обведены темным контуром, цветовые пятна не проработаны множеством оттенков.

16 век в Нидерландах – эпоха Северного Возрождения. В сюжете «Пословиц» усматриваются идеи времени, а именно – Возрожденческий энциклопедизм – стремление собрать накопившиеся знания в единую книгу/сборник/кодекс. Предположительно, картина Брейгеля – это иллюстрация к книге Эразма Роттердамского «Пословицы». По подсчетам, на ней изображено от 115 до 150 поговорок.

Отсюда вырастает и композиционная особенность работы: привычное современному зрителю единство сюжета, времени и места в «Пословицах» не усматривается. Вместо этого – множество разрозненных сюжетов в условно общем пространстве деревенско-городского пейзажа. До Брейгеля соединять несколько иллюстраций в одну сюжетную картину принято не было.

Другое название картины – «Мир вверх тормашками». Олицетворяет его перевернутый глобус слева по-центру. Глобус – самый повторяющийся элемент композиции – как бы намекает на общечеловечность проблем, изображенных Брейгелем. «Смотря на картину в 21 веке, мы понимаем: люди не меняются», – подчеркнула Марья Николаевна.

Почти все сюжеты изобличают человеческие пороки и глупости – общая тональность «Пословиц» довольно мрачная. Брейгель дает ключик к пониманию причин людских бед: перевернутый крест – знак Антихриста, который правит на земле до второго пришествия Христа, он и искушает людей, склоняет к греху.

Мрачность Брейгель маскирует в шутку: «современники называли его Брейгелем-забавником, но юмор у него довольно едкий – местами мизантропический, местами жутковатый». Это отражается и на изображении людей – они не симпатичны, их лица отталкивают.

Но какими бы ни были страшными и густонаселенными картины Брейгеля, в них всегда есть выход и свет, надежда. В «Пословицах» это верхний правый угол – морской пейзаж с ярким солнцем, оно светит прямо на зрителя. На лекции гости увидели этот фрагмент отдельно – он смотрится как отдельная картина.

В «Пословицах» можно найти темы, которые Брейгель продолжал поднимать и изучать в своем творчестве дальше. Марья Аникина с слушателями уже нашли один такой сюжет: три силуэта слепцов на горизонте, которых художник изобразил вновь спустя 10 лет в «Притче о слепых».

Домашнее задание для всех интересующихся к 14 октября: найти еще как минимум два сюжета, которые повторялись в других полотнах Питера Брейгеля Старшего.

Приходите на следующие лекции цикла: к каждой встрече готовятся крупноформатные репродукции и фрагменты картин, которые помогают детально погрузиться в творчество загадочного нидерландского художника.

Рекомендуемый список литературы: монография Сергея Львова «Питер Брейгель».




04.10.2022

Возврат к списку