«Праздник продолжается…». Ёлочные игрушки в фондах Государственного исторического музея Южного Урала

Мы не можем представить себе Новый год без ёлки и, конечно, ёлочных игрушек. В фондах нашего музея хранятся самые разнообразные ёлочные украшения из ваты, картона, бумаги и стекла.

 

1.jpg

Фото 1

2.jpg

Фото 2

 

Украшения ёлки в конце XIX — начале XX веков имели религиозный смысл. Все ёлочные игрушки воссоздавали евангельский сюжет Рождества: Вифлеемская звезда, ангелочки, гирлянды (бусы, цепи, венок) — атрибуты святости, страдания, воскрешения и бессмертия. Колокольчики знаменовали собой божественный голос, яблоки — символы спасения и познания, ягнёнок — символ Христа, свечи — эмблемы Христа, церкви, благодати и веры. Естественно, после установления Советской власти все эти игрушки стали неактуальны. Им на смену пришли новые.

 

3.jpg

Фото 3

 

4.jpg

Фото 4

 

Самые интересные ёлочные украшения — игрушки 30–60-х годов ХХ века. Это уникальное явление в истории отечественной культуры. Почти все украшения предметные, иногда сюжетные: овощи и фрукты, животные, герои сказок и др. Их производили артельным способом, один мастер делал игрушку от начала и до конца. Особый интерес вызовут у посетителей ватные игрушки. Вот перед нами мальчик в белой поблёскивающей шубке и шапке, который лежит на животе на оранжевых санях (фото 1), другой мальчик сидит в санках, широко расставив ноги (фото 2), девочка с длинными тёмными волосами качается на качелях, её юбка развевается на ветру (фото 3). А вот клоун в остроконечном колпачке с гитарой в руках (фото 4), две разные Красные Шапочки с корзинками в руках: одна в белой пелеринке, другая в красном плаще (фото 5 и 6), даже есть чернокожая девочка в жёлтых платье и панаме (фото 7). Их личики сделаны из папье-маше и тщательно прорисованы. Ещё есть грибок с лицом и ручками, обезьянка на качелях, а также два жирных гуся. Но особенно хороши жираф и зебра (фото 8 и 9).

 

5.jpg

Фото 5

 

6.jpg

Фото 6

 

Ватные игрушки изготавливались вручную, основу составлял проволочный каркас, который затем оборачивался слоями ваты и покрывался клейстером на крахмале для придания жёсткости и более ровной поверхности, на которую можно было наносить краски, наклеивать изготовленные из папье-маше лица и прочие элементы.

 

7.jpg

Фото 7

 

8.jpg

Фото 8

 

9.jpg

Фото 9

 

В дальнейшем производство было запущено на фабриках путём механизированной намотки и прессовки ваты. В музейном собрании представлены и фабричные игрушки — это грибочки, огурцы, яблоки, груши и лимоны.

Из ваты изготавливали не только ёлочные украшения, но также и ставшие обязательными праздничными атрибутами фигурки Деда Мороза и Снегурочки, которых ставили под ёлку. Привычный нам облик Деда Мороза, утвердившийся в СССР, является синтезом образов сурового языческого бога зимы и европейского Санта-Клауса (фото 10).

 

10.jpg

Фото 10

 

Советский Дед Мороз обязательно был одет в длинную шубу, имел густую длинную бороду, его атрибутами были посох и большой мешок с подарками. Технология изготовления таких игрушек была той же, что и для ёлочных украшений, а для устойчивости дно делали широким, плоским и жёстким либо ставили на деревянную подставку. В коллекции музея представлено несколько ватных фигурок Деда Мороза. Самый ранний из них так же, как и наиболее ранние ёлочные игрушки в коллекции, изготовлен вручную, артелью «Кооперативный труд» подмосковного города Пушкино. Позднее, в 1970–1980-е годы в СССР наподобие ватных Дедов Морозов стали изготавливать более простые фигурки из пластмассы и пенопласта.

 

11.jpg

Фото 11

12.jpg

Фото 12

 

Очень разнообразна коллекция игрушек из картона: обезьяна с зеркалом (фото 11), летящие гуси-лебеди, цирковая лошадь (фото 12), медведь с мячом и др., а также обычные животные и птицы — белый медведь, белка, пеликан, птички, рыбки, морской конёк и другие. Кроме одиночных персонажей есть и сюжетные композиции из русских сказок — Алёнушка с козлёночком, Колобок и Медведь.

Первые картонные игрушки начали производить в Германии в XIX веке, об этом пишет А. Сальникова в книге «История елочной игрушки»: «Одними из самых дешевых были картонажные игрушки, которые начали производить в последней трети XIX века. Их могли позволить себе и представители средних слоев населения. В связи с тем, что родиной этих игрушек был немецкий Дрезден, их стали называть «дрезденскими», хотя картонажное производство в не меньшей степени было развито также и в Лейпциге. Картонажные игрушки — объемные и плоские — обычно изображали животных, птиц, рыб, насекомых, позднее — военную и гражданскую технику (дирижабли, самолеты, парашюты, автомобили и пр.). Такие игрушки склеивались из двух половинок выпуклого тонированного картона, покрывались золотой или серебряной монохромной фольгой, иногда — крошками стекла, расписывались вручную. Можно сказать, что вплоть до революции именно картонажи были самым распространенным, доступным и любимым елочным украшением в России»*.

Производимые позднее в СССР картонные игрушки изготавливались по аналогичной технологии — из двойного рельефного картона, покрытого раскрашенной фольгой, — и были не менее популярны. Сегодня традиции изготовления ватных и картонных ёлочных игрушек своими руками снова возрождаются, что говорит о том, что, несмотря на огромное разнообразие современных товаров, эти предметы не утратили своей актуальности.

Новогодние флажки по своему функциональному назначению наряду с шарами, бусами и гирляндами относились к игрушкам, обеспечивающим общий вид ёлки. В нашей коллекции представлены одна гирлянда флажков с изображением животных (уточка, слон, зайчик, петушок), две с героями сказок (Мальвина, Баба Яга, Айболит, Мойдодыр, Золотая рыбка, Лиса, Волк и Медведь) и третья гирлянда флажков в виде флагов военно-морских сигналов.

Самая многочисленная коллекция ёлочных украшений — это стеклянные игрушки: бусы, шары, снежинки, утки, котики, цыплята, факиры, клоуны, сосульки, шишки и другие (фото 13 и 14).

 

13.jpg

Фото 13

 

 

14.jpg

Фото 14

 

Есть и не часто встречающиеся: девочка с флажком, лампа, охотник и другие. Игрушки выдували через стеклянную трубочку, затем помещали в цветной лак или нитрит серебра, делали роспись и приделывали «шапочку» с петелькой, с 1948 года стали делать игрушки на прищепках (фото 15 и 16).

 

15.jpg

Фото 15

 

16.jpg

Фото 16

 

В 1950-е годы большой популярностью пользовались украшения из стекляруса, соединённого медной или стальной проволокой. Так монтировали игрушки геометрической формы — абстрактные конструкции. Это русская модификация ёлочных украшений из Богемии. В связи с тем, что по внешнему виду они чем-то напоминали люстры, их иногда называли «дворцовыми люстрами». Например, в музейном собрании хранятся изготовленные таким способом стульчик (фото 17), велосипед (фото 18), кораблик, корзиночка, звезды, фонарик с шариком внутри ромба и другие.

 

17.jpg

Фото 17

 

18.jpg

Фото 18

 

Эра воздухоплавания отразилась на ёлках игрушками — дирижаблями с надписью «СССР», самолётами и парашютами, освоение космоса — ракетами и космонавтами. В конце 30-х годов на ёлках появились герои детской литературы — доктор Айболит, Красная Шапочка, Иванушка на гусе, Чиполлино и другие. Олицетворением нового строя стали верхушки в виде пятиконечных звёзд, шары и «медальоны» с изображением советских эмблем: звёзды серпа и молота. После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» появились игрушки в виде часов, на которых стрелка застыла на без пяти минут 12.

Со второй половины 1940-х годов много производилось игрушек на сельскохозяйственную тему: морковь, помидор, луковки, огурец, стручки гороха, лимоны, и конечно «царица полей» кукуруза. Овощи и фрукты олицетворяли советское изобилие.

Разнообразные стеклянные шары и фигурки украшали перламутром, цветным лаком, слюдой, расписывали вручную и по трафарету, на них наносили одно- и многоцветное напыление, позже стали применять светящиеся краски. Но немецкие стеклянные игрушки явно затмевали отечественные, их отличали яркие краски и изящество форм: шишки, покрытые разноцветным инеем, как будто бы только сняты с ёлки. В музейном собрании есть целая коробка таких игрушек, произведённых в ГДР.

Со второй половины 1960-х годов производство стеклянных ёлочных игрушек в СССР было поставлено на поток. Произошёл переход от полукустарного к машинному изготовлению, сопровождавшийся максимальным упрощением ассортимента и постепенным переходом от тематической игрушки к абстрактной. Ёлочные игрушки утратили своё художественное своеобразие, потеряли свою уникальность и в форме, и, во многом — в содержании. Но музейные сотрудники надеются, что наша коллекция будет пополняться новыми современными экспонатами отечественной промышленности, отражающими самобытность традиционных русских ёлочных украшений.

 

Литература

1. Душечкина, Е. В. Русская елка: История, мифология, литература / Е. В. Душечкина. Санкт-Петербург, 2002.

2. Сальникова, А. История елочной игрушки, или Как наряжали советскую елку / А. Сальникова. М. : Новое литературное обозрение, 2011.

3. Хрупкое чудо на новогодней ёлке. МГОМЗ, ОАО «Ёлочка», 2017.

4. Электронный ресурс: https://www.livemaster.ru/topic/2169201-istoriya-vatnoj-elochnoj-igrushki (дата обращения 25.12.2019)

5. Электронный ресурс: https://bigpicture.ru/?p=845850 (дата обращения 25.12.2019)



* Сальникова А. История елочной игрушки, или Как наряжали советскую елку. М. : Новое литературное обозрение, 2011. С. 87.


Возврат к списку