«Острожская Библия» из фондов Государственного исторического музея Южного Урала
«Острожская Библия» из фондов  Государственного исторического музея Южного Урала 24.08.2017

«Острожская Библия» из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

24 мая 2017 года в связи с празднованием Дня славянской письменности и культуры в Государственном историческом музее Южного Урала состоялась выставка одного экспоната: первопечатного издания Ивана Федорова – «Острожской Библии» 1581 года издания.

Имя первопечатника диакона Ивана Федорова можно поставить в один ряд с создателями славянской азбуки равноапостольными Кириллом и Мефодием, которые принесли на нашу землю письменность. Братья, обладая глубокими знаниями, создали первый славянский алфавит. Он стал большим импульсом для развития культуры и просвещения в славянских государствах1. Письменность позволила развить русское книжное дело и литературу, обучить грамоте даже простых людей.

Продолжая дело Кирилла и Мефодия, Иван Федоров создал почву не только для глубокого духовного усвоения нравственных и церковных истин во всем народе, но и для развития всей отечественной культуры. До начала книгопечатания книга была на Руси поистине уникальной и весьма дорогой вещью. Книги были рукописные, и это были преимущественно книги церковные. Богослужебные рукописные книги: творения святых отцов, житийная, богословская и иная духовная литература – ценилась буквально на вес золота. Переписка книг была трудным и длительным занятием. Зачастую переписчики допускали ошибки, при этом иногда искажался смысл текста. Печатный двор, основанный при Иване Грозном в Москве, резко изменил ситуацию.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над созданием этого печатного двора. Нужно было быть очень образованным человеком и обладать всесторонними знаниями и умениями, чтобы собственноручно наладить работу типографии: Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Стоит напомнить, что первая печатная книга «Апостол» увидела свет в 1564 году и что работа над ней заняла целый год. После этого Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем подготовили и издали «Триодь постную», «Триодь цветную», «Евангелия», «Псалтырь», «Часовник» и другие книги. Практически за 100 лет работы, до середины XVII века эта типография выпустила книг общим тиражом около 250000 экземпляров. Однако эту огромную работу выполняли уже ученики и последователи Ивана Федорова. Сам он по причине недоброжелательства светских и духовных начальников вынужден был покинуть Москву и переехать в Великое княжество Литовское, где успешно продолжал свое печатное дело2. Затем князь Константин Острожский пригласил Иоанна Федорова в город Острог (ныне город в Ровенской области на Украине) и предложил ему заняться работой над Библией. Издание «Острожской Библии» в 1581 году стало вершиной жизненного подвига диакона Иоанна. Оно было подготовлено в немыслимо короткие для человеческих возможностей сроки, в нем практически отсутствуют опечатки. Тираж был по тому времени огромен: от 1000 до 1500 экземпляров. На сегодняшний день сохранились около 350 экземпляров3. Один из них хранится в Государственном историческом музее Южного Урала.

Как и все издания Ивана Фёдорова, наша «Острожская Библия» набрана и свёрстана безупречно. В ней для основного текста применён мелкий, но удобочитаемый «острожский» шрифт, полууставный с элементами скорописных начертаний, а всего используется 6 шрифтов. Набор выполнен в 2 колонки, на каждой странице по 50 строк. Используется два языка: греческий и церковно-славянский. «Острожская Библия» начинается со слов: «Иско́ни сътворѝ богъ не́бо и зе́млю. Земля́ же бѣ неви́дима и неукраше́на, и тма̀ ве́рху бе́зъдны. И духъ бо́жїи ноша́шеся ве́рху воды̀».

Книга напечатана на белой бумаге с филигранями: подкова с крестом, серп и топор, картуш. Для печати книги применены 2 типографские краски: черная и красная. Красным цветом выделены: месяцеслов, показания зачал, оглавления книг Библии. В книге помещена гравюра, изображающая царя Давида. Она выполнена на бумаге XVIII века и очевидно, что была вставлена позднее выхода в свет издания.

В книге имеются надписи от руки, выполненные скорописью XVII века (4 надписи) и XVIII века (1 надпись), которые в числе прочего содержат имена, скорее всего, владельцев книги: Савринец Кернажицкий – XVII век и Григорий Николаев Голованов – XVIII (XIX?) века, житель Нижнетагильского завода.

Подлинный переплет книги утрачен. Он заменен картонными обложками, корешок выполнен из ткани. Книга реставрировалась в XVIII-XIX веках по разумению своих владельцев: бумага прошита белыми нитками, книжный блок обрезан, присутствуют следы попыток реставрации и самой бумаги. Говоря о сохранности книги к настоящему времени, следует отметить наличие загрязнений, желтых пятен, следов влаги и жука. В целом для артефакта, которому почти 450 лет, сохранность достаточно хорошая. К сожалению, в музее не сохранилась информация о том, когда и как эта книга поступила в фонды, однако это не умаляет ее ценности. Безусловно, «Острожская Библия» представляет собой культурную ценность национального значения.


1. 24 мая «День Кирилла и Мефодия» празднуют в Болгарии под названием «Праздник букв». В Чехии день Цирила и Методея отмечается 3 июля, в Словакии - 5 июля.


2. Соловьев А. Государев Печатный двор и Синодальная типография в Москве. Историческая справка. М., Синодальная типография, 1903. С. 12-13.


3. Немировский Е. Л. Острожские издания Ивана Федорова — выдающиеся памятники восточнославянской культуры // Федоровские чтения. 1981. М., 1985. С. 5-12.



Возврат к списку